#КаравонОнлайн: Традиционная культура не отмирает, а приобретает иную форму своего существования

(21 мая 2020) О возрождении забытых традиций и творческих коллективах в эпоху пандемии, в интервью нашему порталу рассказал Денис Денисов — руководитель казанского театра народной песни «Живой ключ».

Песня сопровождала русского человека на протяжении всей его жизни — в труде, на празднике, в быту. Как и во всяком народном творчестве, в песне находили отражение жизнь народа, его подвиги, красота родной природы, стремление человека к добродетели. Песня выступала в качестве одного из элементов народной педагогики, служила формированию нравственных качеств.

В 1955 году, на волне компании «борьбы с религиозным опиумом» народные праздники в селах были запрещены. Возродилась народная традиция только в конце 80-х годов. Бабушки вновь достали из сундуков старинные сарафаны, полотенца и украшения, стали вспоминать забытые песни, многие из которых звучат на особый лад и несут в себе исключительный колорит и мелодику.

image-20-05-20-10-10-1

Денис Валерьевич, в медиа пространстве сегодня активно распространяется мнение, что традиционная культура в целом и фольклор в частности интенсивно отмирает. Поспорите?

Я бы сказал, что традиционная культура не отмирает, а приобретает иную форму своего существования. Раньше не было специальных профессий, подобных тем, что есть сейчас. Как то: певец (исполнитель песен), инструменталист, танцор. Все было едино, такой была жизнь.

Сейчас большое разнообразие и, благодаря энтузиастам, собирателям, фольклористам, исполнителям (а часто это люди молодые, среднего возраста), традиционная культура будет жить. Возможно в другом формате, но будет!

Все-таки молодежь проявляет интерес к фольклору? Как привлекаете в коллектив новых артистов?

В ансамбле «ВЕРЕС» состав давно сформирован, уже устоявшийся. Участники — студенты и выпускники КазГИК, молодые, талантливые, желающие работать и творить.

image-20-05-20-10-10-7

Наверняка среди наших читателей есть те, кто давно хотел или спонтанно решил приобщиться к миру традиционной русской песенной культуры. Такое возможно?

Да. И такое возможно. К примеру, в коллективы КЦ им. А.С. Пушкина мы набираем всех желающих. Отсутствие музыкального образования не будет препятствием. Работаем с каждым. Коллектив ещё формируется, поэтому всех любителей народной песни я приглашаю вступить в наши ряды.

Итак, этап создания коллектива, набора артистов пройден. Теперь необходимо правильно подобрать репертуар. Песен ведь великое множество. Как решаете, каким произведениям отдать предпочтение?

Подбор репертуара – кропотливый процесс. Им занимаются, конечно же, руководители: Александра Васильевна Самойлова и я. Мы смотрим материал (песни, пляски, игры и многое другое), записанный в фольклорно-этнографических экспедициях по русским селам РТ, разучиваем и записываем их.

Помимо записанных нами фольклорных песен, мы стараемся расширять географию и исполняем песни других регионов России, включая казачьи. Обращаем внимание и придерживаемся «народного календаря», согласно которому, в определённый праздник исполняются соответствующие песни.

image-20-05-20-10-10-3

В Татарстане в части популяризации традиционной русской культуры активно работает Региональная общественная организация «Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан» под руководством Ирины Алексеевны Александровской. Можно сказать, что ваши цели и задачи во многом совпадают. Сотрудничаете? Есть ли у вас совместные проекты?

С РНКО мы постоянно сотрудничаем. У нас много творческих проектов, которые реализуются совместно. Список длинный. Самые масштабные: городская «Широкая Масленица», «Святочные забавы», мастер-классы по музыкальной традиционной культуре, музыкальные фестивали, творческие конкурсы.

А с другими, схожими с вашим направлением деятельности, творческими коллективами сотрудничаете?

Пока совместных проектов с другими коллективами очень не много. Мы дружим и иногда делаем совместные номера с военным оркестром «НацГвардии». Конечно, это уже не столько фольклорные песни, а известные народные, авторские песни и романсы.

Вы — постоянный участник праздника русского фольклора Каравон. Именно он, по традиции, открывает череду летних национальных праздников в Татарстане. В этом году Каравон проходит в новом — онлайн формате. И главный день праздника – 23 мая. Уверены, ваш коллектив готовит что-то особенное для зрителей. Что это будет?

Для «Каравона -2020» готовим Никольские песни, которые непосредственно переняли от старожилов села Никольское, участников ансамбля «Каравон» во время многочисленных встреч с ними. Это будут лирические, плясовые песни и частушки. Нас можно будет услышать 23 мая в режиме онлайн, на площадке для съемок на базе Аrtпространства «AudioKazan». Приглашаем всех любящих фольклор на встречу в этом новом необычном пока формате.

image-20-05-20-10-10

Да, действительно мы учимся жить в новых условиях. Подобранный вами репертуар на «Каравон онлайн» и репертуар привычного Каравона в Никольском будет отличаться?

