Евгений Бусыгин: «Национальная культура любого народа должна развиваться»

(3 декабря 2018) Через месяц 2 января 2019 года исполняется 105 лет со дня рождения советского и российского этнографа, признанного руководителя казанской этнографической школы Евгения Прокопьевича Бусыгина.

Busygin

Будущий ученый родился в семье служащих, увлекавшихся исполнением народных мелодий. Поэтому музыка становится первым серьезным увлечением в жизни мальчика. В начале 20-х годов прошлого века он уже играет в детском оркестре народных инструментов, а в 1929 г. Евгений оканчивает музыкальную школу по классу скрипки. На этом музыкальное образование юноши не останавливается. Далее он заканчивает Восточный музыкальный техникум — сегодня это Казанский музыкальный колледж. Свое обучение Евгений Бусыгин продолжает в Казанском механико-технологическом техникуме, который оканчивает с отличием.

С середины 30-х годов будучи профессиональным музыкантом молодой человек играет в различных республиканских музыкальных коллективах в том числе в симфоническом оркестре Татарской государственной филармонии, а затем в оркестре Татарского государственного театра оперы и балета.

«Особой популярностью в Казани пользовался Татарский академический театр, в оркестре которого под руководством известного татарского композитора Салиха Сайдашева мне приходилось играть. Здесь работали выдающиеся артисты, прославившие татарский народ и внесшие огромный вклад в развитие татарского искусства. Это Ч. Абжалилов, Ф. Ильская, Г. Булатова, Г. Ибрагимова, X. Салимжанов и другие», — вспоминал этнограф.

Однако Евгений Бусыгин думает не только о музыке. В 1935 году он поступает на геолого-географический факультет Казанского университета, а в 1938 г. переводится на вновь образованное отделение географии под научное руководство Николая Иосифовича Воробьёва, читающего курсы общего землеведения и истории географии. В 1940 г. Бусыгин с отличием оканчивает университет по специальности «геоморфология», но по специальности у Евгения распределиться не получается. В связи с проведением Декады татарского искусства в Москве, он попадает на работу в Казанский оперный театр.

«За время учебы в Казанском университете я ни разу не слышал слово «этнография», а ведь в этом университете с 1884 г. существовали кафедра географии и этнографии, а также старейший в стране этнографический музей. Лекции читал крупный ученый, этнограф, профессор Николай Иосифович Воробьев, автор известной монографии «Материальная культура казанских татар», изданной в 1929 г. Слово «этнография» было вычеркнуто из научного лексикона. Всякий интерес к национальной культуре расценивался как проявление национализма», — рассказывал Евгений Бусыгин.

Музыкальная карьера будущего этнографа продолжается в армии, куда его призывают в том же сороковом году. Евгения направляют в 93-ю стрелковую дивизию в Читинскую область, где он служит в музыкальном взводе, играя на трубе. В ноябре 1941 года дивизия принимает участие в Битве за Москву. Музыкантов же прикрепляют к штабу дивизии, где они исполняют обязанности курьеров, адъютантов, а порой и санитаров.

После демобилизации в ноябре 45-го Бусыгин зачисляется ассистентом на геолого-географический факультет к профессору Н. И. Воробьёву и одновременно восстанавливается в оркестре Оперного театра, но все же через два года оттуда увольняется. Причиной ухода из оркестра служит невозможность совмещения преподавания и научной работы с профессиональным занятием музыкой.

Ведя научную работу молодой ученый параллельно принимается за восстановление Этнографического музея, который был уничтожен в начале войны в связи с обустройством в его помещении физической лаборатории АН СССР, эвакуированной в Казань. Евгений Бусыгин практически в одиночку разыскивает экспонаты, рассеянные по помещениям университета, заново составляет инвентарную опись и создает экспозицию. На эту работу у него уходит менее года и уже 1 сентября 1946 г. музей открывает свои двери.

«Являясь в университет в 8 часов утра, я подходил к «куче» коллекций, находившейся в каком-либо шкафу или просто лежавшей на полу в одной из аудиторий, смотрел по каталогу, какие коллекции имеются в данной «куче». Предметы одной и той же коллекции приходилось искать в различных местах», — делился воспоминаниями ученый.

Отметим, что помимо выставочной функции в помещениях музея читались курсы общей этнографии. Музей Евгений Бусыгин покидает в 1953 г. из-за большой загруженности лекциями.

