(19 июня 2021) Сегодня марийцы, проживающие в разных частях России и за её пределами отмечают праздник «Семык», знаменующий наступление лета. В нём сосредоточены обряды марийского народа, связанные с культом предков, сельским хозяйством, семейно-брачными отношениями.
Происхождение праздника
По языческой мифологии души умерших на зиму уходят в спячку. Со дня зимнего солнцестояния начинается пробуждение душ, по весне умершие души выходят на белый свет в виде русалок. Обряды в честь русалок и по проводам русалок язычники называют «Семык».
«Семык» (Семик) один из любимых традиционных праздников марийцев, знаменующий начало летнего праздничного цикла. Этот день у марийцев связан с культом предков, земледельческими обрядами. Здесь сочетается радость, торжество жизни, уважение и почитание предков.
Последнее занимает самое большое место в празднике: души родственников встречали, водили в баню, угощали праздничной едой, с почестями провожали. Особенностью традиционного праздника являлось проведение предохранительных обрядов, соблюдение запретов, что было связано с защитой посевов от засухи, града, других стихийных явлений.
Подготовка к главному дню
В дни «Семыка» запрещалось работать, копать землю, что-либо сажать. Все важные работы завершались до «Семыка». Нельзя было тревожить людей громкими звуками. Например, до праздника нужно было завершить мягчение холстов.
Праздник имеет свою последовательность. Готовиться к нему начинают уже в понедельник — вторник. Необходимо провести тщательную уборку не только в доме, но и во всей усадьбе, с большим усердием в доме чистится утварь, моются стены, потолки, пол, подметается двор, чистятся сараи, навесы. Вся металлическая посуда должна блестеть, особенно тщательно чистили самовар. Жители избавляются от старой рухляди (старой одежды, лаптей, мусора), которую сжигали. Считается, что в этот период активизируется нечистая сила, которая может навредить, если в доме и на усадьбе будет сор и грязь.
Распространено мнение, что особенной страстью к «разгуливанию» по земле отличаются души тех, кто при жизни больше других вредил людям. В этот период места, где запрятанные клады, светились, но к ним нельзя было подобраться, так как их охраняли черти.
По традиционным представлениям в дни поминовений и особенно в Семык владыка загробного мира «киямат тöра» души усопших отпускал на поминки, где они посещают своих живых родственников и даже могут ночевать одну ночь. Для поминовения заранее изготавливают свечи из домашнего воска и кудели. Для праздника шьется новая одежда, которую надевают и используют до следующего Семыка.
В среду готовят для праздничного стола различные блюда. Стол должен быть богатым, поэтому пекут пироги большие и маленькие с различной начинкой, ватрушки, блины многослойные (коман мелна) и однослойные, булочки.
Предпочтительны на этот праздник пироги с рыбной начинкой. Пиво и квас варят заранее. Готовят каши из различных круп. Обязательны блюда из яиц: яичница, омлеты с добавлением сливок или молока и картошки (муноплошка), просто вареные яйца. Кроме того, на праздничном столе должны быть молочные блюда: творог, топленое молоко или сливки, сырки. В отдельной посуде выставляется сливочное или топленое масло.
От нечистой силы на двери вешают ветки можжевельника, шиповника, рябины.
Баню топят дважды. Первую баню можно топить уже во вторник вечером или днем в среду. В растопленную баню приглашают души умерших и поименно хлещут веником полог, символически паря умерших родственников. После завершения банных процедур, души усопших родственников приглашают в дом пить чай.
Стол для поминок может накрываться в кудо (летняя кухня), под навесом, в доме. Рядом со столом на скамейке ставится большое блюдо, емкость для напитков и дощечка для прикрепления поминальных свеч. Перед поминанием зажигают три свечи для владыки загробного мира, для его помощника, третья свеча для душ покойных. Всем этим действием руководит старший член семьи, который читает молитвы с упоминанием умерших предков, у которых просят содействия в земных делах живых.
