(19 декабря 2020) Сегодня в рубрике «Национальные истории» — жительница города Мамадыш Светлана Байкеева. В интервью нашему порталу она рассказала, что нужно для того, чтобы стать «Учителем года» и открыла секрет, длинною в 365 лет.
Еще совсем недавно Светлана Байкеева стояла на сцене казанского культурно-досугового комплекса им. В.Ленина, где чувства переполняли.. Её имя прозвучало, как имя победителя в номинации «Учитель года» — лучший учитель Татарстана. Наряду с эмоциями, возникло чувство колоссальной ответственности, ведь в 2021 году Светлана Александровна будет представлять Татарстан на конкурсе «Учитель года России».
Учитель русского языка и литературы с 20-летним стажем задумалась о выборе профессии еще в самом раннем возрасте.
«Я принадлежу к учительской династии, общий педагогический стаж которой составляет 365лет. В нашем роду есть учителя словесности и музыки, русского языка и математики. В моей памяти до сих пор есть картинка из детства, когда я сажала перед собой кукол, медведей, рассказывала им что-то, ставила оценки в воображаемый журнал. Наверное, такую модель заложила в сознание еще моя мама, когда я в детстве ходила на ее уроки».
Примечательно, что на своих занятиях педагог дает ученикам не только знания по предмету, но и прививает чувство патриотизма, любви к большой и малой Родине, к своему делу через понимание языка, литературных произведений.
«Я – тот случай, когда педагог приходит в школу, не уходя из нее. Я работаю в школе №1 города Мамадыш, мне знакомо здесь все, ведь когда-то я и сама сидела за партой. Был и период, когда мы с мамой были коллегами и работали бок о бок… Важно любить то, что ты делаешь, свое место, свой город. Уверена, что каждый живущий в Мамадыше без сомнения, в случае необходимости пойдет защищать свое Отечество».
Такая уверенность в подрастающем поколении идет вразрез с часто встречающимся мнением о том, что «молодежь сегодня не та…» или что молодежь и традиции – это два противоположных берега. Наша героиня подчеркивает, что современная молодежь всегда стремится познавать что-то новое, однако общепринятые правила ей совсем не чужды. В поисках чего-то нового, неизведанного молодые просто не должны забывать о том, кто они. А это возможно лишь в случае, когда они знают, зачем они здесь и почему. Человека нужно знакомить с первых дней его жизни с местом и людьми, где он живет, чтобы он осознавал себя тем, кем он является. Это и есть главный механизм воспитания подрастающего поколения.
«Подчас мы – взрослые — думаем, что ребенок, родившись в конкретной семье, должен понимать, кто он. А это не так. Он этого не осознает. И на этом этапе именно взрослые должны познакомить, вовлечь, рассказать, научить. Именно тогда неизменными ценностями для молодежи будут любовь, семья, близкие люди, Родина».
Татарка по национальности, из классической татарской семьи Светлана Александровна, говоря о важности сохранения традиций, языка подчеркивает, что настоящая преемственность невозможна без исторической памяти.
«Ребенку, знающему родной язык, язык предков, традиции, культуру своего народа, будет чуждо непатриотическое настроение. Он построит традиционную семью. Ведь семья без традиций невозможна. Наша семья не исключение. Мы бережно храним то, что передали нам наши бабушки и дедушки. Это самые простые ритуалы, блюда, которые готовятся во время определенных событий. Я, в свое время, узнала их от своей мамы, а сейчас передаю дочке – Евгении. К примеру, совсем недавно одну из комнат нашей квартиры украсило генеалогическое древо нашей семьи. Мы его делали все вместе».
Возможность находить источник для творчества внутри семьи породило и хобби нашей героини.
«Мое хобби совсем не связано с учительством, как это ни странно. Мне нравится заниматься рукоделием. Бывает, что садимся с дочкой, ей сейчас 13 лет, вяжем что-то, увлекаемся с ней шитьем фетровых игрушек. Жаль, что в интенсивном ритме жизни остается мало времени на это. Но мы любим это занятие и ценим такие моменты».
По мнению Светланы, сохранение традиций также невозможно без знания родного языка.
«Как можно отделить основу традиций, коей язык является, от самой традиции. Будет ли тогда культура культурой? На чем ей в таком случае основываться? Для сохранения традиций нужно знать язык! В противном случае это не традиции, а фантик, красивая обертка — не больше».
