В Год семьи мы продолжаем рубрику «Семейные истории».
Деды и внуки
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ
Указом Президента России наступивший 2024 год объявлен Годом семьи.
Когда мы слышим это слово – семья, какой образ всплывает у нас перед глазами? Мама, папа и ребенок? Или много детей, если речь о многодетной семье?
Но, может, стоит в эту картинку добавить еще кое-кого? Как многие из нас с благодарностью вспоминают своих бабушек и дедушек, которые дали нам то, что просто не могли или не успевали передать наши родители? Как у многих сердце наполняется теплом от воспоминаний о бабушкиной и дедушкиной деревне? Зачастую самые главные наставления в жизни человек получает именно от дедушки или бабушки. Нередко именно они передают нам веру, традиции, основы правильного отношения к жизни. Порой именно их любовь оказывается самой бескорыстной, самой нежной.
Не зря же Виктор Гюго как-то сказал: «Есть отцы, которые не любят своих детей, но не бывает деда, который не боготворил бы своего внука…»
Мы встретились с пятью замечательными дедушками: белорусом, чувашем, корейцем, удмуртом и азербайджанцем, чтобы узнать, как им удается передавать национальные традиции своим внукам.
«В этой книге я описал историю нашего рода на протяжении 2000 лет!» – чувашский писатель Евгений ТУРХАН показывает прекрасное издание, на обложке которого название «Потомки Аттилы».
С белой окладистой бородой и добрым прищуром Евгений Андреевич и сам выглядит так, словно явился из старинной чувашской сказки. «Тех, кто жили последние 300 — 400 лет, примерно знаю по именам, — поясняет литератор, член Союза писателей России, — а все, что до этого, это художественно-историческое исследование знатного рода Турхан, которые и были нашими предками».
Не многие могут похвастаться преемственностью поколений такой глубины.
— А сколько у вас самого внуков? – интересуюсь я.
— Внуков? – задумывается Евгений Андреевич. – 14 или 15… А вот правнуков точно 5! У меня 7 детей было, один погиб, сейчас шесть. Но это что, у моего отца – Энтри Турхана было 11 детей, я родился 10-м, и у моего деда – 11. Вот такие большие у чувашей семьи.
Историей своего рода Евгений Турхан интересовался с детства, и книга «Потомки Аттилы» далеко не первое исследование исторической судьбы чувашского народа. Из-под его пера вышли с десяток произведений и на русском, и на чувашском языках: «В окрестностях Булы», «Последний Эльтебер», «Осколок каганата» и так далее.
— Я сам родился в 1950 году в деревне Карабаево Яльчикского района Чувашии, — рассказывает Турхан, — Мне давно хотелось исследовать историю рода, рассказать своим потомкам о наших прадедах и прапрадедах. Сейчас все труднее сохранять эту преемственность. Дочь старшая вышла замуж и уехала в Иваново, четверо детей, моих внуков, по-чувашски практически не говорят… Те трое детей что живут в Чебоксарах, конечно, говорят дома с детьми на чувашском. Все это непросто. Один сын, Андриян, в Москве жил, был военным журналистом, работал в газете «Зоркий часовой», в одной из командировок погиб…
То, что Андриян Турхан выбрал журналистскую стезю, неудивительно, ведь в роду Турханов, кроме Евгения Андреевича, еще 6(!) известных литераторов.
— Мой отец – Энтри Турхан и два его брата – Яков и Федор считаются основоположниками чувашской поэзии разных жанров. Но всех братьев репрессировали. Отец в какой-то момент литературу забросил.
Сестра моя, Вероника, – писатель. Есть известный автор – Кузьма Турхан, который написал историческую трилогию «Свияга впадает в Волгу», он также наш родственник. В общем, династия у нас литературная! Но в прошлом наша фамилия была дворянским титулом. Это слово состоит из двух корней, Тур – это бог, хана – гость. Гость бога. Это было религиозное звание, человек, который гостит у бога, как пророк. То есть тот, кто может говорить с богом. Но в VII веке Суварский царь Алп-Булан-эльтебер за воинские подвиги нашего предка воеводы Коршуна Сгибателя даровал ему наследственный титул – турхан.
— Евгений Андреевич, а были у чувашей какие-то особенности в плане связи поколений? – спрашиваю я.
— У нас было принято, чтобы все дети с их семьями оставались жить в доме родителей. Если семья благополучная, могло жить до семи — восьми семей под одной крышей, несколько поколений. Мне мама рассказывала, у ее родителей пять детей привели свои семьи в их дом, и оставались жить там одним большим кланом. Все вместе работали, ели, устраивали быт.
Еще, конечно, как известно, чуваши очень трудолюбивый народ, и это трудолюбие воспитывалось и передавалось с младых ногтей.
Большую роль в воспитании внуков играли сказки. Практически вся история народа через эти сказания передавалась из поколения в поколение.
Особенности чувашской связи поколений от Евгения ТУРХАНА:
- Чувашские семьи были большие и несколько поколений жили под одной крышей.
- К трудолюбию приучали с детства.
- Большую роль в воспитании внуков играли сказки.
Роман УСАЧЕВ,
ФОТО Наталья ВЯТКИНА и из личного архива Турхана Евгения Александровича
Журнал «НАШ ДОМ — ТАТАРСТАН» №1 (084) — 2024