(5 октября 2020) Сегодня особенный день. С теплотой мы вспоминаем наших учителей и все лучшее, что было в годы учебы. В России празднуют День учителя.
В этот день учителя принимают поздравления от своих воспитанников, которые дарят им цветы и подарки, устраивают концерты, рисуют красочные стенгазеты и по традиции во многих школах проводят День самоуправления.
Учитель — это не только человек, обучающий наукам, но еще и носитель духовности и нравственного начала, выполняющий особую гражданскую миссию — воспитание молодого поколения. Их знания и опыт, преемственность традиций и новаторство лежат в основе каждой школы.
Редакция портала Ассамблеи и Дома дружбы предлагает окунуться в историю праздника одной из самых, любимых, древних и почитаемых профессий.
История праздника
День учителя — профессиональный праздник работников сферы образования. Свою историю он ведёт с 1965 года, когда, в эпоху существования СССР, отмечался повсеместно во всех Республиках Советского Союза согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных датах».
С 1965 по 1993 год День учителя в России отмечался в первое воскресенье октября.
В 1994 году ЮНЕСКО учредила Всемирный день учителя (World Teaches’ Day), отмечаемый ежегодно 5 октября. С этого же года Россия вошла в список стран, отмечающих День учителя в этот же день — по Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года № 1961 День учителя стали отмечать 5 октября.
Важно отметить, что в Советском Союзе праздник отметили еще в 1965 году, правда, поначалу он приходился на 29 сентября. И только через 30 лет был установлен международный День учителя.
В 1995 году Указом президента РФ установлено почетное звание — Заслуженный учитель Российской Федерации, которое в День учителя присваивают педагогам, посвятившим делу воспитания и обучения более 15 лет и внесшим в него значительный вклад.
Всемирный День учителя отмечен в государственных календарях более чем в 100 странах. Выбор пал на 5 октября не случайно, известно, что в 1965 году в Париже проходила совместная Конференция ЮНЕСКО и Международной организации труда, на которой 5 октября было принято рекомендательное постановление «О положении учителей».
В принятом документе впервые было четко определено понятие «учитель». В данную категорию вошли педагоги, обучающие и воспитывающие детей в начальных и средних школах. Также в Рекомендации были описаны цели и политика в области образования, порядок подготовки учителей и важность их профессионализма.
До появления Международного Дня учителя школьный праздник отмечали во многих странах на национальном уровне. В большинстве государств праздники для педагогов проходили в первой половине октября, так как были приурочены к дате принятия первого международного документа, регламентирующего условия труда учителей.
Всемирный День учителя отмечают под эгидой международной федерации профсоюзов учителей, объединяющей более 400 организаций из 172 стран. Ежегодно праздник проходит под определенным лозунгом. Например, в 2013 году он звучал так: «Нам нужны учителя!». Таким призывом международное сообщество привлекало молодых людей в нужную профессию.
О профессии
Учителя просвещают и воспитывают учеников, формируют и изменяют их личности. Они во многом обязаны успехам и неудачам подопечных в их дальнейшей жизни.
Чтобы стать учителем, необходимо закончить высшее или среднее специальное педагогическое образование. Для этого нужно освоить знания, которые связаны не только с профильными предметами, но и с воспитательной деятельностью.
Выпускник должен быть разносторонне развитым, стремиться к самосовершенствованию, обладать эмпатией (способность ощутить себя на месте другого человека), рефлексией (осознание собственных мыслей и поступков). Основополагающими личностными качествами преподавателя выступают доброжелательность, готовность помогать и быть самоотверженным в труде.
Учитель – творческая профессия. Она требует способности находить уникальные подходы к каждому ученику, вне зависимости от его особенностей, добиваться понимания материала, логического мышления.
Кроме того, что работа учителя требует колоссального терпения и постоянного профессионального совершенствования, ее значение для формирования и развития общества невозможно переоценить.
