Все больше трудовых мигрантов приезжают в Россию с детьми. По данным Минпросвещения, число несовершеннолетних иностранцев, получающих образование в нашей стране, с 2021 года выросло на 74 135 человек.
При этом 77 процентов из них слабо владеют русским языком или не знают его совсем. Ведомство предлагает предоставить школам право включать в учебный план курсы по изучению русского языка для детей мигрантов. Соответствующий проект приказа опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. А эксперты СПЧ уверены, что такие курсы нужно пройти перед обучением по основным программам.
Нужна помощь
МВД публикует статистику по людям, прибывающим в страну, без распределения по возрастам. В этом году с января по июнь на миграционный учет встали 5 132 595 человек. Из них 210 615 человек приехали из Казахстана, 467 112 — из Киргизии, а 1 280 929 — из Таджикистана. По оценкам Минпросвещения, все чаще мигранты берут с собой детей. Они почти не говорят на русском языке, а как следствие — не могут полноценно освоить школьную программу, наладить контакты со сверстниками без конфликтов и адаптироваться к жизни в стране.
Ведомство предлагает внести изменения в порядок организации образовательной деятельности. Школы получат право включать в план общеобразовательной программы дополнительные модули, дисциплины и курсы по русскому языку для детей-иностранцев. Также изучать язык можно будет на программах дополнительного образования.
Чтобы определить потребность в изучении русского языка, в школах проведут диагностику уровня учеников. Школы смогут реализовывать разные модели обучения, говорит пояснительная записка к документу. По первой модели будут заниматься слабо владеющие русским языком дети или те, кто его не знает совсем. По второму — школьники, которые знают русский, но имеют проблемы в освоении программ, а по третьему — ученики с высоким уровнем владения языком.
О проблеме плохого знания русского языка у приезжающих в страну детей говорят и учителя, сказала «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. Если такой ребенок учится в обычном классе, он хуже усваивает программу, хуже ведет себя и отвлекается на уроках. «Ребенку нужно помочь, чтобы он воспринимал материал и все происходящее на уроке так же, как и остальные дети», — отметила депутат.
Для угандийца, таджика и француза
То, что большое количество детей приезжих не владеют русским языком. — катастрофическая бомба на будущее, сказал «Парламентской газете» председатель Общественного совета при Минпросвещения России Виталий Сурвилло. Поддержав инициативу ведомства, эксперт отметил, что для работы в этом направлении необходимо выделять специалистов, которые знают лингвистические особенности языков детей из разных регионов мира. «Одно дело учить русскому языку француза, другое — угандийца и третье — например, таджика», — сказал Сурвилло.
По его словам, процесс обучения русскому языку должен идти параллельно основному обучению, но на отдельных внеурочных занятиях: «Я бы сделал эти внеурочные занятия практически обязательными».
В страну приезжают дети разных возрастов, и самая большая проблема возникает именно с детьми школьного возраста, не говорящими на русском языке, сказал эксперт. Они игнорируют школьные занятия и собираются в сообщества, далекие от знаний правил и традиций страны пребывания.
Перед образованием
Дети, которые не знают русского языка, не могут идти в школы, сначала их нужно подготовить на курсах и дать им возможность выучить язык, сказал «Парламентской газете» член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов. Нужно это в том числе и для того, чтобы дети-иностранцы не влияли на качество образования российских детей и на качество самого процесса обучения.
«Пусть их обучение займет время, год или два, но приезжающие дети будут знать русский язык, основы традиционных для нашей страны культуры и поведения. Этот процесс ни в коем случае не может быть параллельным основному школьному образованию», — сказал Кабанов.
Подобный опыт уже есть в российских регионах, например в Калужской и Челябинской областях. В последней детей обучают языку вместе с родителями, и это дает эффективный результат. Есть польза и для учителей, которые получают дополнительные часы.
«Человек, приезжающий в страну на работу, должен прежде всего работать и зарабатывать деньги», — отметил эксперт. Если трудовой мигрант все же приезжает с детьми, то платить за их обучение должны те, кто приглашают иностранца на работу. Еще один вариант, принятый во многих странах, — посещение детьми-иностранцами школ при посольствах.