Национальные НКО в публичном пространстве: тренды, образы, стереотипы

Какие они — диаспоры, некоммерческие организации, и что о них пишут в прессе. Дискуссии в рамках Проекта, который стартовал в Екатеринбурге, благодаря победе в федеральном конкурсе грантов.

В рамках проекта «Межнациональные коммуникации: от объективной информации к адекватному событию» — будет создан Контакт-центр – экспертный совет — виртуальный штаб проекта, куда войдут представители национальных и правозащитных НКО, эксперты в области СМИ, этнополитики, этнопсихологии, профессиональные журналисты и будут обсуждаться и комментироваться наиболее актуальные межнациональные темы и события. Специалисты проекта проведут мониторинг СМИ на предмет количества и тональности информационных материалов этнической тематики. Для национальных НКО будет организован тренинг по  позиционированию и развитию взаимоотношений со СМИ. В рамках проекта запланировано размещение интернет-издания Календарь-справочника для журналистов «Поликультурная Россия», где будет освещено не менее 500 событий (праздники, памятные даты) которые могут стать информационным поводом для СМИ. Итогом работы станет подготовка аналитического доклада, в котором будут отражены результаты всех мероприятий проекта.

Комментарии к теме проекта:

Алексей Фаюстов, директор медиацентра Уральского федерального университета, ведущий Новостей телеканала «41-домашний», член Академии Российского телевидения

Как представлены национально-культурные общества, их деятельность на территории Екатеринбурга и области?

Я считаю, достаточно скудно, и если мы говорим о трендах, то мне видится их два. Первое — это информационные программы, сопровождающиеся событийным рядом: происшествия и чрезвычайные ситуации, в которых замешаны представители тех или иных национальных объединений; и второе направление — это тематические программы, которые презентуют, рассказывают нам о других народах и культурных объединениях…

Что касается информационного направления, то здесь, на мой взгляд, всё не очень благополучно. К сожалению, относительно НКО в информационной повестке в основном присутствует негативная окраска, упоминания идут с точки зрения криминальных событий. Средства массовой информации на криминал реагируют мгновенно. И если мелкое преступление совершает русский человек, то это остается не замеченным, если же главным фигурантом криминального события является представитель диаспоры, то это часто попадает на первые полосы и в первые блоки новостей.

В меньшей степени в информационном поле присутствуют события, в которых НКО представлены в позитивном или в нейтральном ключе. Наверняка это связано с тем, что в этой повестке мало информационных поводов. Если у события, как говорят телевизионщики, есть «картинка», то на это ещё могут среагировать, но если речь идёт о пресс-конференции, презентации или местечковом событии, то это уже не интересно СМИ, есть такой грешок у журналистов как погоня за «желтизной». Если говорить о тематических программах, то я не могу назвать большой список программ, которые бы представляли диаспоры и национальную тематику. Знаю программу «Национальное измерение», которая регулярно приезжает в Уральский федеральный университет и снимает сюжеты, посвященные студенческим будням, традициям и праздникам иностранных ребят, которые в большом количестве учатся у нас. Я знаю программу «Наследники Урарту». Хорошо, что у нас вещает канал «ТНВ», и его представители тоже приезжают на мероприятия в университет. Недавно они снимали сюжет, посвященный празднованию 290-летия первой татарской книги…

У меня ощущение, что все эти программы инициируются  непосредственно национальными диаспорами, потому что у них есть острая необходимость объяснять и рассказывать о своей жизни и культуре. Нам нужно формировать правильное отношение к другим национальностям, потому что журналисты зачастую не удосуживаются перепроверять информацию и совершают грубые ошибки, когда рассказывают о традициях и культуре тех или иных народов. Я назвал всего две программы, а из периодических изданий я не могу назвать ни одного. Это говорит о том, что СМИ очень мало внимания уделяют этой важной теме. Кстати, и сами диаспоры иногда ведут себя не очень открыто, «варятся» в своем сообществе, не тиражируя информацию во внешнюю среду…

А какие действия, на ваш взгляд, должны совершать НКО при взаимодействии со СМИ?

Это двусторонний процесс, и национальные диаспоры должны сами инициировать информационные поводы. Замечательно, что появляются советы, общины, которые не живут внутри себя, а выходят в мир и устраивают мероприятия, чтобы показать, что мы живем в одном обществе, состоящем не из ста человек, а из десятков тысяч. Все мы должны сосуществовать, и очень важно показывать, что у диаспор есть свои традиции, свое видение культуры, с которым не считаться нельзя.

