(3 июня 2015) Из доклада Рушана Галлямова, доктора социологических наук, профессора, гл. научного сотрудника Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук.
Проблема обеспечения гармоничного этнонационального развития и оптимизации межэтнических отношений в современной России представляет собой одно из самых актуальных и сложных направлений общественно-политического процесса. Общеизвестно, что, в отличие, например, от такой страны этнических мигрантов как США, или от Западной Европы, ставшей наиболее полиэтничной лишь в течение последних десятилетий, после второй мировой войны, специфической особенностью российской многонациональности, выступает то, что: во-первых, в нашей стране она формировалась столетиями, в результате длительного взаимовлияния народов на ключевых этапах этногенеза и этнонациональной истории; во-вторых, исходя из этого, большинство проживающих довольно чересполосно российских народов обладают, согласно международно-правовым нормам, статусом и правами коренных жителей данной территории.
Как показывает практика освоения правовых основ регулирования этнонациональных общественных отношений на юридических специальностях российской высшей школы, оно чрезвычайно фрагментарно и ограничивается, в большинстве случаев, упоминанием в постановочном плане одного-двух федеральных законов и изучением отдельных статей уголовного кодекса Российской Федерации. Между тем, правовая система управления этнонациональными процессами на современном этапе имеет довольно обширный и разветвленный характер, включает в себя большое количество международных правовых актов, федеральных и региональных законодательных документов, общегосударственных стратегий, менее значимых в правовом смысле, но принятых к исполнению органами государственной власти, концепций и программ по регулированию этнического развития и межэтнических отношений.
Поэтому, по нашему мнению, изучение «молодой», с точки зрения формирования, правовой системы регулирования этнонациональных процессов, может осуществляться двояким способом. С одной стороны, в рамках включения соответствующих тем или разделов в уже существующую образовательную структуру изучаемых отраслей права. С другой стороны, посредством введения в образовательный процесс спецкурса, системно собравшего в себя изучение всего комплекса правовых документов самого различного (от международного до регионального) уровня и значимости (обязательности).
В рамках освоения международного права обязательным выступает необходимость изучения соответствующих источников о правах и свободах народов. Как известно, система международного права в этом смысле включает так называемые «твердые», т.е. юридически обязывающие документы (Устав ООН (1945), Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), Африканская хартия прав человека и прав народов (1981), Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах (1989) и т.д.) и «мягкие», т.е. рекомендательные юридические источники (Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960), Декларация о воспитании народов в духе мира (1978) и др.). Кроме того, существует большая группа документов, имеющих пока проектный характер или частично признанные мировым сообществом.
Следующим по уровню, но не по значимости, отраслевым направлением квалифицированной правовой подготовки, с позиций этнонациональной компетентности, выступает конституционное право. В этом смысле, принятая в декабре 1993 года и действующая с учетом более поздних поправок Конституция Российской Федерации затрагивает проблему этнического развития в двух смыслах. Во-первых, в главе второй первого раздела конституции, в статье 26 провозглашаются права на свободу выбора национальной принадлежности и языковые права граждан. Во-вторых, в третьей главе конституции прописаны принципы федеративного устройства страны, включающей, наряду с другими субъектами, 21 национальную республику, национальную автономную область и 4 национальных автономных округа. В статьях с 66 по 73 подробно расписаны принципы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, в том числе — республик. Кроме того, во втором разделе конституции признается правомочность (в рамках действующей конституции) Федеративного договора. Изучение конституционных основ регулирования этнонационального процесса, наряду с подробным изучением текста самой конституции, должно включать также освоение проблемы правовой эволюции федеративного устройства нашей страны на протяжении всего постсоветского периода, компаративное изучение конституционных систем других современных правовых государств.
Специальное федеральное законодательство, регулирующее этнонациональные отношения, должно изучаться будущими юристами в рамках освоения административного права. Решающее значение, как источники, в этом смысле имеют: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (1996 г.), Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (1996 г.), Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации (с изменениями на 12 марта 2014 года)», Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (2012 г.) и другие правовые акты федерального уровня. Тщательное исследование эволюции как теоретических основ (т.е. разработки и принятия основополагающих документов), так и развития непосредственно самой этнонациональной политики в нашей стране уже содержится в многочисленных научных изданиях.