Традиции праздника
Ученики и их родители поздравляют педагогов с профессиональным праздником, желают им здоровья и успехов в нелегком труде, вручают букеты цветов и подарки. В школах проходят праздничные линейки, выступления творческих коллективов с песенными и танцевальными номерами. Проводятся выставки работ воспитанников, размещаются стенгазеты. В некоторых школах устраивается День самоуправления, когда ученики ведут уроки.
В учреждениях культуры руководство управления министерства образования поздравляет учителей, награждает лучших сотрудников и победителей конкурса «Учитель года» грамотами, медалями, ценными подарками. Педагоги со стажем более 15 лет, которые внесли значительный вклад в обучение детей, получают звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Первые лица государства выступают с благодарственными речами, упоминают о роли этой профессии в развитии общества, отмечают достижения и трудности системы образования.
В День преподавателя коллеги устраивают застолья. Учебный процесс сокращается или полностью посвящается торжественным мероприятиям.
День учителя в разных странах
После распада СССР неизменно в первое воскресенье октября День учителя продолжают отмечать в ряде стран постсоветского пространства.
Каждое первое воскресенье октября День учителя отмечается в Белоруссии, Киргизии, Латвии, Казахстане, Украине.
В последнюю пятницу октября – в Австралии. А вот в Албании День учителя празднуют в день, когда во всем мире отмечается Международный женский день, то есть, 8 марта.
В Аргентине учителей поздравляют в день памяти Доминго Фаустино Сармьенто 11 сентября.
15 октября – праздник учителей в Бразилии.
20 ноября – во Вьетнаме.
5 сентября День учителя отмечают в Индии, в день рождения Сарвепалли Радхакришнана.
В Корее день отмечается 9 мая.
14 октября – в Польше.
День учителя приурочили 28 сентября ко дню рождению Конфуция в Тайване.
Турция отмечает День учителя 24 ноября.
Особенности образования в Татарстане
На сегодняшний день на территории Республики Татарстан проживают представители более 170 национальностей. Совокупность демографических, этнических, исторических, социальных факторов придает татарстанскому обществу неповторимый многонациональный и поликультурный колорит. В условиях глобализации общества, миграционных процессов и современных вызовов вопросы сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей, толерантности и взаимоуважения становятся особенно актуальными. В связи с этим в качестве одного из важных задач государственной национальной политики в сфере образования определено воспитание культуры межнационального общения, основанной на дружеском отношении, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов, проживающих в Республике Татарстан. Данные задачи решаются как в рамках учебного процесса, так и во внеурочной деятельности.
Для реализации прав детей разных национальностей на получение образования на родном языке в Республике Татарстан функционируют общеобразовательные организации с этнокультурным компонентом содержания образования, созданы условия для изучения родного языка, истории и культуры народов, численность которых не позволяет открывать отдельные классы и школы.
В целях воспитания толерантности и уважения к культуре других народов в республике организована деятельность национальных воскресных школ. В 49 отделениях изучаются язык и культура представителей 25 национальностей. Воскресные школы и отделения функционируют в городах Казань, Бугульма, Елабуга, Менделеевск, Набережные Челны, Зеленодольск, Альметьевск с общим охватом 1576 воспитанников.
Многонациональная воскресная школа. От истории до наших дней.
Центр образования «Многонациональная воскресная школа» г.Казани был открыт в 1995 году. В Доме пионеров Советского района г. Казани в 1992 году была открыта еврейская воскресная школа, где кроме еврейской группы были открыты чувашское, армянское, украинское и марийское отделения. Возникшее по частной инициативе объединение не осталось незамеченным, и в 1995 году Постановлением главы администрации г. Казани № 1031 официально был зарегистрирован Центр образования «Многонациональная воскресная школа».
Школа была создана для того, чтобы и дети, и взрослые разных национальностей, проживающие в Казани, могли изучать свой родной язык, культуру и обычаи своего народа, фольклор, песни, танцы, историю и географию своей исторической родины. Двери школы открыты и для русских, и для татар, для всех, кто хотел бы изучать эти предметы для собственного творческого и интеллектуального развития. В школе можно изучать иностранные языки – английский, итальянский, польский, хинди; заниматься индийскими, башкирскими, кавказскими и другими танцами.