С другой стороны — власти тоже должны прилагать усилия, выделяя, в том числе, и деньги для того, чтобы провоцировать появление различных сообществ, клубов и мероприятий, которые работали бы на формирование толерантности общества. Но некоторые проблемы государство решить просто не в силах… Мы часто говорим о том, что русские проявляют нетолерантность по отношению к представителям других национальностей, но, к сожалению, бывает и наоборот, и решать эту проблему нужно, безусловно, с двух сторон. Лично у меня объяснение очень простое: все проблемы идут из семьи, и если в семье бытует неадекватное отношение, формирующее у ребенка стереотип, что «он – другой», государство с этим ничего поделать не сможет, даже если потратит миллиарды. Дети быстро впитывают информацию, как губка. Если мама и папа позволяют себе в обиходе произносить слова (даже в шутливом тоне), которые заведомо унижают представителей других национальностей, то постепенно для ребенка это станет моделью отношения и поведения. Уважаемые родители, давайте будем терпимее и помнить, что благополучие в межнациональных отношениях в государстве зависит, в том числе, и от модели воспитания, которую мы строим в своей семье!

Сергей Порхачев, обозреватель Центральноазиатского информационного портала «News — Asia»:
Как видно из представленного Межнациональным информцентром исследования, в России сложился устойчивый тренд по негативному представлению диаспор, национальных объединений и отдельных национальностей в средствах массовой информации. Ответ на вопрос, почему в СМИ появляется много материалов с отрицательной окраской и так мало с положительной, нужно искать не только в принципах работы современных СМИ, но и в самих национальных объединениях…Каждый руководитель современного электронного или печатного издания — прежде всего бизнесмен, который заинтересован в том, чтобы его новости «продавались», увеличивая тираж газеты/журнала или приток посетителей на веб-сайт. Такая коммерциализация ставит перед журналистом задачу по написанию «громких» и «кричащих» заголовков, поиску сенсаций в обычной жизни и порой бездумному эксплуатированию острых национальных тем. К сожалению, гражданское общество практически не имеет рычагов влияния на данные процессы, а более того, идет на поводу у СМИ «раскручивая» националистические настроения. Второй, но не менее важный аспект данной проблемы, кроется в практически полном отсутствии работы со СМИ со стороны диаспор. К большому сожалению, национальные НКО не умеют и не знают, как выстроить данную работу, как правильно позиционировать себя в СМИ, как грамотно реагировать на вызовы и негативные материалы, прибегая к помощи профессиональных журналистов. Другая не менее важная проблема – это отсутствие понимания того, как показать то хорошее, что они приносят в наше мультинациональное общество.

Татьяна Мерзлякова, Уполномоченный по правам человека Свердловской области:
Когда я сегодня слышу новомодное слово толерантность применительно к национальным отношениями, то невольно вспоминаю свои  былые годы. В многонациональных Алтае и Урале, где прошли мои детство и юность, было не принято задумываться о национальной принадлежности людей. Хотя в паспорте она независимо от желания или нежелания владельца указывалась. И не только в паспорте – во всех официальных документах. Еще совсем недавно слово «нацизм» в нашем сознании связывалось только с  Великой Отечественной войной, казалось, что такое явление может быть только в прошлом. Мы были свято уверены, что национальная и расовая нетерпимость свойственны только загнивающему Западу. А слово «толерантность» мы в молодости совсем не употребляли. Хотя толерантными были…