Будучи заведующим музеем ученый одновременно ведет активную научно-преподавательскую деятельность. В год открытия музея он участвует в первой для себя этнографической экспедиции в Закамские районы Татарии. Затем Евгений Бусыгин в 1947 г. проводит вторую экспедицию, которая посвящается русскому населению ТАССР. Эти экспедиции ежегодно проводятся им до 1952 г. Затем следует перерыв. В это время Бусыгин защищает кандидатскую диссертацию на тему «Материальная культура русского сельского населения Татарской АССР» в Институте этнографии АН СССР.

Экспедиции возобновляются с 1956 г., но уже в новом качестве. Результатом становится разработка трех экспедиционных маршрутов, которые позволяют определить границы средневолжского историко-этнографического района.

«Изучение русского населения Среднего Поволжья, его материальной и духов­ной культуры показало, что русские Поволжья, наряду с финно-уграми и тюрками, также являются коренным населением края, или третьим этническим слоем. Формирование русских на территории Поволжья началось не с середины XVI в., как утверждали некоторые исследователи, а с гораздо более раннего времени. Об этом свидетельствуют арабские источники, русские летописи, многочисленные археологические данные и собранный нами этнографический материал», — вспоминал Евгений Бусыгин.

Начало 60-х годов ознаменовано для Евгения Бусыгина служебной командировкой во Вьетнам. Там он готовит кадры местных этнографов, читает в университете Ханоя курс лекций по общей этнографии, а также участвует в четырёхмесячной экспедиции к горным племенам. Итогом деятельности ученого в восточноазиатской стране становится издание его учебника по этнографии на вьетнамском языке, а также он удостаивается почетной грамоты.

«Работа (во Вьетнаме) была очень напряженной. Я много беседовал с информаторами, делал небольшие зарисовки предметов материальной культуры, снимал планы посе­лений и жилищ, собирал вещевой материал», — рассказывал этнограф.

В 1963 г. Евгений Прокопьевич защищает в Москве докторскую диссертацию на тему «Русское население Среднего Поволжья (историко-этнографическое исследование материальной культуры)». Этот труд стал обобщенным результатом экспедиционных наблюдений, результатом которых стал вывод о том, что русские являются коренным населением Поволжья, наряду с тюркскими и финно-угорскими народами, а ареал расселения русских начал складываться задолго до XVI в.

«Во второй половине XVIII в. была создана Казанская губерния. Это район теснейшего экономического, политического и культурнобытового взаимодействия проживающих здесь народов. Все это способствовало формированию у русских, татар, чувашей, мари и других народностей общих бытовых черт», — делился результатами исследований профессор.

В 1968 г. профессор Бусыгин становится участником VIII Международного конгресса антропологических и этнографических наук в Токио, а в 1973 г. IX конгресса в Чикаго.

Евгений Бусыгин 42 года отдал географическому факультету, пройдя путь от рядового сотрудника до профессора. На нем ученый проработал до 1988 г. и в этом же году на историческом факультете университета основал кафедру этнографии, став ее первым заведующим.

Стоит подчеркнуть, что под началом профессора Бусыгина подготовлено 2 доктора и 22 кандидата наук. Являясь интеллектуалом в высшей степени, он также свободно владел немецким и татарским языками.

Итогом титанического труда российского этнографа Евгения Прокопьевича Бусыгина стали публикации более чем трехсот печатных работ, в том числе десяти монографий, в которых он является автором и соавтором, а также четырех учебников. Его руке принадлежат такие труды как: «Основы этнографии» на вьетнамском языке, «Русское население Среднего Поволжья. Историко-этнографическое исследование материальной культуры», «Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья» (в соавторстве), сборник «Очерки статистической этнографии», «Этнография народов Поволжья» (учебное пособие, в соавторстве), «Сельская женщина в семейной и общественной жизни» (в соавторстве), «Декоративное оформление сельского жилища в Казанском Поволжье» (в соавторстве), «Этнодемографические процессы в Казанском Поволжье» (в соавторстве), учебники «История географии» и «Общая этнология», «История этнографии в Казанском университете» (в соавторстве). Все это было написано ученым в разные годы.

«В современных условиях создание государств на основе одной нации нереально. Все государства в мире – многонациональные, а, следовательно, все люди должны иметь равные права. Людей нужно определять не по национальному признаку, а по тому вкладу, который вносится ими в развитие общества, его культуры, науки и так далее», — говорил советский и российский этнограф, профессор Евгений Прокопьевич Бусыгин.

Информационный центр ДДнТ,
по материалам сети интернет,
интервью академика РАН В.А. Тишкова

Добавить комментарий