Программа обучения в школе рассчитана на 1 год и предусматривает занятия по одному разу в неделю — в воскресенье. Продолжительность учебного часа — 35 минут. Каникулы в период учебного года не предусмотрены, потому что дети занимаются по воскресеньям. Состав обучающихся временный.
Основные формы проведения занятий — лекции, беседы, встречи, экскурсии (посещение театров, музеев, выставок), праздники, сюжетно-ролевые игры, прогулки, викторины и многое другое. Занятия могут проводиться в индивидуальной, групповой, коллективной формах. Группы обучающихся, могут быть сформированы детские, разновозрастные, совместно с родителями, взрослые.
Успехи учащихся выражаются в реальных результатах обучения, а именно: в знании изучаемого языка, в активном участии в различных мероприятиях, проводимых в национальных отделениях и, в общем, по школе, в общественной жизни города и республики. В школе нет оценок. Никого не оставляют на второй год и не вызывают родителей в школу, всегда интересно и весело, ученики принимают участие в самых разных праздниках, концертах и выставках, которые организуют Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана, Министерство образования и Министерство культуры Республики Татарстан, Управление образования и Управление культуры Казани, музеи, библиотеки.
Отделения в школе создаются по заявкам национальных общин, которые входят в Ассамблею народов Татарстана, где директор – Майя Мануиловна Хухунашвили – является заместителем председателя Совета. Школа тесно сотрудничает с Ассамблеей, национальные общины помогают школе приобретать необходимые учебники, пособия, костюмы, музыкальные инструменты и приглашают на свои мероприятия. Многие учителя в школе – руководители или активисты национальных организаций Ассамблеи.
В Центре Образования «Многонациональная воскресная школа» г.Казани открыты 22 отделения, в которых обучаются 427 детей. Отделения: армянское, азербайджанское, афганское, бурятское, грузинское, немецкое, башкирское, кряшен, татарское, английское, хореография, вокал, индийское, турецкое, арабское, украинское, таджикское, корейское, вьетнамское, чувашское, марийское, удмуртское.
В 2012 году при Многонациональной воскресной школе г.Казани создан многонациональный вокальный ансамбль «Жемчужинки», руководитель ансамбля заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Фаниля Хабирова. На сегодняшний день ансамбль стал визитной карточкой множества мероприятий. В составе ансамбля представители – татарского, армянского, грузинского, азербайджанского, башкирского, туркменского народов. Участницы коллектива поют на двух государственных языках республики – русском и татарском, при этом каждая солирует на своем родном языке, представляя свой народ во всем его многообразии. Коллектив является постоянным участником национальных праздников Татарстана, таких как Навруз, Масленица, Сабантуй, День народного Единства.
С 2007 года для обучающихся воскресных школ (отделений) и школ с этнокультурным (чувашским, удмуртским, марийским, мордовским) компонентом содержания образования Татарстана Министерством образования и науки Республики Татарстан организована Межрегиональная многонациональная профильная смена «Дуслык».
Основной целью программы является формирование межнационального взаимопонимания и укрепления дружеских взаимоотношений между детьми через приобщение к нравственно – этическому потенциалу родной культуры, этнокультурным ценностям и традициям. Концепция работы Межнациональной смены разработана таким образом, что вся программная деятельность проходит через воспитание и обучение на традициях народной педагогики.
В рамках смены реализуются 3 ключевых направления: образовательный, оздоровительно – спортивный и культурно — массовый. В программу также включены занятия по родному языку и краеведению, вокально – хоровому пению и хореографии, как современной, так и национальной. Ежегодно в смене отдыхают более 200 детей от муниципальных образований Республики Татарстан, в том числе г. Казани.
В День учителя редакция портала поговорила с ведущими учителями Многонациональной воскресной школы, спросила об особенностях преподавания в ней, о секретах успешного педагога и качествах так важных учителю в его работе.