Алексей Старостин,  
заместитель заведующего кафедрой теологии, директор Центра тестирования по русскому языку как иностранному граждан зарубежных стран УГГУ, кандидат исторических наук, журналист, член Общественно-консультативного совета при УФМС по Свердловской области:
За несколько лет работы в национально-культурной автономии татар Свердловской области и тесном общении с различными этнокультурными общественными объединениями в Уральском государственном горном университете и на других площадках, я сумел на практике убедиться, что именно данные организации занимаются сохранением и развитием национальной культуры народов Урала. Именно на плечи их членов и активистов ложится работа по организации курсов изучения родного языка, поддержке самодеятельных фольклорных коллективов, изданию этнически ориентированных средств массовой информации, представлению интересов своего этноса перед муниципальными и областными органами власти. Члены и активисты НКА и ЭОО проводят большую работу по гармонизации межнациональных отношений в Свердловской области, оперативному выявлению очагов напряженности и развитию среди населения региона культуры толерантности, это люди, душой болеющие за родную культуру и безвозмездно выполняющие возложенные на них обязанности.
Движение среди народов Урала, направленное на сохранение своей культуры, зародилось более 20 лет назад. За это время в городах и селах Свердловской области сложился единый слой людей, реальных единомышленников, которые активно работают на благо своей культуры. Интересно, что единодушие в оценках многих событий и явлений общественной жизни Среднего Урала характерно не только для лидеров национально-культурных автономий и этнокультурных общественных объединений, которые регулярно встречаются друг с другом, участвуют в совместных мероприятиях, а потому стали за эти годы настоящими друзьями. Единодушие существует и среди актива этнокультурных организаций, хотя, как правило, члены и активисты данных организаций реже общаются друг с другом, нежели их лидеры.Но эту атмосферу направленности на межнациональный диалог и соработничества лидеры переносят в свои организации, что и сформировало из людей самых разных национальностей единую «профессиональную» группу, с общностью взглядов и оценок. Это прекрасно показало социологическое исследование «Отношение членов этнокультурных общественных объединений к развитию этноконфессиональных отношений в Свердловской области», проведенное в 2012 г. Центром содействия национально-культурным объединениям при УГГУ и кафедрой теологии ВУЗа. Примечательно, что на вопросы обширной анкеты как активисты этнокультурных общественных объединений коренных народов Урала, так и активисты объединений народов, для которых Урал не является исторической родиной, дали практически идентичные ответы. Очевидно, на общности взглядов членов НКА и ЭОО разных народов сказывается и тот факт, что им приходится решать одни и те же проблемы.Что же касается, представленности этнокультурных общественных объединений в средствах массовой информации, то она, к сожалению, не велика. По результатам мониторинга СМИ Свердловской области в сентябре 2012 г. из 125 материалов на национальную проблематику, только 6 были связаны с деятельностью данных объединений и были связаны с празднованием 10-летия Консультативного совета по делам национальностей Свердловской области. Поэтому информационную активность этнокультурных общественных объединений можно оценить как не высокую, хотя объединения проводят десятки интереснейших мероприятий. Однако, как практикующий журналист, могу сказать, что активисты объединений не всегда умеют их грамотно преподнести журналистам, «пропиарить», завлечь, да и журналистам и редакторам СМИ зачастую не очень интересны всевозможные народные праздники, обряды и традиции, если только это не что-то из ряда вон выходящее, вроде Федерального Сабантуя и не сопровождается участием первых лиц или иных «медийных» персон.Но вскоре, наверное, эта проблема будет разрешена. Во-первых, благодаря проектам, подобным нынешнему, когда вместе взаимодействуют журналисты и активисты этнокультурных общественных объединений, во-вторых, благодаря семинарам для журналистов и СМИ, встречам с редакторами, которые в последнее время стали проводится довольно часто, и, в-третьих, благодаря тому, что правительство Свердловской области выделило в 2012 г. средства на бесплатное обучение активистов молодежных этнокультурных общественных объединений PR технологиям на базе Уральского федерального университета. Если ребята получат необходимые знания по продвижению своего национального бренда, то хочется надеется, что уже в самое ближайшее время представленность НКА в СМИ будет гораздо выше.

Нурзида Бенсгиер,
исполнительный директор НП МИЦ:
Я думаю, что интерес к национальным НКО в обществе проявляется только по определенным поводам: когда после новостей, основанных на криминальных хрониках, население негодует — почему «воспитанием» и профилактикой преступности не занимаются их национальные лидеры или диаспоры, когда происходят формальные мероприятия, чаще — культурные, празднуются национальные праздники и т.д. Третий повод национальным НКО появится в публичном пространстве — это государственная политика, т.е. когда Президент или Правительство вводят в повестку решение национальных вопросов народов России.

 

Лия Гинцель, журналист:
Честно говоря, кажется, что диаспоры не слишком разбежались заниматься имиджевыми проектами. Во-первых, не очень, видимо, заинтересованы, во-вторых, это требует некоторых (не обязательно больших) материальных затрат. Могу привести пример. Великолепный проект Екатеринбургской музыкальной гостиной «Лея» — «Музыка и кухня — язык толерантности». Организаторы подготовили великолепные, потрясающие музыкальные вечера с национальным угощением грузин, евреев, татар, украинцев… Могли бы продолжать и продолжать, но отклика-то нет. Впечатление, что никому ничего не надо. А ведь какое знакомство с культурой, с именами… То, что сделано, прошло на высочайшем уровне.

Источник: http://www.ethnoinfo.ru

Добавить комментарий