Союз равноправных народов — будущее России

Проект доклада общественного деятеля и публициста Фандаса Сафиуллина на Международной научно-практической конференции «Взаимодействие органов власти и общественных объединений учреждений по гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект».

Общеизвестно, правовой основой государственного устройства Российской Федерации является Конституция РФ, которая в полном объеме признает принцип верховенства международного права(ст.17).
Выступая очередным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года, в день двадцатилетия принятия основного закона страны Президент России В.В.Путин констатировал, что «Конституция Российской Федерации является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство и принято всенародным голосованием. Конституция соединила два базовых приоритета – высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство, – подчеркнув их взаимную обязанность – уважать и защищать друг друга. Убеждён, конституционный каркас должен быть стабильным, и прежде всего это касается прав и свобод человека и гражданина. Эти положения Основного закона незыблемы».

Безусловно, Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – важнейшая обязанность государства.

Принципы, с провозглашения которых начинается Конституция Российской Федерации, достойны священных книг:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, […] принимаем Конституцию Российской Федерации».
Но, к сожалению, реальная национальная политика еще далека от красивых формулировок Основного закона государства о провозглашенных в нем принципов.
Вступление в XXI век обернулся нескончаемой серией запретов и ограничений национально-культурных прав татарского народа и других нерусских народов Российской Федерации.
В 2002 году татарский народ был лишен естественного права быть хозяином своего родного языка — права на выбор и подбор соответствующих фонетическим особенностям языка букв. Эти буквы были объявлены «угрозой государственной безопасности и территориальной целостности РФ»
В 2007 году особым федеральным законом из государственного стандарта школьного образования был исключен национальный компонент, на основе и в рамках которого в национальных школах изучался родные нерусские языки и литература, история и культура татарского народа и других нерусских народов РФ. Этим же законом республикам было запрещено разработка и издание без московской цензуры школьных учебников на родных нерусских языках. Был введен запрет на сдачу ЕГЭ на родных нерусских языках в нерусских национальных школах. Это есть не что иное как насильственное, принуждение к отказу от родных нерусских языков.
То есть, создана законодательная база для принуждения татар и других нерусских народов РФ к отказу от родного языка и от национальных школ. Уже нет надобности в дополнительных запретах на изучение родных нерусских языко. Государство развязала руки тем, кого мучает вопрос: «как от них избавиться?».
В августе 2002 года, выступая на встрече с делегатами II съезда Всемирного Конгресса татар, Президент РФ В.Путин так оценил усердие «избавителей» весьма образно:
«Полная дурь и бред, если кто-то, где-то запрещает в многонациональной стране изучать родной язык или препятствует этому. Абсолютно недопустимо, вредно для страны в целом. Россия – сосредоточие такого национального, культурного, языкового богатства, которого в мире нигде нет. В этом как раз сила нашего государства …»

Высшей ценностью европейской демократии принято считать права и свободы человека и гражданина. Она же, в том европейском понимании, закреплена и в Конституции РФ, ст. 2 которой гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
В отношении мононациональных государств с единым осознанием своей национальной идентичности эту «ценность» можно принять как верную. Однако, применительно к России, «права и свободы человека» составляют лишь половину «высшей ценности».
Россия – совокупность разных цивилизаций, культур, языков, религий в органическом многообразии, общая родина множества древних коренных народов. У них нет другой материнской родины за пределами России. Некоторые присоединенные народы имели свою многовековую государственность ещё задолго до возникновения государства российского.
Односторонний приоритет лишь индивидуальных прав в России неизбежно приводит, как это ни парадоксально, к массовому нарушению прав и свобод человека.
Как может, например, человек-«нацмен» реализовать свое гражданское право получить образование на родном языке, если в государстве это его право законодательно ограничено «основным общим образованием», если государство препятствует даже этому ограниченному праву?
Как человек-«нацмен» может реализовать свое гражданское право на получение информации на родном языке, если государство сворачивает и без того ограниченное национальное телерадиовещание?
Как человек-«нацмен» может реализовать свое святое право на личное имя и его официальное признание, если введение одноязычных паспортов лишило миллионы нерусских граждан возможности указывать имена и фамилии в соответствии с их звучанием на родном языке? Примеров множество.
Поэтому высшей ценностью России как «демократического правового федеративного государства» может быть лишь неразрывное диалектическое единство прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, и прав народов – с другой, сочетание индивидуальных прав с правами коллективными.
Без реализации равноправия народов, независимо от их численности и формы самоопределения, федерализм и демократия в России невозможны. (Здесь в качестве примечания следует подчеркнуть, что часто путают или отождествляют понятия «равноправие» и «равенство» и требование равноправия толкуется как претензия на равенство. Равноправие возможно и необходимо. А равенство невозможно. Его нет даже в семье: есть взрослые и дети, кормильцы и иждивенцы, здоровые и больные и т. д).
Самосохранение целых народов, этносов связано с преобразованием России в федеративное, демократическое государство.

