(20 декабря 2020) На этой неделе 17 декабря отмечался День белорусского кино. В «Киновыходной» познакомимся с историей становления национального кинематографа в Беларуси и посмотрим один из лучших фильмов о Второй мировой войне.
1920-е годы — это период становления языка кино, освоения средств выразительности экранного зрелища. Официальная для праздника выбрана не случайно. Ведь именно 17 декабря 1924 года вышло постановление Совета Народных комиссаров «О кинопроизводстве в БССР». С этого дня национальный белорусский кинематограф отсчитывает свою историю. В тот же день при Наркомпросе было создано Государственное управление по делам кинематографии и фотографии — «Белгоскино». Были сняты первые хроникальные кадры о событиях тех лет.
В 1926 году белорусские зрители увидели первый «боевик» — «Лесная быль» Юрия Тарича, по повести Михася Чарота «Свинопас». Юрий Викторович Тарич (1885-1967) и Владимир Владимирович Корш-Саблин (1900—1974) считаются основоположниками белорусского кино. Они навсегда вошли в историю белорусского кино, как первые отечественные сценаристы и режиссеры. В 1928 году была основана киностудия «Советская Беларусь», которая из-за отсутствия собственной технической базы до 1939 года работала в Ленинграде, а потом переехала в Минск. На «Беларусьфильме» снято более 500 художественных фильмов, несколько тысяч документальных и около 100 мультфильмов.
1930-е годы — время серьезных сдвигов в творческой жизни мастеров кинематографии. Авторы стремились раскрыть образ нового человека, строителя нового общества. Все больше и больше получает развитие как игровое, так и документальное кино. В 1935 г. сектор кинохроники «Белгоскино» преобразовывается в Минскую студию кинохроники, основная функция которой — съемка хроникального материала для кинопериодики. С 1941 г. стал выходить киножурнал «Советская Белоруссия», в котором широко освещались политические и культурные события в жизни страны.
В конце 1941 г. издан приказ о порядке проведения фронтовых хроникальных съемок, адресованный начальникам политуправлений фронтов. Белорусские кинематографисты становятся фронтовыми кинооператорами. Вот тут‑то и сыграло свою роль неигровое кино. Даже когда вся территория Белоруссии была оккупирована фашистами, кинематограф не сдавался, а продолжал существовать, активно приближать час победы.
После войны на киностудии, которая с 1946 г. начала называться «Беларусьфильм», в первую очередь был налажен выпуск документальных фильмов о последствиях войны, о восстановлении республики. Снимались и игровые фильмы. В 1962 году был основан Союз кинематографистов Белоруссии. В 1996 году киностудия получила новое название — «Национальная киностудия «Беларусьфильм». А работы белорусских кинематографистов неоднократно были отмечены наградами различных международных фестивалей.
Кстати, сегодня белорусское кино отмечает свое 96-летие. Традиционно в этот день на киностудии «Беларусьфильм» и в Национальной академии наук проходит научно-практическая конференция, инициатором которой выступает НАН, а идею поддерживает Министерство культуры Беларуси и киностудия. Во время конференции проходят мастер-классы известных киноведов из Москвы и Санкт-Петербурга.
Сегодня Беларусь по праву гордится многими талантливыми режиссерами, актерами, художниками и операторами, создавшими своими работами золотой фонд национального кино Республики. Но не отстает от них и современное поколение — появляются новые имена и картины, которые с успехом участвуют в различных престижных кинофорумах. Немалую роль в этом играет и Минский международный кинофестиваль «Лiстапад», который с каждым годом привлекает все большее количество участников и зрителей.
В 1976 году в Минске был открыт музей истории белорусского кино. Он был создан и открыт к 50-летию выхода фильма «Лесная быль», а в 2005 году стал филиалом «Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры Республики Беларусь». Здесь собраны документы и материалы по истории белорусского кино, проходят экскурсии, выставки и показы отечественной и зарубежной киноклассики на основе музейного видеофонда.
В черно-белых ретрокадрах история государства. Если глаза — это зеркало души, то кинематограф — это зеркало жизни. С момента его появления в Беларуси представилась возможность видеть зеркальное отображение истории и культуры. В фондах Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов хранятся многие моменты истории, которые передал кинематограф миллионам людей.
Оглядываясь назад, можно сказать, что белорусское киноискусство прошло долгий, сложный путь и стало неотъемлемой частью национальной культуры белорусского народа. Ни сотни опубликованных статей по истории кино, ни диссертации, ни книги еще не исчерпали материалы, находящиеся в Белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов. В его запасниках еще много тайн и открытий, которые ждут новых исследователей.
