Получивший российское гражданство 21 год назад пакистанец, пуштун Умар Хаят Хан — известный в Набережных Челнах уролог, главврач медицинского центра «Медхан» — утверждает, что 50 % лечения – это хорошее, доброжелательное отношение к больному, а другие 50 % — использование передовых современных медицинских технологий. Судя по тому, что пациенты готовы ехать из других городов и часами сидеть около его кабинета, чтобы попасть на прием, он оказывается тысячу раз прав.
За Тюльпаном приехал в Татарстан
Араб? Турок? Чеченец? Дагестанец? Так спрашивают почти все, увидев нетипичного для наших мест Умара Хаята. Узнав, что он из Пакистана, да еще пуштун, а этот иранский народ в основном проживает в Афганистане, искренне удивляются, как же он попал во второй город нашей республики — Набережные Челны?
— В Татарстан приехал за Тюльпаном! — искренне отвечает Хан.
Окончив подготовительные курсы в Москве, в 1994-м Умар Хаят поступил в Ижевский мединститут, где встретил татарку Тюльпан Гарифуллину из Набережных Челнов. Любовь случилась с первого взгляда.
— Мы встретились в общежитской комнате у друзей, — вспоминает врач, — на ней было зеленое платье, а в руках — вазочка с вареньем. Я был поражен ее красотой, смотрел и смотрел…
А потом были долгие годы испытания на прочность пакистано-татарской любви. Категорически против международного союза были родители как Умара Хаята, так и Тюльпан. Наши никак не могли понять, зачем отправлять дочь в другую часть земного шара? Разве здесь жениха не найти? Пакистанцы очень опасались безбожного прошлого России и легкого поведения наших женщин.
— «Я тебя отпустил учиться, а ты надумал жениться!» — так кричал на меня отец, — вспоминает доктор Хан. — Знаете, у меня состоятельные родители, у нас свои земли, апельсиновые сады, наемные рабочие. Пришлось долго их убеждать, но ничего не помогало! Тогда я привел два веских довода: первый — моя будущая жена — врач, а это самые уважаемые люди в Пакистане. И второй — если я, мусульманин, сейчас в России не женюсь, то погибну!
Когда пакистанцы-пуштуны сдались, Умар Хаят взялся за татар — родителей жены. Ради того, чтобы доказать серьезность своих намерений, отправился… на сенокос!
— У меня тогда все руки опухли — их искусали оводы, — смеется он. — Такой опухший приехал домой, в Пакистан, мама долго спрашивала, чем это я в России занимаюсь. Даже уже в ЗАГСе Набережных Челнов, когда после пяти лет испытаний регистрировался международный брак, заведующая вместо поздравлений покрутила невесте пальцем у виска, дескать, ты вообще соображаешь, во что ввязалась? Сколько случаев, когда такие «шоколадные» женятся, а потом выясняется, что там у них другие жены — младшие, старшие!
Несмотря на разговоры и уговоры, Умар Хаят и Тюльпан все же скрепили свой любовный Ханский союз сначала в мечети, потом в ЗАГСе. По просьбе родителей жены остались в Набережных Челнах.
— Я не раз говорил тестю и теще, что моя обязанность как мужа — всегда заботиться о своей супруге, детях, — объясняет пакистанец. — В моей стране бросить семью — большой позор для всей родни, о разводе не может быть и речи! Жаль, что в России эти ценности не на высоте.
И сейчас про пакистанца можно сказать – это наш человек, он восторгается красотами на Волге и Каме, любит бродить по лесу, понимает татарские слова и выражения, быстро схватывает «приколы» на русском, хорошо разбирается в местной кухне и даже – в грядках и саженцах! О чем речь, у его тестя и тещи – большое подсобное хозяйство под Набережными Челнами.
— Не раз летом к нам сюда, в садовое общество «Дизелист», приезжали родственники из Пакистана, — рассказывает Тимергали Гарифуллин.
— Мои брат и сестра — Файсыл Хаят и Газала, — уточняет Умар Хаят. — Ой, как им у нас понравилось! Свежий воздух, овощи, фрукты, пруд. А да, особенно по душе пришлась баня — они же никогда такую не видели!
— А как преодолевали языковой барьер?
— Внуки-то на что! — смеется бабай. — Амин и Тимур переводили с языка урду — на нем говорят в Пакистане и Индии, да, и еще с английского.
Вперед, за новыми технологиями!
В Набережных Челнах молодые специалисты — супруги Хан устроились на работу в городскую поликлинику № 7: Умар Хаят – урологом, Тюльпан – гинекологом. Увлеченный и деятельный пакистанец быстро себя зарекомендовал – и в 2004 году его назначили заведующим хирургическим отделением.
— Тогда это было одно из самых больших хирургических отделений в городе, – вспоминает Умар Хаят. – Но чем больше я там работал, тем отчетливее понимал: народ стал совсем больной! Чуть ли не у каждого второго — болячка на болячке! А чем лечатся? Таблетками! Биодобавками! Невооруженным глазом видно: в России лидирует медикаментозное лечение.
Но современная медицина ушла далеко вперед – особенно мы отстали в сфере медицинских технологий, которые давно доступны пациентам других стран. В последнее время мне, иностранцу, это стало особенно очевидно, потому что у себя в Пакистане, да и в Турции, Арабских Эмиратах, где не раз бывал, приходилось наблюдать, как врачи давно пользуются новыми, передовыми методами лечения.
К сожалению, в большинстве наших государственных поликлиник и больниц нет современного медицинского оборудования, — говорит Хан. — Из-за этого больные часто попадают на тяжелые полостные операции, восстанавливаются по полгода и больше.