Татарстан в 1990 году предпринял попытку проложить путь к преобразованию СССР в федерацию равноправных народов, без иерархических статусов национальных форм самоопределения.
Можно утверждать:  порой,  кажется некоторые деструктивные силы в обществе  хотят пересмотреть    национальную политику  России, которая была бы  построена на принципе, цинично и откровенно озвученном устами тогдашнего  заместителя председателя Государственной Думы РФ господином В.В.Жириновским на одном из пленарных заседаний Государственной Думы в феврале 2001 г.: «Многонациональность России — это наша беда». Если что-либо является бедой, то, следовательно, от нее следует избавляться. Но это тупиковый путь и отказ от принципа федерализма может привести к сползанию  унитаризму, наши оппоненты только ждут этого, к чему это может привести подобные авантюры наглядно подтверждают драматические события в братской Украине.. .

Многонациональное государство — это единый сложный организм, части которого соединены тысячами неразрывных связей. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть неизбежное — «избавление» от органических частей приведет к гибели целого.

Будучи гарантом конституционных прав граждан многонациональной России, с учетом предложений из различных субъектов России глава государства В В. Путин буквально на днях принял Указ от 31 .03 2015г. № 168  «О Федеральном агентстве по делам национальностей». По мнению аналитиков, обязанности нового ведомства намного шире, чем у обычного агентства, а по набору функций оно скорее соответствует министерству: выработка и реализация государственной национальной политики, нормативно-правовое регулирование и оказание государственных услуг в сфере государственной национальной политики. Агентство также будет заниматься укреплением единства российской нации под которой подразумевается «многонациональный народ Российской Федерации», обеспечивать межнациональное согласие, этнокультурное развитие народов России, защищать права национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ.  На мой взгляд, такое решение Президента России вызывает всеобщее одобрение и наглядно подтверждает, что политическим руководством принимается меры по реализации Стратегии государственной национальной политики государства в целях консолидации многонациональной и многоконфессиональной страны для преодоления современных вызовов и  обеспечения в будущем  устойчивого  социально-экономического развития Российской Федерации.

В связи с этим, считаю весьма удачным  инициативу государственных органов  Республики Татарстан и научного сообщества Республики Татарстан по проведению 29 апреля текущего года в Доме дружбы народов Татарстана ( Россия ,город Казань. ул Павлюхина , 57 ) Международной научно практической конференции  по важнейшей теме: «Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект». Не сомневаюсь , что участниками этого международного форума  из различных стран будут внесены конструктивные предложения по выработке Обращения  в адрес всех субъектов международного права , а также неправительственным общественным организациям по итогам конференции. Разумеется, правой статус международного форума позволяет принятие подобных документов имеющих  социально значимых правых последствий в сфере этноконфессиональных отношений как  региональном так и глобальном уровней.   Всем известно Татарстан как один из продвинутых регионов Российской Федерации    право  проведения в таком формате международного форума заслужил, став одним центром конструктивного   взаимодействия различных цивилизаций в Евразийском пространстве во многих сферах жизнедеятельности современного социума. Уверен, что реализация этого проекта в сфере этноконфессиональных отношений  способен   задать   сегодняшнему  обществу, востребованный алгоритм    по углублению сотрудничества и  дружбы между народами в целях сохранения мира на земле.