Майя Мануиловна Хухунашвилли – директор многонациональной воскресной школы
Воскресная и общеобразовательная школа отличаются между собобой обязательностью посещения. Наша школа – это дополнительное образование. Сюда и учителя, и педагоги приходят по зову сердца и велению души. Конечно, детям еще нравится то, что здесь нет оценочной системы. Хотя у нас есть педагогические журналы… Но мы в них ставим лишь отметки о посещаемости. Исходя из своего опыта преподавания в общеобразовательной школе, могу сказать, что для учителя-предметника прежде всего важно, чтобы дети стремились изучать твой предмет. Но здесь совершенно другая ситуация. Наши педагоги – миссионеры, прежде всего перед своим народом. Это бесценный труд донести до детей, которые вдали от родины, культуру, язык. Зачастую, когда педагоги приходят к нам устраиваться на работу, они не спрашивают ни о зарплате, ни о графике работы. Актуальны лишь вопросы наполняемости групп, мотивации родителей учащихся, как грамотно разработать, чтобы дети в свой единственный выходной стремились сюда. Поэтому у нас только те, кто хочет заниматься и отдаются этому процессу. Если ученик дошел до конца учебного года – это заслуга всего педагогического состава. Они заинтересовали ученика и родителей, конечно же.
Эпоха пандемии внесла свои коррективы и в наш образовательный процесс. Мы также перешли на дистанционное обучение, размещали много материалов, получали обратную связь. Бесценно то, что дети звонили своим учителям и говорили, как скучают. А в начале учебного года необходимую дистанцию держать было очень сложно – дети бежали обниматься. Родители всенгда подчеркивают, что у нас очень теплая атмосфера как на занятиях, так и внутри коллектива. Думаю, что заставить педагогов прийти на работу также в свой единственный выходной может лишь истинная любовь к своей работе и ученикам.
Мария Михайловна Хачатурян – преподаватель армянской культуры.
Учитель должен любить детей, быть добрым, справедливым и находить с детьми общий язык. Не нужно прикладывать много усилий к мотивированию учеников. Важно давать материал максимально приближенно к мировоззрению ребенка. В нашей Многонациональной воскресной школе, в отличие от общеобразовательной, больше индивидуального подхода. Я, к примеру, даю возможность 1 раз в месяц ученику приходить тогда, когда ему удобно. На уроках всегда делаю вставки про географию, про культуру, про историю. Детям очень нравится блок, посвященный легендам армянского народа. Сейчас компактные классы, можно больше успеть, легче выстроить план урока. Работать очень удобно.
Чаркина Сильвия Николаевна – преподаватель чувашской культуры
Очень популярно говорить о том, что учитель – это, прежде всего, призвание. Но профессионализм имеет также очень важное значение. Во-первых, педагог сам должен учиться всю жизнь. Только лишь знать свой предмет недостаточно. Недостаточно и иметь лишь набор необходимых компетенций. Учитель — это тонкий психолог, понимающий ребенка, направляющий его, способный найти общий язык с родителями, помогающий вырасти ребенку полноценным, успешным человеком.
По направлению «педагогика» сейчас поступает много молодых людей и девушек. Но до конца обучения доходят не все. Около 20% учащихся понимают, что с выбором ошиблись. Есть и те, кто приходит в школу и также понимает, что душа не лежит. Учитель – это сложная работа, требующая и психологической подготовки. А это как раз приходит с опытом. И вот тот, кто прошел весь этот путь от начала и до конца, получает удовольствие от своей работы, благодарность со стороны учеников, родителей и есть учитель по призванию и профессии.
Махмутова Эндже Амировна – преподаватель турецкой культуры
Нет единого ответа на вопрос: «Какие качества, навыки необходимы человеку, чтобы успешно работать учителем?»
Тем, кто никогда не учил, трудно понять, насколько разнообразен и динамичен набор навыков, необходимых для успешной работы в напряженной обстановке.