После завершения поминок присутствующие выходят провожать души покойных, исполняя специальные очень грустные песни «колшо муро» (песни мертвых), а поминальная еда и напиток выливаются в определенном месте во дворе. Считается, что души умерших после этого ритуала покидают мир живых и отправляются в загробное царство до следующих поминок.
В пятницу ходят поминать на кладбище. К 10 часам или к обеду жители села и других окрестных деревень, а также и приехавшие из города однодеревенцы, отправляются с блинами, рыбой, яйцами, водкой, квасом и другой едой на кладбище, которое расположено недалеко от села. При входе на кладбище у ворот приносят жертву «сторожу ворот» (шÿгар капка орол) в виде медных монет.
Сельчане поминают всех умерших родственников и знакомых, переходя от одной могилы к другой. Поминающие садятся возле могилы и из каждого блюда отщипывают по кусочку и кладут на нее, а также выливают немного водки и кваса, и при этом говорят шужо (пусть дойдет). Вся еда съедается или оставляется на могилах, так как обратно домой с кладбища ничего нести нельзя. Свечи на могилах не зажигаются, так как это делалось специально в среду дома. На могильные кресты вешают полотенце. Близкие родственники захоронены в одном месте. Поминая своих умерших родственников, они просят содействия в жизни, чтобы все складывалось хорошо, были деньги, удачной была дальняя дорога и другое.
Дело молодое
«Семык» также любим молодежью. В эти праздничные дни молодые люди очень весело и дружно проводят время: устраивают на улице качели и проводят время у качелей три дня. В среду группами молодые уходят на луга, собираются за околицей, где до утра играют в различные игры, танцуют, разжигают костер и прыгают через него. Играть ходят девушки с 15-16 лет, парни 17-18 летнего возраста.
Также на эти игрища могут приходить молодожены, если со свадьбы их не прошло года. Молодежь играет в разные игры: вытягивание парами лыка (ний кучен шупшын модмаш), кольцо (онго), выбор пары (туп кырен модмаш), ручеек (вÿд йоген модмаш), разбивание яиц (муно шалатен модмаш) и другие.
Так, например, берутся лыковые полоски длиной 2 метра, которые спутываются ведущим. Девушки и парни становятся отдельно в разных концах. Вытянувшие одно лыко парень и девушка должны поцеловаться, если же они не нравятся друг другу, то в этом случае они должны отдать ведущему какую-нибудь вещь. В конце игры хозяин этой вещи должен исполнить желание ведущего – спеть, сплясать или сделать еще что-то другое.
Для молодежи характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки, парни могут завалить бревнами ворота, перевесить на другое место ворота, забравшись на крышу дома или бани заткнуть дымоход, опрокинуть в бане котлы с водой. Затем все вместе уходят на луга и до рассвета проводят время в веселье и играх.
Современные формы бытования
В годы Советской власти, в период атеизма старались искоренить религиозные языческие праздники – они не приветствовались официальными лицами. Но даже несмотря на то, что праздник приходился на рабочие дни, сельчане не отказывались от обрядов Семыка. Жители старались проводить их вечером после работы, так как традиции были очень важными для них, передававшимися из поколения в поколение.
Особенно старшее поколение марийцев никогда не забывали свой праздник и обряды, связанные с ним, он был всегда в душе и сердце, поскольку, невозможно, выкинуть из памяти своих почивших родителей, родственников, друзей, свои родные места. Старшее поколение и в настоящий период воспроизводит обряды. К примеру, современный поминальный стол «Семыка» сохранил основной набор блюд ритуальной пищи традиционного стола.
Период демократизации общества повлиял на возрождение традиционных праздников. Так возобновились моления в рощах.
В Татарстане марийский «Семык» получил республиканский статус, он проводится ежегодно в одном из районов компактного проживания народа мари.
Праздник, получивший высокий статус, финансируется из республиканского бюджета.
Информационный Центр ДДнТ