(6 февраля 2021) Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана продолжает рубрику «Киновыходной», в которой можно узнать о шедеврах национального кинематографа. Сегодня предлагаем погрузиться в мир танца и ярких сценических образов в фильме «Я буду танцевать» производства «Азербайджанфильм».
Название: «Я буду танцевать», (Оригинальное название «Əmək və qızılgül»), другое название «Труд и розы».
Год производства: 1962
Страна: СССР
Производство: Азербайджанфильм
Режиссер: Тофик Таги-Заде
Сценаристы: Идрис Базоркин, Тофик Таги-Заде
Оператор: Расим Оджагов
Композитор: Рауф Гаджиев
Художник: Кямиль Наджафзаде
Актеры: Махмуд Эсамбаев, Лейла Абашидзе, Владимир Тхапсаев, Минавар (Мина) Калантарли, Окума Курбанова, Альви Дениев, Константин Барташевич, Ольга Жизнева, Адиль Искендеров, Александр Аллегров, А. Дудетская, Михаил Туманишвили, Исмаил Эфендиев, Гюндуз Аббасов, Талят Рахманов, С. Киршбаум, Р. Валибаев, Н. Маммедзаде, Г. Бабаев, Ибрагим Алиев, Сона Асланова, Сусанна Меджидова
Премьера: 30 сентября 1963 (Москва)
Жанр: биография, драма
Время: 91 мин. / 01:31
Информация о фильме
Действие фильма разворачивается в далеком чеченском ауле, куда приезжает концертная бригада. Фильм посвящается жизни и творчеству танцора Махмуда Эсамбаева.
Сюжет
Выходец из чеченской семьи, Махмуд Ишхоев с юных лет любит танцевать, однако его отец против того, чтобы сын плясал. Он говорит, что «чеченцам нужен врач, нужен инженер, шут не нужен». Из-за этого и все проблемы в семье. Друг, с которым отец Махмуда заключил соглашение, отказывается выдать свою дочь замуж за Махмуда, назвав его бесчестным. Но у мальчика была нерушимая целеустремлённость к своей мечте, и он достиг цели.
Он продолжает танцевать и становится Народным артистом Республики. На традиционном празднике великолепно исполняет старинный чеченский танец. К концу фильма Махмуд мирится с отцом. Это правдивая история из биографии артиста, исполняющего главную роль. У Махмуда с отцом взаимоотношения с самого начала были не очень. Отец был против танцев категорически. Махмуд даже фамилию взял умершей во время депортации матери, а не отца, фамилия отца Ишхоев.
О фильме
Идрис Базоркин написал свою повесть «Труд и розы», которая и легла в основу фильма «Я буду танцевать» в 1958 г. Повесть имела такой громадный успех, что в апреле-июне 1959 г. печатается одновременно в трех республиканских газетах: «Грозненском рабочем», «Сердало» и «Серло» на русском, ингушском и чеченском языках.
Вскоре появилась идея снять по повести фильм. В самой республике не было сил и средств снять такой фильм. Обратились к студии «Азербайджанфильм» в Баку. Сценарий должен был быть утвержден художественным советом студии. С этого момента началась новая работа автора сценария, связанная с тем, что сам жанр киносценария был совершенно новым для чечено-ингушской литературы и искусства, и писателю пришлось основательно сесть за изучение жанра.
13 вариантов претерпела киноповесть, прежде чем художественный совет студии согласился принять его. Режиссером фильма стал Тофик Таги-заде, снявший к тому времени такие фильмы, как «Встреча», «На дальних берегах», «Настоящий друг», «Матео Фальконе», а потом уже и «Аршин мал алан».
Несмотря на то, что все их поправки и замечания были учтены, художественный совет студии отказал автору и после представленного 13-го варианта. Согласие было получено лишь после того, как все убедились, что автор не успокоится, пока не добьется своего. Умевший выходить с легким юмором из многих ситуаций, Базоркин рассказал членам художественного совета притчу о скромном горском парне, влюбленном в единственную сестру богатых семерых братьев. Однажды братья решили проучить наглеца, который каждый раз проходил мимо их башни и взглядом обменивался с их сестрой, которая тоже была неравнодушна к парню, но боялась братьев. Избитый братьями горянки до крови влюбленный улыбнулся сквозь разбитые губы и, выплюнув кровь, сказал братьям: «Такими шутками вы меня не отвадите от вашего двора!» И тогда братья поняли, что им не сломить парня и выдали за него свою сестру.
Члены совета посмеялись над притчей Базоркина, поняли, что писатель готов без конца переделывать текст и вынесли решение принять сценарий к производству. В сердцах писатель надписал на рукописи последнего варианта словами Пушкина «И летопись окончена моя…»
И долгожданные съемки начались. За ходом съемок фильма следила вся республика. В печати то и дело мелькали сообщения о работе над фильмом: «Перед съемками фильма «Труд и розы», «Там, где снимается фильм», «Киноповесть о Чечено-Ингушетии» (на ингушском и чеченском языках), «Киносъемки продолжаются».