Несколько лет пакистанец вынашивал желание работать по-новому, чтобы эффективнее лечить больных. В декабре 2013-го мечта сбылась! В партнерстве с челнинским бизнесменом Александром Павловым они закупили передовое медицинское оборудование и открыли клинику. Пациентов стали принимать уролог, андролог, гинеколог, кардиолог, УЗИст и друге специалисты.
Работая день за днем со своей женой-гинекологом, Умар Хаяту стало очевидно, что их врачебная семья способна сама открыть клинику. Радостно вспоминая об этом, пакистанец показывает современные, просторные хоромы открытого шесть лет назад медцентра «Медхан», в котором, кстати, яблоку негде упасть – настолько много пациентов.
— Наше лечебное учреждение многопрофильное, но специализируется на безопасной и эффективной малоинвазивной амбулаторной хирургии, — уточняет пакистанец. – Народу она нужна как воздух – вот и стоят в очереди!
Когда операция проводится в амбулатории, оснащенной по последним современным меркам, больной в этот же день или через день уходит домой, быстро реабилитируется, — акцентирует доктор. — Для изучения подобного опыта я специально ездил в Израиль – это, как вы знаете, сейчас самая передовая страна в медицинском направлении. В России делаются только небольшие шаги по внедрению новых технологий, есть передовые специалисты в Новосибирске, я тоже у них учился, прошел мастер-класс «Малоинвазивные урологические технологии в условиях частной клиники».
Доброе слово и пациенту приятно
Поскольку в клинике не счесть народу, начинаю общаться с первым встречным. Седовласый Мударис Мингулов, водитель в частной фирме, рассказывает, что с доктором Умаром Хаятом общается около пятнадцати лет.
— Когда впервые попал к нему на прием в поликлинику № 7 Набережных Челнов, был поражен тому, как он внимательно меня выслушивал! – мужчина активно жестикулирует руками. — Не забуду, как врач успокоил, дал толковые советы. С тех пор со всеми медицинскими вопросами иду к нему, советуюсь. Недавно принес, показал разные анализы, которые сдала моя мать, – Умар Хаят их посмотрел, все объяснил. Какой еще доктор у нас будет так делать? А он — добрый, безотказный, конечно, к нему всегда будет очередь!
— Извините, можете подождать минут пять? – ко мне обращается доктор Хан.
— Конечно, конечно…
— Сейчас у меня время намаза. Возьму намазлык – и вон в тот кабинет. Я остаюсь с медсестрой клиники Любовью Доценко. Она рассказывает, что работает с Умаром Хаятом с первого дня, как он появился в поликлинике № 7: сначала — в перевязочной, потом и в хирургическом отделении.
— Теперь мы понимаем друг друга с полуслова, — говорит она. — Но в этом, скорее, заслуга пакистанца. С первого дня работы он не задирал нос, все, что непонятно, переспрашивал, поэтому все старались ему помочь.
Медсестра Доценко утверждает, что в любом лечебном учреждении – государственном и частном – иностранец Хан заметно отличается от большинства своих коллег. Отзывчивый, дружелюбный, ответственно относится к работе, регулярно повышает профессиональный уровень. А еще не пьет, не курит, что тоже редкость для врачей. Каждого пациента слушает, не перебивает, при необходимости задерживается на приеме.
— По этой причине в наш урологический кабинет постоянные очереди, — подчеркивает медсестра. — Об Умаре Хаяте идет добрая молва, все рекомендуют к нему обратиться. Ведь он считает, что 50 % лечения — это хорошее отношение к больному.
— Да, сейчас я уже главврач, могу не проводить приемы, но все равно это делаю, — говорит подошедший к нам Хан, — считаю, что у каждого человека должен быть личный врач, который всегда поможет, подскажет. Такая практика во многих странах. Среди моих пациентов могут быть и бедные, и богатые, и люди с зависимостями, я их не выбираю, они сами приходят ко мне. Как доктор я призван оказывать им помощь не только потому, что по окончании мединститута давал клятву Гиппократа (кстати, благодарные пациенты мне подарили его бюст), но и потому что Аллах дал мне этот дар и он должен служить людям.
Надо сказать, что метод доктора Хана: 50 % лечения – это доброжелательное отношение к пациенту, а другие 50 % — использование передовых современных медицинских технологий, себя зарекомендовал, в клинику «Медхан» стали часто приезжать за консультациями жители разных городов и райцентров Татарстана.
— Но я очень поражен, что россияне часто недовольны, не ценят того, что имеют, — разводит руками доктор. — У меня на родине подобная квалифицированная медицинская помощь доступна далеко не всем. Люди из бедных слоев не могут попасть на прием к врачам, вообще не знают, что такое УЗИ, рентген, сдача анализов.
Ответственный единоросс
Пакистанец, мусульманин, врач, предприниматель, семьянин в 2006 году стал единороссом. — Я вступил в политическую партию «Единая Россия», когда ее возглавлял Владимир Путин, был готов подписаться под каждым его постулатом, — обосновывает свое решение доктор Хан. — Лидеры партии заявляют, что нужно создавать такие условия для жизни в России, чтобы каждый чувствовал себя как дома. Еще они много говорят о ценностях свободы религии, создании условий для бизнеса, сохранении традиционных семейных ценностей.
Знаете, я верю этим словам и сам стараюсь так жить – у меня получается. Но когда говорю об этом местным — татарам, русским, бывает, меня не понимают, подшучивают. А может, потому, что они просто не хотят брать ответственность?
Наиля ВЯТКИНА
Журнал «Наш Дом-Татарстан» №87