Общаясь со многими педагогами, я пришла к мысли о том, что самые успешные учителя в чём-то похожи, они имеют некоторые общие характеристики и качества. Каждый учитель может стать успешным, сосредоточив своё внимание на этих качествах.
В первую очередь – это чувство юмора. Чувство юмора может помочь вам стать успешным учителем. Ваше чувство юмора может снять напряженность в классе, своевременная шутка в один миг снимет накопившуюся усталость учеников. Чувство юмора также изменит отношение учеников к учителю, возможно, заставит их с нетерпением ждать новой встречи. Конечно же, чувство юмора позволит вам более позитивно смотреть на жизнь и быть счастливыми.
Также, позитивное отношение к возникающим стрессам. В жизни бывает много неожиданных отрицательных ситуаций, особенно на работе. Позитивное отношение поможет вам справиться с неприятностями самым лучшим образом. Например, придя на работу, вы узнали о срочной необходимости заменить заболевшего коллегу. Приятного, конечно, мало, но учитель должен сделать всё возможное, чтобы его недовольство не отразилось на учениках. Будьте всегда приветливы. Ваше плохое настроение отразится на учениках. Улыбайтесь им чаще.
Еще, ожидание высоких результатов от учеников. У эффективного учителя должны быть хорошие результаты. Учитель должен уметь убедить учеников, что они могут добиться гораздо большего, тем самым внушив им чувство уверенности, что поможет достичь высоких результатов. Конечно же вами должна быть создана эффективная обучающая среда в классе.
Добавлю и качество – «системность в работе». Чтобы была создана благоприятная среда обучения, необходимо выстроить систему, в которой ученики будут знать, чего ожидать от учителя. Вы должны быть последовательными. Вряд ли ученикам понравится обучающая среда, в которой правила постоянно меняются.
Важна «справедливость». Ученики очень болезненно реагируют на то, что у учителя в классе имеются любимчики, поэтому учитель должен быть справедливым ко всем. Если вы хвалите или обвиняете в чём-то ученика, то обязательно аргументируйте свою оценку.
Мало продвинешься без «гибкости». Мы живём в удивительное время: мир вокруг нас меняется очень быстро. Поэтому учитель, работающий с подрастающим поколением, должен быть готов меняться. Гибкое отношение к изменяющимся обстоятельствам важно не только для того, чтобы избежать неожиданного стресса. Это важно и для учеников, которые ждут, что учитель возьмёт под контроль любую ситуацию и поможет справиться с изменившимися обстоятельствами.
Фаадия – преподаватель арабской культуры
Роль учителя в формировании общества и сохранении благополучия последующих поколений можно сравнить с орлом, защищающим семейство. А если говорить о дисциплине, то можно сравнить его с вороной, трудящейся с раннего утра в очень точном порядке. Мудрость учителя напоминает всегда сову, непринуждённо дающую знания. Говоря о миссии учителя в передаче знаний также вспоминается почтовый голубь, который усердно и кропотливо выполняет свою работу в срок.
На самом деле учитель — это не просто работа и должность, учитель — это призвание данное Богом.
Труд учителей и преподавателей заслуживает глубокой благодарности.
Редакция портала Ассамблеи и Дома дружбы народов Татарстана искренне поздравляет всех учителей с их профессиональным праздником и желает неутомимого энтузиазма и новаторства в работе, а главное — любознательных учеников.
Интересные факты про День учителя
- Праздник посвящается всем просветителям
- мира — за их важный вклад в развитие общества. Цель Международного дня учителя состоит в том, чтобы напоминать о необходимости оказывать поддержку учителям, чтобы они могли передавать знания следующим поколениям.
- Свыше ста стран мира присоединились к празднованию Всемирного дня учителей. Но при этом каждая страна выбирает свой путь празднования. Это касается не только способа отмечания (мероприятий, подарков, премий), но и дня празднования – некоторые страны перенесли день на другую дату.
Информационный центр ДДнТ