Здесь напрашивается вопрос о чистоте языка и множестве заимствований, которые проникают в нашу речь. Многие филологи бьют тревогу и призывают сохранять исконность языка, другие констатируют факт, что мы уже практически утратили классический язык и ничего уже сделать нельзя, однако наша героиня совершенно спокойна.
«Сейчас можно услышать много заимствований. Они пополняют наш язык. С одной стороны, меня, как учителя русского языка, это волнует. Есть риск того, что язык потеряет свою идентичность. И здесь не надо забывать о темпе развития человечества и новшествах, появляющихся в нашей жизни. С ребятами на уроках мы говорим, что новое слово – это новое открытие. Какие-то слова уходят в прошлое. На их место приходят новые. А появление нового мы должны просто принимать. Главное – не употреблять эти заимствования в угоду времени, как дань моде, а лишь в случае, когда донести смысл без употребления этого слова невозможно».
Язык – живой. Он развивается, совершенствуется, становится краше. Героиня сравнивает язык с водой во всех ее ипостасях. В умелых руках он найдет путь к любому сердцу, сознанию, он может быть мягким и одновременно жестким, строгим.
«Это ручей, собранный из капель. Это — река, перетекающая в море, море, стремящееся в океан. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
Говоря о русском языке, учитель подчеркивает неразрывную связь русского языка с культурой, мировоззрением, искусство слова.
«Для меня русский язык и литература едины. Язык – как творец литературы, а литература, как плод, создание русского языка».
Когда слушаешь Светлану Александровну, то невольно представляешь ее за любимым делом, а ты, как прилежный ученик, повторяешь про себя каждое слово, сказанное с любовью и вдохновением. Видя то, что учитель живет своей работой, вкладывает в нее душу, невозможно не проникнуться любовью к предмету. И это становится мотивацией к учебе.
«Мотивировать учеников нужно. Но для этого, прежде всего, необходимо быть мотивированным самому. Мои ученики и я мотивируем друг друга. Сначала я настраиваю их на начало урока, на котором мы открываем что-то новое. Мы беседуем и в перемену, обсуждая простые, общечеловеческие вопросы, ситуации, определяя для себя жизненные ориентиры».
А в качестве своих жизненных ориентиров Учитель года определяет движение вперед, развитие, стремления, самосовершенствование.
«Это многоточие, которое говорит о том, что продолжение еще следует. Это вектор, направленный вперед».
Должно быть, эта жажда к совершенствованию и познанию окружающего мира во всем его многообразии помогла Светлане Александровне завоевать столь почетное ответственное звание. Хотя сама она утверждает, что секрет успеха очень прост.
«Надо просто быть учителем, верить в то, что ты делаешь, верить в своих детей, которых ты учишь ежедневно, которых видишь и встретишь в будущем. И …важно захотеть учиться у своих учеников. Важно быть собой, не стремиться понравиться другим, не спешить говорить то, что хотят услышать. Это невозможно предугадать. Просто показывайте то, что получается у вас хорошо. Не бойтесь совершать ошибки и признавать их».
В такой сложной, эмоциональной и энергозатратной работе невозможно обойтись без источника вдохновения. Светлана Александровна черпает новые силы в сложностях и трудностях, возникающих в процессе работы. Вдохновляют ее и успехи, но, прежде всего не свои, а учеников. В динамичном ритме жизни учителя есть место и спорту. Но не в привычном для всех понимании – спорта как состязания. Здесь интересен спорт как процесс.
«Мне нравится велоспорт. Это не соревнование, а, своего рода, познание этого мира. Поехать в лес, парк. Созерцать окружающую реальность… Таким образом провести свободные часы, совместив приятное с полезным. Я люблю природу. Здорово бывать вдалеке от асфальта, бетона. Можно услышать, как журчит вода, шелестят листья, а может быть, и хвоя сыпется с ветвей. Проезжая по знакомым местам вновь и вновь, можно встретить что-то новое или неожиданное».
В завершении нашей встречи, мы попросили Светлану Александровну, по традиции, пожелать что-то нашим читателям.
«Желаю здоровья — душевного и физического. Желаю вечного творческого поиска, душевного неспокойствия. Не останавливайтесь. Сомневайтесь в том, что достигли максимума. Будьте искренними, честными, справедливыми, развивайте умение понимать, ищите и находите».
Анастасия Исаева,
Информационный Центр ДДнТ