(5 сентября 2021) На этой неделе отмечался День российского кино — праздник профессиональных кинематографистов, а также всех, кто любит российское кино. В рубрике «Киновыходной» сегодня вспоминаем историю даты и смотрим лирическую киноисторию о двух молодых людях, оказавшихся на жизненном перепутье.
Праздник установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1980 года «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Верховного Совета СССР № 9724-XI от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».
История кинематографа в России
«Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь». Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинок.
Важнейшей датой в истории кинематографа Российской империи стал первый киносеанс, который прошел 4 (16) мая 1895 года в Санкт-Петербурге, когда публике был представлен первый фильм. С этого времени кино стало частью культуры. Документальное и художественное, короткометражное, мультипликационное, авторское кино – каждый сможет найти фильм на свой вкус. Первый фильм уже отечественного производства продемонстрировали 2 (15) октября 1908 года. Он назывался «Понизовая вольница» и был снят режиссером Владимиром Ромашковым по мотивам русской народной песни «Из-за острова на стрежень» о Стеньке Разине. Фильм длился восемь минут.
Во времена Октябрьской революции 1917 года, руководство молодой советской республики, начало понимать всю важность развития кинематографа, как мощного инструмента пропаганды революционных идей, решило «взять кинематограф в свои руки».
С 27 августа 1919 года производство и показ кинофильмов перешел под контроль государства, а именно Народного комиссариата просвещения, когда был подписан Декрет Совета народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела.
История праздника началась в 1980 году, когда в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР появился «День советского кино». В годы перестройки он менял свое название: «День кино», «День кино России». После распада СССР утвердилось название «День российского кино».
Дата праздника неоднократно менялась. В конце 1980-х он отмечался 28 декабря, как и международный день кино. В 2001 году было решено выбрать отдельную дату, которой стало 27 августа. В этот день в 1919 году Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела в России.
В СССР кинематограф активно развивался. Он стал важной частью политической пропаганды. «Важнейшим из всех искусств для нас является кино», – сказал В.И. Ленин, и это стало толчком для развития киноиндустрии. В каждой республике были созданы национальные киностудии. Среди известных режиссеров этого периода – Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн. Фильм последнего «Броненосец Потемкин», вышедший в 1926 году, вошел в золотой фонд мирового кинематографа.
На смену немого кино пришли фильмы со звуком. В 1931 году вышел первый советский фильм, который изначально снимался как звуковой: «Путёвка в жизнь». Советские фильмы принимали участие и в кинофестивалях: так в 1934 году советская делегация на Венецианском кинофестивале получила Кубок выставки. В 1935 году прошёл Советский кинофестиваль в Москве, а в 1959 году он был возобновлён как Московский международный кинофестиваль. Он проходит и сейчас, являясь вторым из старейших мировых кинофорумов.
На сегодняшний день в России работает около 40 киностудий. Самые крупные – «Мосфильм», «Ленфильм», Киностудия имени М. Горького. В год снимают более ста фильмов, а в кассовых сборах доля отечественного кино составляет почти 30%.
Традиции праздника
Активно праздновать День российского кино стали сравнительно недавно, но с большим размахом. В этот день во всех крупных городах устраивают кинопоказы, организуют встречи с деятелями кино – актерами и режиссерами, открывают выставки, посвященные кинематографу, проводят экскурсии и мастер-классы.
Редакция портала Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана в рубрике «Киновыходной» предлагает к просмотру известный и уже заслуживший любовь зрителей в России и за рубежом фильм отечественного производства «Питер FM».
