Свой Дед Мороз есть у многих народов: у финнов – Йоулупукки, у словаков – Ежишко, а у исландцев – трудно произносимый Йоуласвейдн. Народы Дальнего Востока и Арктики тоже сохранили своих новогодних персонажей. Например, маленьких эскимосов за шалости пугают Тыкываком – духом холода, который может заморозить любого. В ледяных пещерах Якутии, рассказывают, живет хранитель мирового холода Чысхаан, а в дома бурятских детей здоровье и благополучие приносит сказочный Сагаан Убгэн или, как еще его называют, Белый Старец.
Корреспонденты ТАСС поговорили с теми, кто раз в год становится восточными друзьями Деда Мороза, и узнали, как празднуют Новый Год на Дальнем Востоке.
Волшебство без грима
Якутия – самый холодный регион России, зимой температура здесь опускается ниже 50 градусов, а в местности Томтор, где, по одной из версий, находится Полюс холода, в 1933 году было и вовсе минус 68 градусов. Неслучайно именно здесь, в ледяной пещере Эбе-Хайя в селе Томтор, находится резиденция сказочного Чысхаана – хранителя мирового холода, имя которого переводится с якутского языка как пронизывающий холодный ветер.
Именно сотрудник местной администрации Семен Сивцев каждый год на несколько дней «превращается» в сказочного персонажа, чтобы подарить ребятишкам необычный праздник. «Каждый год на фестивале «Зима начинается с Якутии» Чысхаан вручает Деду Морозу символ холода, что означает наступление зимы во всех уголках страны. В конце марта Дед Мороз возвращает символ – до следующей зимы», – рассказывает Сивцев.
В 2014 году, во время Олимпийских игр в Сочи, якутскому хранителю холода пришлось на несколько дней оставить ледяной Томтор и отправиться на юг: Семен Сивцев в образе Чысхаана участвовал в церемонии открытия международных соревнований. Погрелся немного на зимней Олимпиаде и вернулся домой. Тем более, как признается Сивцев, в морозной Якутии ему привычнее. К тому же без участия Чысхаана не проходит ни одно традиционное зажжение новогодних елок в регионе.
Смотреть на якутского Деда Мороза – одно удовольствие: у Чысхаана – богатое одеяние, от которого просто не отвести глаз. Его костюм выполнен в разных оттенках синего, которые передают северного сияния. Головной убор волшебника венчают рога как символ холода: жители Якутии представляли зиму в виде Быка Холода, который выходит из Северного Ледовитого океана. От его дыхания все вокруг замерзает, а рога этого мифического животного растут по мере наступления холодов.
Современным туристам можно не ждать – чтобы увидеть Чысхаана в Якутию приезжают гости со всего света, и сотрудник местной администрации неизменно встречает их. Костюм, шапка с рогами, длинная борода – вот и все перевоплощение. На вопрос, использует ли Сивцев грим, когда изображает Чысхаана, Семен Семенович говорит: «Все просто: как есть, так и выхожу – без грима».
Старец всемогущий
Главный новогодний персонаж в Бурятии – Белый Старец по имени Сагаан Убгэн. Называть его Дедом Морозом неправильно, так как, по сути, это божество из буддийского пантеона. Белый Старец – покровитель всех живых существ на земле, божество добра и благоденствия, оберегающее покой. На буддийских картинах-танках его изображают седовласым, с длинной бородой, восседающим на берегу реки под деревом в окружении зверей и птиц, в светлом одеянии, с буддийскими четками и с посохом, навершие которого представляет собой голову дракона – это знак силы и всемогущества.
Новогодним персонажем Сагаан Убгэн стал недавно – в 2007 году, когда в Бурятии начался туристический проект «Сказочный Сагаалган». С тех пор во время празднования Сагаалгана – Нового года по лунному календарю, он становится центральной фигурой всех торжеств в Бурятии. И все эти 15 лет Белым Старцем «работает» актер Бурятского государственного академического театра драмы им. Хоца Намсараева, заслуженный артист России Дамбадугар Бочиктоев. Перед тем, как взять на себя эту роль, актер даже получил благословение главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева и настоятелей всех буддийских монастырей Бурятии и Забайкалья.