Вместе с тем, наряду с федеральным законодательством, в России сформировалось достаточно большое количество региональных (особенно – в республиках) правовых актов, регулирующих этнонациональный процесс. В Республике Башкортостан, например, принят (кстати — в одной из последних в российских республиках) закон «О языках народов РБ» (закон РБ от 15 февраля 1999 года). На наш взгляд, особую актуальность на современном этапе приобретают именно правовые основы этноязыковой проблемы в силу того, что в республиках, получивших, в ходе процесса постсоветской «суверенизации», право на провозглашение в качестве государственного, кроме русского языка, языков т.н. «титульных» народов, возникли определенные противоречия. После завершения закончившегося практически незамеченным «декларативного» этапа провозглашения государственными языков титульных народов, ситуация вновь обострилась в ходе «практической реализации» нового языкового законодательства. Как известно, во многих регионах и государствах бывшего Советского Союза именно противоречия, сформировавшиеся в сфере функционирования государственных, официальных, региональных языков и языков «национальных меньшинств» стали главным детонирующим фактором в развязывании межнациональных конфликтов, а – иногда, и целых региональных войн. Именно на этноязыковых противоречиях во многом базируются длящиеся уже долгие годы противостояния: в Приднестровье, в республиках Балтии, а теперь и на Юго-Востоке Украины. Именно поэтому, не вызывает сомнений, что в систему профессиональной подготовки будущих российских юристов должна обязательно входить такая ее составляющая как этноязыковая правовая компетентность.
Важное значение для формирования полноценной профессиональной подготовки будущих юристов в области этнонациональной компетентности имеют в нашей стране знания уголовного права применительно к данной сфере. Это особенно важно в связи с тем, что уголовный Кодекс РФ преступления по соответствующим статьям относит к особо опасным уголовно наказуемым деяниям, а на осужденных по ним, даже в случае отбывания наказания, налагаются ограничения в правах, вплоть до запрета, в соответствие с Трудовым Кодексом РФ, на некоторые способы профессиональной деятельности. При этом, как показывает анализ российской судебной практики, проводимый некоторыми правозащитными организациями, при ежегодном вынесении в стране в среднем пяти – семи обвинительных приговоров по наиболее «тяжеловесным» статьям УК (2051 «Содействие террористической деятельности», 2801 «Организация деятельности экстремистской организации» и т.д.) и при осуждении от тридцати до семидесяти граждан в год за насильственные расистские преступления, около половины из них возможно признать неправомерными. Таким образом, формирование глубоких компетенций в области уголовного преследования за преступления в сфере межнациональных отношений (экстремизм, ксенофобия, разжигание межнациональной розни и т.д.) становится на современном этапе одним из важнейших элементов качественной профессиональной подготовки юристов — в целом и правоохранительных органов – в частности.
Подводя общие итоги исследования проблемы этнонациональных отношений в системе современного российского права, необходимо признать, что существующий уровень освоения будущими специалистами теоретических знаний и практических навыков в данной проблематике не соответствует современным требованиям и значительно ослабляет степень их профессионализма. Для преодоления данного несоответствия необходимо создание единой образовательной системы тщательного изучения студентами и курсантами вузов этнонациональной проблематики во всех ее проявлениях.
Для справки:
Профессор Галлямов Р.Р. является основателем и руководителем научного направления «Социальные и социально-политические процессы в российском обществе в условиях трансформации». Профессор Р.Р. Галлямов является лауреатом многочисленных грантов отечественных и зарубежных научных фондов, автором свыше 130 научных трудов, многочисленных публикаций в центральных российских изданиях и за рубежом (в США – Гарвардский университет, в Японии – Хоккайдский университет, в Германии – Берлинский университет). Выступал с докладами на научных симпозиумах и конгрессах во Франции, Японии, ФРГ.
Информационный Центр ДДнТ