(18 мая 2021) Сегодня музейные работники разных стран отмечают профессиональный праздник — Международный день музеев. Редакция портала узнала больше о традициях праздника и подготовила интервью с одним из его героев — директором краеведческого музея Менделеевска, кряшеном — Константином Макаровым.
История праздника
Праздник зародился в 1977 году, когда на очередном заседании Международного совета музеев было принято предложение российской организации об учреждении этого культурного праздника. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться более чем в 150 странах.
По определению ICOM, музеи являются институтами на службе у общества и его развития. А сам ICOM, созданный в 1946 году, — всемирная организация, представляющая музеи и профессионалов музейного дела. Её деятельность направлена на охрану и популяризацию природного и культурного наследия — прошлого и будущего, материального и нематериального. Сегодня членами данной организации являются 40 тысяч членов из 140 стран мира.
Наши дни
Именно через музеи общество выражает свое отношение к историко-культурному наследию, и с этим трудно не согласиться. Собирая и храня памятники материальной и духовной культуры, музеи ведут большую научно-просветительную и образовательно-воспитательную работу.
Каждый год, начиная с 1992 года, праздник имеет свою определенную тему, посвященную вопросам музейной деятельности.
Так, темой Дня музеев в 2021 году стали слова: «Будущее музеев: восстановление и обновление».
В сам же праздник многие музеи в разных странах открывают свои двери для желающих совершенно бесплатно, готовят новые экспозиции, тематические лекции, экскурсии, научные чтения. В настоящее время более 20 тысяч музеев по всему свету отмечают этот праздник.
Нередко к этому важному культурному событию приурочено и проведение тематических фестивалей, самый знаменитый из которых — «Ночь музеев», ставший в последние годы очень популярным. Он проводится во многих городах мира, как правило, в ночь с субботы на воскресенье, ближайшую к 18 мая.
Праздничные мероприятия могут продолжаться один день, выходные или целую неделю. Главное, чтобы их суть соответствовала принципу: «Музеи являются важным средством культурного обмена, обогащения культур и развития взаимопонимания, сотрудничества и мира между людьми».
Интервью от первого лица
В рубрике «Национальные истории» сегодня интервью с директором краеведческого музея города Менделеевска – Константином Макаровым, кряшеном по национальности.
За свои 41 год жизни Константин Геннадьевич уроженец города Елабуги, менял место работы с Елабуги на Менделеевск и наоборот несколько раз. Но что всегда оставалось неизменным, так это желание «зажигать огонь стремления к знаниям» в своих слушателях. Желание зародилось еще когда наш герой работал в сельской школе д.Енабердино Менделеевского района, продолжилось в городской, принесло свои плоды на работе в администрации района и существует по сей день.
Именно со школой и системой образования связана большая часть жизни нашего гостя.
«Работа педагога очень ответственная. Ведь ты можешь воздействовать на души людей. Они тебе доверяют. Это и есть предназначение педагога. А наивысшая награда за труд это, когда уже взрослый человек подходит к тебе лет через 10-15 и благодарит за интересные уроки, а ты его можешь даже не узнать.. В этот момент ты понимаешь, что выбрал правильный путь».
Именно школа, причем сельская с удмуртским компонентом пробудила в Константине Макарове желание познавать свою культуру и начать прививать ее своим собственным детям.
«Мои родители мало говорили по-русски. А мы крайне мало общаемся на татарском. Я раньше не ценил так культуру своего народа. Но, когда я увидел своих коллег… Как они сплочены, бережно хранят традиции своих бабушек и дедушек. Я испытал гордость за них и осознал, как много теряю я и мои дети. Сейчас, когда я говорю: «Я – кряшен, я чувствую, что я не одинок. Я един с людьми, и мы обладаем чем-то общим и бесценным».
Константин Геннадьевич уверен, что без знания языка невозможно в полной мере передать историю своего народа. Именно в языке есть особое звучание, которое не просто слышится, а чувствуется сердцем. В семье Константина Геннадьевича детям доносят историческую память в ненавязчивой форме: через праздники, к примеру, которые семья предпочитает отмечать в деревнях из-за камерного и аутентичного формата.
«Еще школа очень помогает. Сейчас детей ориентируют на проектную деятельность. Вот проекты мы как раз стараемся делать всей семьей и с нашим культурным компонентом. Детям сложно навязывать. Их надо вдохновлять».
В разговоре Константин Геннадьевич вспоминает общение с родителями, которые часто рассказывали истории из советского прошлого. Безусловно, там были нотки ностальгии, но, в тоже время, с долей разочарования родные подчеркивали, что не приветствовалось, к примеру, общение между собой на родном языке – татарском. Это осуждалось и порицалось.
