В Казани состоялось заседание Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, на котором депутаты обсудили пути решения проблем внедрения учебников по родным языкам и включения учебников в федеральный перечень и рассмотрели ряд вопросов. В работе заседания принял участие заместитель Председателя Госсовета Марат Ахметов.
С информацией о работе по внедрению учебников по родным языкам и включению учебников в федеральный перечень на заседании комитета выступил министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин. Он напомнил, что в настоящее время в школах республики организовано обучение и воспитание на 5 языках (русский, татарский, чувашский, удмуртский, марийский), а 8 языков являются предметом изучения (русский, татарский, чувашский, удмуртский, марийский, мордовский, башкирский, иврит). Кроме этого, в 100 отделениях воскресной школы изучаются язык и культура 25 национальностей.
Министерством просвещения РФ в федеральный перечень учебников включены 89 учебников татарского языка и литературы, выпущенные Татарским книжным издательством, издательствами «Мәгариф-Вакыт», Академии наук РТ, Института развития образования РТ и Татармультфильм.
В образовательном пространстве республики используются 79 учебных изданий, переведенных на татарский язык. Перевод учебных изданий с русского языка на татарский язык осуществляет Татарское книжное издательство.
Вместе с тем в 2016 году было принято решение о необходимости обязательного включения переводных учебников в федеральный перечень. Так, в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от в случае перевода учебника из ФПУ на родной язык, необходимо данный переводной учебник использовать в учебном процессе только после его включения в федеральный переченьв новой редакции.
В целях обеспечения образовательных организаций РТ учебно-методической и научной литературой на языках народов РФ за счет бюджета республики закупаются учебники, учебные пособия по удмуртскому языку и литературе, чувашскому языку и литературе, марийскому языку и литературе, мордовскому языку и литературе.
О работе по разработке, изданию и внедрению современных учебников рассказали заместитель директора Института языка, литературы и искусства имени Г.Ибрагимова Академии наук РТ Олег Хисамов, директор Татарского книжного издательства Ильдар Сагдатшин, депутат Госсовета, генеральный директор общеобразовательной организации «Бала-Сити» Альбина Насырова, депутат Госсовета, директор школы «Адымнар — путь к знаниям» Айдар Шамсутдинов.
Обсуждая вопрос о внедрении учебников по родным языкам в школьные программы и включения их в федеральный перечень, депутаты Ркаил Зайдуллин, Рамиль Тухватуллин и Рауфаль Мухаметзянов выразили обеспокоенность недостаточным объемом уроков для изучения родных языков, предусмотренным федеральными образовательными программами и стандартами.
Заместитель Председателя Госсовета Марат Ахметов высоко оценил работу Министерства образования и науки республики по подготовке и внедрению в школах современных учебников по родным языкам.
«Все возможные вопросы качества учебников, подготовки методических пособий изучены и учтены, — отметил он. — Это говорит о самом серьезном подходе к решению проблемы. Однако для достижения реальных целей по обучению и воспитанию детей на родном языке необходимо усилить работу и по другим направлениям. Мы должны заинтересовать как можно больше родителей в том, чтобы их дети знали свой родной язык. Для этого требуются грамотные руководители школ, преданные и любящие свой предмет учителя. Муниципалитеты и их отделы образования также должны относиться к этой задаче с глубоким пониманием дела».
Комитет принял информацию к сведению и рекомендовал Министерству образования и науки РТ продолжить работу по разработке и внедрению учебно-методических комплексов нового поколения по изучению татарского языка, а также совместно с главами муниципальных районов и городских округов продолжить работу по обеспечению образовательных организаций учебно-методической и научной литературой на родных языках народов, проживающих в Республики Татарстан.
На заседании комитета были рассмотрены и другие вопросы.