(29 июля 2015) Чем удивил гостей московского Сабантуя Татарстан? Участники национального праздника рассказали о празднике и о себе.
В московском парке Коломенское отметили татарский народный праздник. Гости смогли поучаствовать в различных видах борьбы и конкурсах, посетить татарские и башкирские этнодеревни, где их встречали национальными песнями и танцами, а также угощали лучшими блюдами и изделиями своей кухни. Каждый мог лично ознакомиться с традиционными ремеслами, бытом и нарядами, а также заглянуть в юрту и попробовать различные угощения.
Минигуль Султангужина, художественный руководитель и звукорежиссер дома культуры Хайбуллинского района республики Башкортостан:
— В нашем районе есть развитые горнодобывающие предприятия: за счет них и получили возможность приехать. В прошлом году, когда ездили в Санкт-Петербург, в делегации было 70 человек, теперь число сократили до 50 — из-за кризиса.
Здесь мы показываем быт ранних башкирских племен, а также то, чем сейчас славится республика. Наш мед, например, уже бренд, в Японии мы недавно открыли свою сеть магазинов. Развито и коневодство, есть особые башкирские породы лошадей, очень выносливые. Во время Отечественной войны 1812 года наши лошади дошли до самого Парижа, есть даже песня про это.
Али и его друг Абджали, Республика Таджикистан. В соревнованиях по бою мешками на бревне (под бревном находился бассейн с водой) Али дольше всех оставался сухим, меткими ударами сбрасывая противников в воду. Хороший результат показал и Абджали. На фото: Али и Абджали с полученными призами.
— Али, Как Вам удалось усидеть так долго на этом бревне?
— Я каждый год участвую, почти пять лет. Может, мне просто повезло.
Султан, учитель английского языка из г. Набережные Челны (Татарстан), на московском Сабантуе работал в «Монетном дворе»:
— Мы приехали с делегацией из Набережных Челнов. Здесь я делаю памятные монеты. Например, с символикой Сабантуя и нашего города, потому что именно Набережные Челны в этом году устраивают московский праздник. Вместе с нами приехала команда «КАМАЗ — мастер», поэтому делаем монетки и с их символикой. Я впервые выступаю в роли монетного мастера, станок взял у друга. Делать это не сложно, да и спрос большой: даже если люди не празднуют Сабантуй, они приходят познакомиться с другой культурой, вот и берут монетки на память об этом опыте.
Изида Булатова, старший научный сотрудник Историко-краеведческого музея г. Набережные Челны (Татарстан):
— Наша команда – сотрудники музея города Набережные челны — показывает татарскую избу 19-20 века, которую мы привезли с собой. Сабантуй – любимейший татарский национальный праздник. В Москве на Сабантуе я впервые, мне нравится, что территория очень большая. Здорово, что здесь можно встретить представителей самых разных народов. Вчера, например, мы готовились к празднику, и в это время пришли японцы. Они фотографировались и с избой, и с нами. Приятно, что они проявили такую заинтересованность татарской культурой. И на них тоже было интересно посмотреть.
Руслан и Самия, активные болельщики на соревнованиях по борьбе на кушаках «Корэш»:
— Это древнетюркская борьба, зародилась давно, когда тюрки еще были едины. У каждого тюркского народа есть свой вид народной борьбы. Сейчас, правда, правила немного поменялись. В татарской борьбе работает, в основном, спина. Подножки запрещены, но здесь они были, я видел. Задача – положить человека на лопатки броском. Самое главное, что это – народная, национальная борьба. Это показатель народного самосознания, культуры и, конечно, силы. Слово «тюрк» же переводится как «сильный», «крепкий». И борьба показывает, что мы крепкий народ.
Едыге, исполнитель ногайской народной музыки из г. Астрахань, играет на домбре, баяне, пианино, барабане:
— На московском Сабантуе я представляю ногайский народ. В Астрахани играю в народном ансамбле, но сегодня выступаю сольно, исполняю ногайские народные мелодии. Есть множество стилей исполнения, так что сформировались даже отдельные школы. Инструмент, на котором я играл, называется домбра, есть две разновидности – с девятнадцатью или восемнадцатью ладами. Принято считать, что как раз домбра с восемнадцатью ладами – это ногайский национальный музыкальный инструмент. У домбры только две струны, и с помощью этих двух струн наши предки извлекали очень красивые мелодии, аккомпанировали при исполнении песен. Есть, конечно, у ногайцев и другие инструменты, например, шертер. Сегодня я еще и импровизировал. Это называется «выдергивание струн» — левой рукой на грифе дергаешь струны, а правой рукой совершаешь в это время отвлекающие маневры, взмахи различные делаешь. Но так, конечно, полную звуковую мощь нельзя извлечь, где-то только 50-70 процентов.
Дмитрий Свистунов (г. Набережные Челны, Татарстан), член команды «КАМАЗ-мастер», триумфатора ралли-марафона «Дакар-2015» (спортивный КАМАЗ стал одним из самых популярных объектов на Сабантуе):
— Один из символов нашего города – это завод КамАЗ, ну и команда «КАМАЗ — мастер», поэтому мы и пригнали КАМАЗ на московский Сабантуй. Хотели показать людям, чем славится наш город. Хотите, могу Вас внутрь пустить, только попозже. Сейчас если открою, сами представляете, что будет, все туда залезут. Мы это не раз уже проходили.
Источник: «НацАкцент»