Среди наиболее известных художественных фильмов белорусского кинематографа «Через кладбище».
Название: «Через кладбище»
Год: 1964 г.
Режиссер: Виктор Туров
Сценарист: Павел Нилин
Оператор: Анатолий Заболоцкий
Композитор: Андрей Волконский
Художники: Владимир Дементьев, Евгений Игнатьев
Актеры: Владимир Белокуров, Елизавета Уварова, Галина Морачева, Антонина Бендова, Владимир Емельянов, Владимир Мартынов (II), Игорь Ясулович, Пётр Савин
Страна: СССР
Производство: Беларусьфильм
Премьера: 5 апреля 1965
Количество зрителей в СССР: 11 800 000
Жанр: военная драма
Время: 82 мин. / 01:22
Награды, номинации, фестивали:
В 1995 году по решению ЮНЕСКО фильм вошел в список ста лучших фильмов о войне. Диплом II степени фильму, призы режиссеру В. Турову и актеру В. Мартынову за дебют, оператору А. Заболоцкому за изобразительное решение на V КФ республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии в Таллине, СССР, 1965г.
О фильме
Эту военную ленту ЮНЕСКО включила в список 100 наиболее значимых фильмов о Второй мировой войне. Действие происходит в 1942 году. Группа белорусских партизан должна подорвать немецкие военные эшелоны. Молодого парня Михася отправляют на смертельно опасное задание, он должен принести снаряды из сторожки механика, но сталкивается с немцами.
Фильм снимался в 1960-х годах, и на волне «оттепели» авторы одними из первых в советском кино представили шок и разочарование людей, увидевших реальную войну. Ведь настоящая жизнь сильно отличалась от военной пропаганды.
Сюжет
Сырая осень 1942 года. Немецкие войска подходят к Сталинграду. Отряд белорусских партизан в лесах и болотах Беларуси взял на себя задачу по подрыву в тылу немецких военных эшелонов. Оказавшиеся без снарядов, командир партизанского отряда вспоминает о механике Бугрееве, который может добыть отряду несколько сотен килограмм взрывчатки из снарядов. Партизаны посылают к механику молодого 16-летнего Михася и опытного старика Сазона на немецкие блок-посты. Сазон Иванович, по заданию партизан сотрудничает с немцами. Михасик узнает про его троих сыновей: два погибли в партизанах, третий с усохшей рукой просто не хочет воевать. Еще есть дочка Ева, которая помогала отцу доставать снаряды при помощи лебедки из земли и болота, чтобы перепрятывать их в разных местах, но в партизаны её пока не пускают.
Вместе герои плавят взрывчатку из снарядов, Михасик с нескрываемым удовольствием рассказывает, как он подрывал эшелоны с немцами: «Да это же золото.. вот возьмешь такую взрывчатку, положишь её в ящичек, еще немецкую гранату, а от неё шнурок метров 150 и сидишь, ждешь. Дождь, мороз не замечаешь, только трясешься весь от нетерпения. Вдруг слышишь поезд, поезд! Как рванешь! На весь лес грохот. Ревут, стонут. Ужас как ревут». Неожиданное появление немцев нарушает план героев…
Фильмы о войне бывают героические, масштабные, чрезмерно жестокие, лживые, трагические, но этот фильм — особенный, он правдивый, во всем. За свои 95 лет белорусское кино проделало огромный путь. От первой белорусской картины до самой последней тысячи километров пленок, сотни судеб талантливых кинематографистов, не одна историческая эпоха. Такие разные мастера, каждый со своей правдой и пониманием мира.
Кто-то сразу мыслил масштабно и широко, чтобы рассказать о боли войны и потерях, кто-то сосредоточился на камерных историях. Режиссеры смотрели, что происходит вокруг, они были включены в общий контекст. Вгиковское братство сохранялось надолго.
Занимательные факты о фильме:
В 1995 году по решению ЮНЕСКО фильм вошел в список ста лучших фильмов о войне.
Фильм положили на «полку» после эмиграции одного из создателей фильма в начале 70-х. Тем не менее, за время проката его посмотрело 12 миллионов зрителей.
Фильм снимался в Новогрудке и в деревне Бретянка Новогрудского района Белоруссии. Сейчас места съёмок трудно сопоставить с кадрами фильма. Озеро было засыпано, проведены мелиоративные работы, мельницы давно нет.
Информационный Центр ДДнТ