На мой взгляд,   при проведении   национальной  политики  Российской Федерации государственные органы  и иные части  гражданского общества  должны придерживаться    двум основным  принципам:
1) Многонациональность России — не беда, а, наоборот, ее уникальное богатство, которое надо беречь как бесценный цивилизационный генофонд, как испытанный веками опыт мирного сожития разных культур, языков, религий, как хорошо отработанную модель основания другого -полюса нового мирового порядка, построенного на принципах ненасильственного мира и диалога цивилизаций.
2) Единство и целостность Российской Федерации — это прежде всего единство и целостность многонационального народа России, объединенного единой целью, единой ответственностью за свое настоящее и будущее, а не только территории и вертикали власти.
Российский федерализм может быть построен лишь с учетом огромных размеров территории страны, разнообразия и особенностей ее регионов, так и с учетом многонациональности и равноправия народов России.
Становление и развитие федерализма в России при всем сходстве общих политико-правовых, административно-территориальных принципов с западными моделями имеет свои коренные отличия. С преобразованием России в подлинно федеративное, демократическое государство связано выживание целых народов, наций, волей исторических судеб включенных в состав Российской империи. Это были древние народы, жившие на своей территории задолго до возникновения российской государственности. Некоторые из этих народов имели свою многовековую государственность.
Если, скажем, Канада станет авторитарным унитарным государством и в результате насильственной ассимиляции там исчезнет франкоязычное меньшинство, то это не приведет к гибели французской культуры, языка, французской цивилизации, ибо останется их материнская родина — Франция.
У нас же в России другая ситуация. Исчезновение национальных меньшинств — это безвозвратное исчезновение целых культур, народов, цивилизаций. Нет другого Татарстана для татар, нет другой Чувашии для чувашского народа и т.д.
У нерусских коренных народов России нет другой Родины за пределами России. Недопустимо ставить их перед  выбором: или, как и в прошлом, вместе со всеми народами – и русскими, и нерусскими – строить, защищать и укреплять единую страну, или безучастно наблюдать и тихо злорадствовать её неудачам?
Обостряющаяся проблема национально-культурного выживания коренных нерусских народов в условиях ужесточения национальной политики государства требует сегодня безотлагательного объединения усилий всей российской общественности.
Мы вправе требовать у государства сохранения нашего гарантированного Конституцией права на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития без каких-либо форм дискриминации.
Мы вправе требовать вернуть нам наше право на сохранение и развитие родной культуры, на изучение истории и традиций своего народа.
Мы вправе ставить перед федеральным центром такой вопрос как отмены запрета школьных экзаменов (ЕГЭ) на родных нерусских языках как недостойную для цивилизованного государства форму дискриминации граждан по национальной и языковой принадлежности.
Мы вправе легитимным путем добиваться и  беспрепятственного предоставления нацменьшинству   права , предусмотренного международными нормами и Конституцией РФ, законодательством субъектов РФ  учить наших детей и внуков на родном языке и родному языку – от первого школьного звонка до завершения проверки качества образования!
Каждый народ с его самобытной культурой – это достойная уважения и заботливой защиты составная часть мировой цивилизации.
Каждый язык древних коренных народов России – это бесценное достояние не только нашей страны, а всего человечества.
Родной язык – это душа и живая история народа, его многовековая культура, основа его исторической самобытности и будущего развития.
Народы исчезают с исчезновением их языков. Народ жив, пока живет его язык.
Язык жив, пока он неприкосновенен для любых форм насилия над ним.
Нет ничего оскорбительнее для народа, чем языковое насилие и унижение.
Ни один народ России, ни по своей воле, ни насильно, не согласится с клеймом второстепенности, не примет отношение к своему языку и к своей культуре как к лишнему балласту государства.
Содержание образования в российской школе должно определяться образовательным запросом каждого народа и взаимным согласием многонационального общества и государства, а не произволом или снисходительной «милостью» федеральных чиновников и ведомств.
Нельзя допустить, чтобы так называемые «реформы» школьного образования был использованы как инструмент  для разрушения единства наших народов, как орудие противопоставления нерусских народов против русского народа, и, наоборот.

