Просматривая эту киноленту, можно провести интересно вечер, окунуться в мир востока и поностальгировать по советским временам.
Название: «Седьмая пуля»
Возраст: 12+
Год производства: 1972
Страна: СССР
Производство: Узбекфильм
Жанр: приключения, вестерн, военный.
Режиссер: Али Хамраев
Сценарий: Фридрих Горенштейн, Андрей Кончаловский
Оператор: Александр Панн, Хасан Файзиев
Композитор: Румиль Вильданов
Художник: Эммануил Калантаров, Рустам Хамдамов
Премьера в мире: 30 апреля 1973
Время: 84 мин. / 01:24
В главных ролях: Дилором Камбарова, Суйменкул Чокморов, Болот Бейшеналиев, Талгат Нигматулин. Мелис Абзалов, Иногам Адылов, Анвара Алимова, Т. Алиев, Хикмат Гулямов, Бахтиёр Ихтияров.
Аннотация
20-е годы. В Средней Азии утвердилась Советская власть, но из-за границы все еще приходят банды басмачей, неся смерть и разрушение мирным селам. В поединок с одной из таких банд вступает командир отряда милиции Максумов. Басмачи переманивают на свою сторону почти всех сотрудников из его отряда. Чтобы вернуть своих бойцов обратно и отомстить хитрому басмачу, Максумов сдается в плен бандитам.
Сюжет
В целом население довольно тем, что наконец-то закончится война и наступит долгожданный покой. Но еще остались недовольные переменами басмачи, и они не сидят, сложа руки, а ищут поддержку за границей. И находят. Цель бандитов — уничтожение мирных жителей и сел. Начальник милиции отдаленного селения Максумов отправляется в Ташкент, где получает инструкции по ведению борьбы с нарушителями.
Всадник в белой форме красного командира приезжает в кишлак, в котором наблюдаются следы разгрома. Испуганный бородач кидает гранату с криком «живым не сдамся!». Командир узнает в бородаче Хашимова и просит доложить обстановку. Пока командир был в райцентре, в отряде случился мятеж, из-за того что комиссар Петр Иванович запретил бойцу Умару совершить молитву. Бунтовщики примкнули к банде Хайруллы (теперь там 200 сабель). Хашимов доставляет пленного, который демонстрирует презрение к смерти, однако командир дает тому заряженный пистолет и отпускает пленника. Затем к командиру приходит женщина в парандже, которая просит убить Хайруллу, отвезти его голову к начальнику в Ташкент и жениться на ней. Командир ей не верит, но полагает, что она может вывести его к Хайрулле.
Командир хочет вернуть свой «мусульманский красный отряд», который нужнее «русского полка». Он заряжает свой наган шестью патронами, а седьмой прячет под фуражку, предназначив эту пулю «для Хайруллы». Начальником милиции назначается красноармеец Хашимова. Командир встречает отряд всадников в чалмах и представляется Максумовым. Одного из всадников по имени Гулям он называет «банщиком из Бухары». Они узнают Максумова, но сомневаются, что тот мог победить Хайруллу в честном бою, так как тот использовал в бою пулемет. Джигиты связывают Максумова и везут к Хайрулле, который обещал деньги за голову своего старого врага. В пути они встречают пастуха Исмаила, который придерживается нейтралитета. Он узнает коня Максумова и ошибочно полагает, что именно тот убил его брата – «лучшего джигита на вилайете». Исмаил пытается убить Максумова, руководствуясь принципом кровной мести, однако люди Хайруллы избивают Исмаила.
При проезде через кишлак джигиты Исмаила устраивают засаду на воинов Хайруллы и практически его уничтожают. Максумов попадает в очередной плен, но мать Исмаила не признает в нем убийцы своего сына. Исмаил и Максумов становятся друзьями. К красному командиру приезжает Хашимов и заявляет, что Учкурган занят Хайруллой. Максумов приходит в логово Хайруллы и привозит ему Айгуль. В качестве вознаграждения командир желает увидеть свой отряд бывшей «красной милиции» и сурово отчитывает их за трусость и неповиновение. Максумов взывает к чувству мести и оправдывает советскую власть. Он выясняет, кто убил комиссара и лично убивает его. Хайрулла останавливает самосуд над Максумовым и желает судить его. Ночью старшая жена Хайруллы («мудрая, как мулла») обращает внимание на старость своего мужа и неверность его отряда. Она предлагает убежать ему в Кашгарию.
Джигиты Исмаила используя метательные ножи нападает на отряд Хайруллы и с первых же минут захватывают пулемет. Видя деморализацию своих людей, Хайрулла пытается бежать заграницу. Одному из нападающих он заявляет о своем английском подданстве. Убегающего Хайруллу Максумов сражает на пограничной реке той самой последней, седьмой пулей. В финальной сцене Максумов скачет верхом во главе отряда с красным флагом.
О фильме
Фильм показывает период советской власти в Средней Азии, а именно конфликт между басмачами и милицией. Соавтором сценария этого истерна выступил Андрон Кончаловский. Сюжет фильма вышел увлекательный. В картине хватает сцен действия, снятых на высоком уровне и не уступающих, в целом, западным образцам того времени. В картине хватает отсылок к классическим американским вестернам. Сам режиссер Али Хамраев поставил 20 полнометражных фильмов, из которых только два («Чрезвычайный комиссар» и «Седьмая пуля») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Достоинства истерна из времен 1920-х «Седьмая пуля» это — детали, частности и, самое главное — герой. К нему стягиваются нити, ради него все затеяно, его неудача или удача определяют конечный итог ленты. Сам Сюйменкула Чокморов поразительный артист, счастливая находка кинематографа. Артист, за внешностью которого внутренняя значительность, а клокочущий темперамент спрятан, скрыт. Герой может безмятежно улыбаться, а под безмятежностью этой — нервное напряжение высшего накала. Движения медленные, будто бы даже расслабленные, но в них — готовность к прыжку, удару, молниеносному действию. И еще одно существенное актерское свойство Чокморова — он умеет играть людей убежденных. Причем убежденных твердо, выношено, без фанатизма и истерической взвинченности. Герой Чокморова — для столкновений резких, быстрых, предельных, когда все решают секунды, и нейтральных решений быть не может. Актер, незаменимый для фильмов, подобных «Седьмой пуле» (Щербаков, 1973: 74-75).
Уже в постсоветские времена кинокритик Сергей Кудрявцев справедливо обращал внимание читателей, что «острые морально-этические и социальные вопросы давно минувшей эпохи разрешаются в «Седьмой пуле» уже с лихостью и бесшабашностью, что и должно присутствовать в удалом боевике. В некоторых сценах толково снятых погонь и перестрелок легко увидеть благотворное влияние американских образцов жанра – «Дилижанса» и «Великолепной семёрки» (Кудрявцев, 2007). Кудрявцев С. «Седьмая пуля». 5.03.2007. https://kinanet.livejournal.com/570480.html
Сам фильм очень интересен. Здесь и стрельба, и погони, и драки… «Седьмая пуля» заставит вас смотреть его, не отрываясь от экрана.
Информационный Центр ДДнТ