– Сагаан Убгэну уже около 2,5 тысяч лет. Белый Старец входит в пантеон буддийских божеств, но, в отличие от многих из них, он не ушел в небеса, а остался на земле, – рассказывает Дамбадугар Доржиевич. – По-бурятски, он – Сахюусан, божество, которое оберегает. За плохие деяния он может и наказать, но по большому счету он очень добрый. В первый день Сагаалгана Белый Старец благословляет всех живых существ,
У Белого Старца тоже есть своя резиденция. Ее открыли в 2013 году на территории Этнографического музея народов Забайкалья в Улан-Удэ. Это большая белая юрта, рядом с которой – сказочная верста и коновязи для гостей. Каждый из Дедов Морозов во время путешествия в Бурятию оставляет здесь собственный путевой знак.
– За несколько лет в гостях у Сагаан Убгэна побывали новогодние персонажи из разных стран и регионов России: конечно же, Дед Мороз из Великого Устюга, Снегурочка, наш сосед – Байкальский Дед Мороз из Слюдянки, Чысхаан, Ямал Ири из Салехарда, деды морозы из Костромы, Белоруссии, санта-клаусы из Южной Кореи и Японии, а еще наш монгольский сосед Увлин Увгун. Приезжал к нам Святой Микулаш из Словакии, китайский царь обезьян Сунь Укун и многие другие. В 2018 году мы встречали финского волшебника Йоулупукки, который прилетал в Бурятию со своей женой Мори, – рассказывает Бочиктоев.
У самого Сагаан Убгэна, так как он является божеством, нет ни жены, ни внучки, но много помощников – например, ловкий и смекалистый герой бурятских сказок Будамшуу. Они помогают Белому Старцу проводить праздники и совершать обряд ахрэ для благословления всех живущих на земле.
Следуя за звездой
Жители Чукотки шутят, что в их краю никто никуда не торопится, но именно Чукотка первой в стране встречает восход солнца, а ее коренные жители и вовсе празднуют Новый год за десять дней до общепринятой даты – в ночь на 22 декабря, день зимнего солнцестояния.
– У нас ничего не бывает случайно, – уверенно говорит хранительница чукотских традиций Галина Нотатынагтргина. – Поэтому и дата праздника выбрана с умом. Дело в том, что в конце декабря оленьи стада еще не активны, и у чукчей есть время, чтобы отдохнуть, съездить в гости. Но главное, что в день зимнего солнцестояния на небе зажигается самая яркая звезда Альтаир ритуального созвездия Пэгэтти. Утром световой день пусть на долю секунды, но прибавляется, а это значит, что все начинается заново.
Праздник, кстати, так и называют – Пэгэтти. Это слово переводится с чукотского как «пестрое скопление». Этнографы считают, что так древние чукчи называли стада северных оленей – символа богатства и благополучия в этих местах. И сегодня, как и тысячи лет назад, новогодний праздник начинается на Чукотке с разжигания ритуального костра с помощью огнивной доски – такие здесь есть в каждой семье. Стоя у огня, коренные жители Чукотки просят восходящую звезду позволить им сытно пережить долгую зиму и встретить неласковое арктическое тепло в полном здравии.
– Мы, наверное, один из немногих регионов России, где в такой необычный день не делают ставку на туристов, а проводит Пэгэтти для себя, для наших детей, как это и делали наши предки, – говорит Нотатынагтргина. – На столах в этот день традиционно много оленьего мяса да кашица из арктических трав – щавеля и кровохлебки, приправленная нерпичьим жиром, оленьей кровью, морошкой и шикшей. В Анадыре праздновать будут с размахом, а в небольших селах – скромнее, но не менее душевно. Считается, что в этот день нужно думать только о хорошем, мысли должны быть светлыми. Так яркая звезда будет освещать жизненный путь каждого целый год.
А вот упоминаний о новогодних волшебниках в культуре коренных малочисленных народов Чукотки нет: здесь главными являются духи природы. Стужу и метели в удаленный регион, по приданиям эскимосов, насылает злой дух Тыкывак. Считается, что, когда он падает на землю около жилищ – под ним трескается земля, поэтому, чтобы он насмерть не заморозил всех обитателей яранги, нужно громко постучать ему в ответ. Как рассказали в Музее наследия Чукотки, Тыкывак является одним из ярких представителей тугныгаков – недобрых духов эскимосской мифологии.
– Есть грустная легенда, связанная с Тыкываком, подтверждающая, что говорить о нем, как о добром зимнем волшебнике, нельзя, – рассказывают в музейном комплексе. – Согласно одному из мифов, смелый юноша-эскимос призывал людей не бояться Тыкывака и даже бросил в него гарпун. Тогда злому духу удалось скрыться от преследования храброго мужчины – он буквально провалился под землю. Но уже на следующий день, приняв облик доброго старика, Тыкывак заманил юношу в ярангу и убил. С тех пор и рассказывают эту историю в назидание детям.