Резюме. В рамках Указа Президента РФ В.В.Путина  от 04.03.2013 №183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет ресурса «Российская общественная инициатива» в целях укрепления дружбы многонационального народа Российской Федерации  полагаю государственно значимым включения нижеследующих новелл для включения в проект Декларации (Обращения) по итогам предстоящего  международного форума:
— признание государствообразующей роли всего многонационального народа, всех коренных народов Российской Федерации;
— восстановление финансирования из федерального бюджета расходов на национальную политику;
— введение института вице-президента — министра по национальной политике;
принятие федерального закона « Об уполномоченном по правам народов»;
— отмену федеральных законов и нормативных актов, направленных на ограничение национальных прав народов России в области родных языков, национальных культур и создания национальных СМИ.
Если верна мысль, что Россия может существовать лишь как великая держава, то путь к величию следует искать не в направлении к безвозвратно ушедшему прошлому, а ориентируясь на будущее, опираясь на опыт прошлого и извлекая уроки из истории.
Сегодня происходит геополитическая перестройка мира. Строится «новый мировой порядок» на основе силового стягивания народов под «полюс» единого пирамидального диктата.
Но однополюсный мир – противоестественен.  Об этом наглядно подтверждает предпринимаемая  попытка деструктивных сил США, исповедующих идеологию одно полярного мира, путем диктата остальным 192 государствам, которые все больше осознают опасность подобной доктрины для всего мира..  Мир не единообразен, а  во всех своих проявлениях -многополярен, поэтому только учет баланса интересов друг друга позволяет обеспечивать устойчивое развитие человечество сообщества. Поэтому неизбежно возникновение другого – противоположного полюса: как стремление создать мировой порядок на основе притягательности примера духовного, культурного, нравственного развития, как полюс ненасильственной устойчивости и единства в многообразии.
Невозможно создавать притягательный образ  любого государства в мире, отталкивая от себя народы своей страны, как это происходит сегодня , к сожалению,   в самым диким образом на Украине. Наиболее приемлемым вариантом для многонациональной страны    поэтому  стало  федеративное (союзное) устройства государства, что является самым оптимальным для его всем 85 субъектам Российской Федерации.
Ведь именно многонациональность, совокупность разных культур и цивилизаций, их взаимообогащение создали Россию как самостоятельную межконтинентальную цивилизацию.
Возможно в будущем в рамках интеграционных процессов народов Евразийском континенте  наш общий дом всех народов, нации и этносы под называнием   Российской Федерации  превратится в Союз Равноправных Народов,  подобная эволюция  усилить привлекательности подобного  Союза как пример для внешнего мира, в первую очередь, для её ближайших соседей. Будучи гражданином России, я всю свою жизнь служил в укреплении национальной безопасности России будучи военным: полковником Вооруженных Сил СССР, России,а после отставки   избранным в высшие представительные органы федерального и регионального уровней. Приобретенный опыт и знания дает мне право не только размышлять, но и давать советы более молодому поколению беречь созданное предыдущим поколением достижения во многих областях в нашем многонациональном государстве.  На мой взгляд,   основополагающей  стратегической   задачей  всех нас,  граждан России, независимо от национальностей , убеждений и вероисповедания одна — превращения нашей страны,  как это принято в Основном законе РФ (ст.1): «Российскую  Федерацию- в демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» с социально ориентированной рыночной экономикой.  Не сомневаюсь,  усилия всех народов нашей необъятной Родины  позволит в ближайшем будущем  России стать  конкурентоспособной и прогрессивной страной в мировом сообществе.  В этом  вижу я и ту государственную идею, которую мы все ищем.

Примечание  Файзуллина Г.Г. ,к.ю.н. , представителя ИД “Право и государство-пресс” по РБ и РТ, члена редколлегии Евразийского юридического журнала, Заслуженного юриста РБ:
Сафиуллин Фандас Шакирович , общественный деятель, публицист, бывший депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва (1999-2003), был членом депутатской группы «Регионы России», членом Комитета по международным делам; родился 17 августа 1936 г. в д. Мальбагыш Азнакаевского района Татарской АССР; окончил Саратовское танковое училище в 1957 г., философский факультет Белорусского государственного университета в 1970 г.; 1954-1988 — служба в Вооруженных Силах СССР, включая работу в должности преподавателя Казанского высшего командно-инженерного училища; полковник в отставке; 1990-1995 — народный депутат, председатель постоянной Комиссии Верховного Совета Республики Татарстан по делам ветеранов войны, труда, инвалидов и милосердия; 1995-1999 — депутат Государственного Совета Республики Татарстан, работающий на постоянной основе, лидер депутатской группы «Идель-йорт» («Волга — наш дом»);  ; депутатом Государственной Думы РФ был избран по Альметьевскому одномандатному избирательному округу # 22 Республики Татарстан; выдвигался избирательным блоком «Отечество — Вся Россия» (ОВР).

Ключевые слова: Международное право; Конституция РФ; Права человека; Право нации на самоопределение; Государственные стандарты школьного образования; Декларации ООН «О правах коренных народов»; Принципы федерализма; Законодательства субъектов РФ; Многонациональность; Совокупность разных культур и цивилизаций их взаимообогащение; Россия как самостоятельная межконтинентальная цивилизация; Федеральное  агентства по делам национальностей.
Источники: http://viperson.ru/wind.php?ID=1132; http://www.kremlin.ru/transcripts/19825

Информационный Центр ДДнт