О съемках
У претендента на главную роль — Махмуда Эсамбаева практически не было времени на отдых. Гастроли сменялись съемками. В этот раз требовалось не только танцевать, но и играть центральную драматическую роль, то есть самого себя. Поэтому Махмуд отказался. Но режиссер-постановщик Тофик Таги-заде оказался настойчивым. Он просил его приехать в Баку хотя бы для того, чтобы посмотреть, по верному ли пути идет коллектив
В роли отца Махмуда Алисултана был народный артист СССР В. В. Тхапсаев, в роли матери Бикату — народная артистка Азербайджанской ССР О. Курбанова. Интересную роль невесты Махмуда Дагмары играла народная артистка Грузинской ССР, киноактриса Лейла Абашидзе. Роль отца невесты Абдуллы была поручена артисту Чечено-Ингушского драматического театра Альви Дениеву.
Многих известных артистов сюда привела любовь к искусству Махмуда Эсамбаева, а не просто очередная роль в кино. Собрался поистине интернациональный коллектив, в число которого входили: главный оператор Р. Оджагов, художник К. Наджар-заде, композитор Р. Гаджиев. Перед режиссером стояла ответственная задача — через жизнь одной семьи крестьянина-чеченца, бывшего красного партизана Алисултана Ишхоева, его талантливого сына Махмуда показать рост культуры, самосознания чечено-ингушского народа.
Махмуд Эсамбаев с большой ответственностью относился к созданию первого художественного фильма о своем народе. Ни болезнь, ни вызовы на концерты в Москву не могли оторвать его от дела. Съемки фильма намечались в Баку, в павильоне, в районах Азербайджана и на месте подлинных событий, в Чечено-Ингушетии.
В середине августа 1962 года съемочная группа приехала в республику снимать очередные эпизоды. По сценарию фильма после триумфальной поездки по стране и за рубежом известный танцовщик Махмуд Ишхоев приезжает к себе на родину и танцует со своей возлюбленной Дагмарой. Во время танца присутствуют их родители. Алисултан передает кинжал отцу Дагмары, Абдулле. Тот с удовольствием принимает его в знак согласия выдать дочь за настоящего кавказца. Так старики признали, что профессия артиста — достойное дело для мужчины.
Репетиции начинались рано утром. Балетмейстер-постановщик, народный артист Грузинской ССР Джано Багратиони сгонял не мало потов с танцовщиков Грузинского и Чечено-Ингушского ансамблей песни и танца. Со временем они добились слаженного и точного исполнения. А в свободные минуты, когда отдыхали уставшие артисты, Багратиони приглашал на площадку местных жителей. Выходили и танцевали: мальчики, девочки, старики, юноши…
Премьера фильма состоялась в 1963 году. Картина имела огромный успех. Практически не было маленького или большого населенного пункта Чечено-Ингушетии, где бы фильм не демонстрировался неоднократно. С не меньшим успехом он шел и в других республиках, краях и областях Советского Союза. Кинолента «Я буду танцевать» — настоящее богатство отечественного кинематографа. Здесь собран звездный состав артистов разных национальностей. Всех их объединило стремление к искусству, танцам, желание сохранять традиции и культуру своего народа.
Фильм подходит для семейного просмотра. Он демонстрирует пример веры в себя, свои возможности и подсказывает подрастающему поколению, что всегда нужно следовать за своей мечтой.
Это интересно
Махмуд Алисултанович Эсамбаев (1924—2000) — советский артист балета, эстрадный танцовщик, балетмейстер, актёр. Народный артист СССР (1974). Герой Социалистического Труда (1984). Он прожил 75 лет и танцевал до 70 лет.
Махмуд Эсамбаев – создатель первой сольной танцевальной программы в СССР «Танцы народов мира». Исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан», «Воин», «Танец огня». А фильм «Я буду танцевать» посвящен жизни и творчеству самого танцора. Благодаря первому в нашей стране своеобразному гастролирующему театру народного танца одного актера-танцовщика Эсамбаева, с разными танцами могли познакомиться не только столичные зрители, но и жители глубинных районов.
Он увлёкся танцами в раннем детстве и часто выступал на свадьбах в родном селении Старые Атаги, недалеко от Грозного. Вопреки воле отца, Эсамбаев поступил в хореографическое училище. В годы Великой Отечественной войны он танцевал во фронтовой концертной бригаде. После войны Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета. В середине 1950-х он вернулся в Чечено-Ингушскую АССР, где разработал сольную программу, в которую включил танцы народов мира. В конце 1950-х он переехал в Москву, а затем отправился на гастроли, побывал в разных уголках планеты и пополнил свой репертуар танцами из Бразилии, Перу, Узбекистана и других стран. Эсамбаев также снимался в кино, в том числе в картинах «Земля Санникова» и «Честное волшебное».
Зарубежная поездка оказала благотворное влияние на творческий рост Махмуда Эсамбаева, пополнила его репертуар. Глубокий смысл и самобытная красота бразильских, перуанских, испанских, венесуэльских и других танцев, которые он выучил во время поездки по Латинской Америке, пленили его. Махмуд на встречах со зрителями говорил, что «узнать народ — значит узнать его танец, рожденный выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа».
Это действительно так, ведь танцы, которые издревле живут в народе и создаются сегодня, — подлинная энциклопедия жизни. В них можно почувствовать склад жизни населения, горе и радости людей, их мечты и надежды, существо их национального характера. И как бы различны ни были танцы народов конкретной страны и всего мира, сквозь бесконечное многообразие красок, приемов, особенностей исполнения ощущается глубокое духовное родство хореографии, рожденной на разных широтах.
Информационный Центр ДДнТ