«В советское время людей ругали за использование родного языка. А сейчас можно и говорить, и учиться, и издавать, читать книги на родном языке. Это ли не счастье, это ли ни богатство нашего народа?»
Константин Геннадьевич счастливый обладатель работы, которая вышла из хобби. Он активно интересуется всем, что связано с зерном. И, когда настал момент создавать что-то новое в музее, то применил свои познания именно в этой области. Так появился проект «Печная лаборатория». Суть проекта – рассказ о традициях народов Поволжья не в классической форме, а через что-то общее для всех. В этом случае, общим является печь. Ведь жизнь людей на селе всегда зависела именно от печки. Она: источник тепла, кровать, печью лечили, согревали, в ней готовили, и она всегда занимала центральное место в доме.
Директор уверен, что музеи давно являются механизмом брендирования территории. Ведь о ней складывается впечатление, как правило, именно после посещения гостями районного музея. И каким будет это первое впечатление, зависит от музейного работника.
«В России сейчас всего около 10 000 музеев. Мы можем быть стандартным музеем. Номы созрели для большего. Полгода назад мы открыли для себя направление «креативная индустрия». Разумеется, мы с сотрудниками обучались работе в этой сфере. Здесь невозможно сидеть у себя в экспозиционном зале и при этом выдавать интересный актуальный на все времена продукт. Сейчас, к примеру, мы завершаем обучение по креативным технологиям применительно к нашей сфере деятельности».
Константин Макаров уверен, что именно креативное мышление — это то, что позволяет вырваться вперед.
Путь к креативному направлению начался с создания «химической лаборатории», где посетители музея, вдохновившись жизнью химика Дмитрия Ивановича Менделеева, могут быть авторами химических опытов, не без чуткого руководства гида, конечно же. Но, несмотря на тягу к новизне, директор музея настаивает на преемственности и сохранении уже наработанного материала.
«Успех музейного дела держится на трех столпах: традиции Ушкова, творчество Пастернака, наука Менделеева. Исторически Пётр Капитонович Ушков привлекал самых лучших ученых на нашу территорию для прорыва, и мы хотим следовать его традициям. Пастернак заряжает на творчество всех и каждого. Здесь он жил, работал и творил».
Мы поинтересовались у героя, как он представляет себе идеальный современный музей.
«Музей — это туристический компонент. Современный музей – это то, над чем надо постоянно работать. Это место, где интересно большинству посетителей. Придя в музей, человек хочет получить свою эмоцию. Не эмоцию экскурсовода или того, кто был здесь ранее. А свою собственную. Это и есть наша личная задача – рассказать о том, как было раньше в городе, районе, республике, стране, у наших предков и вызвать запоминаемую эмоцию, связанную с самим гостем».
Любовь Константина Макарова к зерновым культурам породила и любовь к кулинарии. Дома, в большинстве случаев, он сам готовит. Говорит, что это его «расслабляет и помогает переключиться после долгого рабочего дня». Кулинария зародила и следующий проект, готовящийся к старту. Проект «Блинные истории» расскажет гостям музея об истории народов через кулинарию, а точнее именно блины. Ведь в разных формах они присутствуют на столе всех народов Поволжья.
Второй проект, который также будет анонсирован с приходом летних дней «Этнодеревни».
«В этом проекте мы делаем маршруты по разным деревням с национальным ярким акцентом. Но не просто показываем культуру, а берем определенное направление, которое также является общим для всех, но в тоже время, отличается. Например, песенное направление, костюмы, кухня… У нас три маршрута выходного дня, которые включают в себя посещение музея и одной деревни. Мы хотим, чтобы у туристов было каждый раз желание приехать и посмотреть что-то еще».
Такая активная проектная и творческая деятельность, разумеется, отнимает много сил, и мы поинтересовались у нашего героя об источнике вдохновения.
«Меня вдохновляют глаза. Их нельзя замаскировать. Мне интересно видеть глаза людей до посещения музея и после. Эти глаза излучают что-то, что чувствует сам человек. По глазам я понимаю, достиг я успеха или нет».
В Международный день музеев, в конце встречи мы попросили Константина Геннадьевича обратиться с пожеланиями к нашим читателям…
«Я желаю всем найти душевность, то, чего сейчас так нам всем не хватает, найти то, что задевает душу. Пусть вас окружает больше вещей, которые проникают в душу, в сердце и от которых вам становится хорошо».
Анастасия Исаева,
Информационный Центр ДДнТ