Год производства: 2006
Возрастное ограничение: 12+
Страна: Россия
Жанр: мелодрама, комедия
Слоган: «Это не радио, это кино…»
Режиссер: Оксана Бычкова
Сценарий: Оксана Бычкова, Нана Гринштейн, Андрей Мигачев
Продюсер: Елена Гликман, Александр Роднянский, Игорь Толстунов
Оператор: Иван Гудков
Композитор: Кирилл Пирогов
Художник: Игорь Коцарев, Ольга Бычкова, Солбон Лыгденов
Монтаж: Александр Чурпаков, Светлана Иванова, Ольга Гриншпун
Время: 86 мин. / 01:26
В главных ролях: Екатерина Федулова, Евгений Цыганов, Алексей Барабаш, Ирина Рахманова, Наталья Рева, Олег Долин, Евгений Кулаков, Кирилл Пирогов, Татьяна Кравченко, Александр Баширов
Фестивали. Награды. Премии
Приз за дебют на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге; Золотой орел (2007г.): Лучшая мужская роль, Лучшая музыка, Лучший монтаж, Лучшая работа звукорежиссера; Кинонаграды «MTV-Россия» (2007г.): Лучшая женская роль, Лучший саундтрек, Лучший фильм, Лучшая комедийная роль, Прорыв года, Лучшая мужская роль; Ника (2007г.): Лучшая музыка, Открытие года; Жорж (2007г.): Лучший отечественный фильм.
Аннотация
Маша – диджей на популярном питерском радио, Максим – молодой архитектор. Маша готовится к свадьбе с бывшим одноклассником Костей, Максим победил в международном конкурсе архитекторов, и теперь его зовут на работу в Германию. Но оба они не уверены, что им нужно именно это. И, кто знает, как бы повернулась их судьба, если бы не Случай – Маша теряет мобильный телефон, а Максим его находит…
Сюжет
Эта лирическая история о двух молодых людях, оказавшихся на жизненном перепутье. Когда каждый должен решить — что же для него действительно важно? Пульсирующий организм мегаполиса, горькие расставания и новые встречи, наконец, само время, в котором живут герои, тесно переплетутся в судьбе каждого, чтобы привести их друг к другу…
Сюжет фильма, кажется вполне правдоподобным. Персонажам просто невозможно не сопереживать, благодаря их сложной многогранности, бесхитростной и искренней сердечности.
Максима удерживает в Питере любовь к девушке, которая его оставила, а Маша чувствует, что ее жених Костя совсем не тот человек, который ей нужен. И кто знает, как бы повернулась их судьба, если бы не случай – Маша теряет мобильный телефон, а Максим его находит…
Такая история могла произойти только в большом городе, который сталкивает и разводит персонажей на своих улицах. Это лирическая история о двух молодых людях, оказавшихся перед выбором, когда каждый должен решить – что же для него действительно важно? Возникший между героями «телефонный роман», понимание и тепло, которые они нашли друг в друге, помогают им отыскать верное решение своих проблем. Выбор сделан. И теперь, казалось бы, ничто не мешает Маше и Максиму встретиться, но…
О фильме
При просмотре киноленты невозможно не обратить внимание на то, насколько музыкальна эта киноработа. Почти к каждой сцене подобран русскоязычный саундтрек, идеально дополняющий её по настроению и атмосфере. Музыка здесь — не просто фон, безропотно и бессловесно оттеняющий происходящее на экране. В «Питер FM» музыка — полноправное действующее лицо со своим неповторимым внутренним миром и тонко организованной натурой.
Сама северная столица — яркий персонаж. Камера, как бы невзначай, но всякий раз очень кстати, задерживается то на прославленных архитектурных шедеврах, то на уютных тенистых сквериках, то на широких каналах Санкт-Петербурга. Общие планы сняты с такой неподдельной любовью к северной Венеции, с таким вдохновением, что зритель просто не может не проникнуться теплыми чувствами к этому уникальному гармоничному городу.
«Питер FM» — это фильм об обычных людях и о том, как порой мало нужно для счастья: ни свадьба, ни крутой контракт не заменят тепло и простоту общения, которые главные герои совершенно неожиданно для себя обнаружили друг в друге. Они просто мчатся на встречу, будто это их спасение, хоть все еще до какого-то момента по инерции держатся за старую жизнь, с которой расстаться крайне трудно.
Среди великого множества фильмов, современных и не очень, иногда встречаются такие, особенные: радостно-задумчивые, по-доброму наивные, но при этом жизненные и пронзительно настоящие.
Информационный Центр ДДнТ