Конечно, невозможно всем коллективам петь репертуар только «Каравона» в этот день. Каждый исполнитель интересен по-своему, у каждого найдётся свой слушатель. Если мы говорим о празднике «Каравон», в котором присутствует название «Праздник русского ФОЛЬКЛОРА», то, на мой взгляд, участникам и организаторам нужно сделать упор именно на фольклорный репертуар.

К сожалению, за долгие годы наш народ научили быть потребителями, которым нужно представление, шоу. И сейчас не многие пришедшие на праздник подобного формата могут стать созидателями самого праздника — подойти и вместе со всеми спеть, сплясать, поиграть в народные игры.

На «Каравоне – 2019» была попытка вернуть празднику простоту, вспомнить его основу и стать ближе к обычному народу. Было много хороших моментов, которые отметили люди, разбирающиеся в фольклоре. Однако были и отрицательные отзывы таких же людей, пришедших на праздник, которые не готовы, а возможно никогда не смогут стать частью праздника, события, привыкшие, чтобы их развлекали.

Формат «Каравона» в Никольском должен быть простым, не пафосным, нужно чётко понять и принять в чем суть праздника (служба в храме, традиционные хороводы с песнями, играми, танцами, плясками, общая трапеза). Нужно больше «живого» звука, «живой» музыки, не обязательно мощной, оглушающей. Формат «Каравон онлайн», конечно же, диктует свои правила. Самое главное, на мой взгляд, это то, что не получится живого общения. Как ни старайся, но никакая техника не передаст живое исполнение, общение, эмоции, взгляды, запахи…

В целом же, в нынешних условиях, работа «Каравона онлайн» проходит хорошо. Много информации, интересных лекций, видео, сюжетов, посвящённых этому празднику и традиционной культуре.

image-20-05-20-10-10-6

Очень важный аспект Вы затронули про поколение не созидателей, а потребителей. А что можно и нужно сделать, чтобы наша молодежь тянулась к прекрасному и традиционному?

На мой взгляд, традиционная культура, стала своего рода, элитной, подобно классической музыке. Не многие способны воспринять, понять её. Но задача родителей, педагогов, музыкантов с детства прививать подрастающему поколению вкус к хорошей музыке.

Раньше традиционная музыка, песня, пляска, прикладное творчество было неотъемлемой частью жизни человека. Сейчас молодёжь любит музыкальный «фастфуд», лёгкие жанры, примитивные поэтические и музыкальные формы.

Засилье западной музыки через телевидение, интернет этому способствует. Еще возможно недостаточно каналов, интернет ресурсов по традиционной культуре для пропаганды, скажем так, «здоровых» ценностей.

Я думаю, что всё идёт, как идёт, и человек, который хочет заниматься традиционной культурой, которому действительно интересна эта тема, обязательно к этому придёт. Главное, чтобы это была подлинная культура, а не псевдо народная.

Согласитесь, что популяризация традиционной культуры – важная составляющая государственной политики в сфере культуры. Что может сделать республика, чтобы на выходе мы не получили потерянное поколение?

Нужна финансовая поддержка правительства. Квалифицированная помощь специалистов в области традиционной культуры коллективам, исполняющим фольклор, особенно в сельской местности, встречи, мастер-классы, совместные выезды в экспедиции, консультации по пошиву костюмов, подбору репертуара. Обязательны фольклорно-этнографические экспедиции во все русские села РТ. Дальнейшая расшифровка, обнародование, систематизация, собранного материала.

Поддержка и проведение народных праздников, гуляний, конкурсов, фестивалей, научных конференций, лекций, круглых столов по традиционной культуре. Создание фильмов, передач — их трансляция и ротация на радио, телевидении, в интернет ресурсах.

image-20-05-20-10-10-2

Денис Валерьевич, в завершение разговора, что можете пожелать читателям?

Ещё раз обращаюсь к родителям, чья задача воспитать и привить детям вкус к своему, родному. Этот росток даст прекрасные плоды!

Справка:

Денисов Денис Валерьевич, уроженец с.Тимирязево Северо-Казахстанской области. В 1999 г. переехал в Удмуртию, где закончил Удмуртское Республиканское училище культуры по специальности «дирижирование народным хором». Затем переехал в Татарстан, закончил Казанский государственный университет культуры и искусств по специальности «Художественный руководитель академического хора», преподаватель по специальности «Народное художественное творчество».

В 2007-м по решению ректората оставлен преподавателем в КазГИК на кафедре «хорового творчества», где проработал 10 лет.

С 2007 года является соруководителем ансамбля «ВЕРЕС», до 2020 года имевшего название «Красная горка».

С 2007 по 2019 годы работал артистом Государственного камерного хора РТ.

С 2019 года работает руководителем театра народной песни «Живой ключ» и мужского ансамбля Культурного Центра имени А.С. Пушкина в Казани.

Информационный Центр ДДнТ

Добавить комментарий