О новой геополитике и роли России в мире, особенностях работы сенаторов и востребованности опыта Татарстана на федеральном уровне рассказывает сенатор Российской Федерации от Татарстана Александр Терентьев в интервью главному редактору «Татар-информа» Ринату Билалову. Полный текст интервью доступен по ссылке.
— Вы долгое время отвечали за проведение внутренней политики в Татарстане. Насколько изменились задачи и сфера вашей деятельности сегодня, когда вы стали сенатором от Татарстана?
— Я бы не стал резко делить работу – на здесь и там. На мой взгляд, деятельность в Совете Федерации является неким логическим продолжением той работы, которой я занимался в Татарстане, возглавляя направление внутренней политики Администрации Президента РТ.
Совет Федерации – верхняя палата парламента РФ, отражающая федеративный характер государственного устройства России. Каждый субъект Федерации представлен здесь двумя сенаторами – от законодательной и исполнительной власти субъекта. Они выражают интересы и чаяния, которыми живет регион. Круг вопросов, рассматриваемых в Совете Федерации, мне близок и понятен, так или иначе он связан с моим предыдущим жизненным и профессиональным опытом. Отличие только в том, что здесь происходит несколько более общее осмысление процессов, происходящих в регионах и стране в целом. К примеру, комплекс вопросов, связанных с межнациональными отношениями, рассматривается и решается в соответствующем Совете при Совете Федерации. Я вошел в его состав и уже подключился к текущей повестке дня с учетом имеющихся наработок. Это важные и актуальные вопросы сохранения межнационального и межконфессионального мира и согласия. Они были и остаются актуальными.
Сегодня на федеральных площадках обсуждается стратегия государственной национальной политики, в частности звучат мнения о необходимости ее серьезного обновления. Есть мнение, что нужно разработать какие-то новые подходы. В этом отношении я все-таки являюсь сторонником более аккуратного отношения к уже существующей стратегии. Этот документ вырабатывался достаточно сложно, формировался с учетом интересов всех действующих сторон: и федерального центра, и субъектов, и ученых, и практиков. Я, в частности, в свое время выступал с предложениями от имени Татарстана на площадке федерального центра, и, что важно, мы были услышаны. В итоге получился компромиссный и реально работающий документ. Поэтому, на мой взгляд, нужно проявлять крайнюю аккуратность и осторожность в части тех или иных новаций в этом направлении. Эту позицию я намерен отстаивать и в Совете по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Совете Федерации. Надеюсь, что мои знания, компетенции в этой сфере будут востребованы на площадке Совета.
Кроме того, Совет Федерации назначил меня своим полномочным представителем в Центральной избирательной комиссии РФ.
— У вас очень большой опыт работы в политической сфере Татарстана, в частности – вы профессионально занимались национальными, религиозными вопросами, взаимодействовали с партиями и общественными организациями. Насколько этот опыт востребован сейчас в Совете Федерации?
— Политические партии не ведут деятельность на площадке Совета Федерации, фракционная и иная работа выстроена в Государственной Думе. В верхней же палате никому не запрещено быть сторонником той или другой партии, работать в партии, но вместе с тем фракции здесь не создаются. Сенаторы работают вне привязки к какой-либо партии.
Что касается востребованности моего опыта, то думаю, что это обстоятельство принималось во внимание при назначении меня полномочным представителем Совета Федерации в Центральной избирательной комиссии РФ. Это ведь большой блок внутриполитических вопросов.
Нужно сказать, что в текущем году будет избрано 26 высших должностных лиц, пройдут также выборы в законодательные собрания. То есть нам предстоит прожить насыщенный избирательный цикл.
Сегодня есть проекты определенных инициатив, разработанных с ЦИК РФ. Они, в частности, затрагивают вопросы голосования в системе ФСИН, организации голосования на новых территориях страны. В законодательство будут вноситься определенные поправки. Такая работа будет вестись постоянно с учетом реалий, в которых мы сегодня живем.
Безусловно, вопросы национальной политики также находятся в центре нашего внимания. Я уже упоминал про Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Совете Федерации. Кстати, на этой площадке заместителем председателя Совета является Фарид Мухаметшин, спикер Госсовета Татарстана.
— Какие вопросы в сфере национальной политики приобретают сейчас особую актуальность?
— Вопросы национальной политики всегда актуальны. Я уже говорил выше, что есть инициатива разработки и принятия новой стратегии. Якобы действующая стратегия утратила свою силу, наступило другое время, нужно ее менять и т.д. Я считаю это некорректным, потому что стратегия вырабатывалась как некий компромиссный документ, который устраивает всех участников системы реализации государственной национальной политики. В ней заложены все механизмы решения существующих проблем. А попытки выстроить всё везде по единообразной схеме были и раньше. Так исторически сложилось, что сегодня в субъектах РФ функционируют уже устоявшиеся на протяжении долгого времени организационные формы, через которые проводится национальная политика. Они везде разные, но они приносят результат. Мы видим, что граждане страны позитивно оценивают состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, в частности в Татарстане, во многих других регионах. Если где-то есть какие-то проблемы, то нужно их рассматривать точечно и решать на уровне субъектов РФ.
— Не ставя под вопрос работу системы в целом…
— Обобщить и передать какому-то одному органу все вопросы национальной политики невозможно. Национальная политика охватывает очень широкий круг тем. Блок вопросов входит в сферу культуры, вся языковая политика входит в сферу образования. Есть вопросы, включающие туризм и этнотуризм. Если говорить о противодействии экстремизму, терроризму – здесь уже сфера компетенции силовых органов. Есть религиозная тематика. Развитие традиционных промыслов относится к полномочиям Минпромторга. Отобрать у всех полномочия и «упаковать» все это в одно ведомство – это просто похоронить национальную политику. Это сегодня невозможно сделать. Да, безусловно, должен быть координирующий центр – центр ответственности за реализацию государственной национальной политики. Но все должны заниматься своим делом.
Гарантом конституционных прав и свобод граждан в субъекте РФ является высшее должностное лицо. Данный руководитель отвечает за состояние межнациональных, межконфессиональных отношений в регионе. Соответственно, он определяет то, каким образом выстраивается данная политика: делегируются полномочия министерствам, ведомствам или создаются самостоятельные подразделения. При всем разнообразии организационных форм в каждом регионе проводится целостная и единая государственная национальная политика. Она включает решение трех взаимосвязанных задач: первая – сохранение и развитие языков и культур народов; вторая – укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений, включая взаимоотношения с мигрантами. Третье – борьба с экстремистами. Если кто-то не хочет жить в согласии с людьми другой веры, другой национальности и придерживается экстремистских взглядов, нам с ним не по пути. Государство в этом случае должно применять по отношению к ним самые жесткие меры. Решение этих задач в совокупности, в тесной связи друг с другом формирует общероссийскую гражданскую идентичность.