(15 августа 2015) Как этнопедагогика может влиять на межнациональные процессы в стране, как сделать её составляющей в воспитании молодежи. Об этом в статье доктора педагогических наук, профессора Казанского Федерального Университета Гузалии Фахрутдиновой.
Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна тесно сотрудничает с Ассамблеей и Домом Дружбы народов Татарстана. При её участии, в Домt Дружбы за последние два года были проведены три международные научно-практические конференции. «Этнопедагогический аспект поликультурного педагогического образования» — одно из последних научных разработок учёного.
В настоящее время поликультурное воспитание рассматривается как основная часть современного образования, способствующее приобщению молодого поколения к собственно этнической культуре, развитию этнической компетентности и толерантности. Сегодня в контексте обновления содержания образования остро ощущается необходимость повышения качества подготовки специалистов в соответствии с социально-экономическими и глобальными интеграционными явлениями в мировом образовательном пространстве при условии сохранения отечественных традиций образования.
С возрастанием напряженности в человеческих отношениях, в условиях всплеска непонимания, межнациональных конфликтов, которые распространились в нашем обществе, изучение процессов взаимодействия в полиэтнической образовательной среде и национального своеобразия воспитания, складывающегося веками, актуализирует важность современных проблем этнопедагогического образования в новых социокультурных условиях.
Современные тенденции формирования этнопедагогической компетентности учителя тесно связаны с необходимостью нового подхода к осознанию проблем его проектирования в изменяющихся социокультурных условиях. Возникает необходимость в новой этнопедагогической парадигме, позволяющей обнаруживать особенности поликультурного образования, в определении основных направлений формирования концепции поликультурного педагогического образования в этнопедагогической среде, представляющей собой «совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в мировоззрении людей, их поведении, народных традициях, обрядах, обычаях, фольклоре, праздниках, быте и т. д.».
В российской системе образования возрастает потребность в педагоге, способном компетентно, творчески осмысливать и применять в практической деятельности достижения этнопедагогики. Поликультурное пространство в процессе этнопедагогического образования в новых социокультурных условиях достигается изучением педагогики народов России и других стран, в основе которого лежит знание и понимание традиционных культур воспитания разных народов.
Важность освоения этнопедагогики народов, разработки этнопедагогической компетентности учителя в системе поликультурного педагогического образования подчеркивала научная общественность страны. Проведены Международная научно-практическая конференция «Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений» (г. Казань, 2000), ), «Поликультурное образовательное пространство Поволжья: пути и формы интеграции» (г.Казань, 2013), «Поликультурное образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и международного опыта» (г.Казань, 2014) и др.
Основу этнопедагогики народов России составляют общечеловеческие этнокультурные ценности, главная из которых – любовь. «Педагогика любви – это область, в которой исследуются закономерности взаимовлияния педагогической любви на духовное развитие, сотворчество и саморазвитие как учителей, так и учащихся в процессе обучения и воспитания»]. Применительно к области нашего исследования для определения значения этнопедагогики, основанной на примере и любви, в поликультурном образовательном пространстве за основу возьмем представление о любви как о чувстве, которое является побудительной силой духовно-нравственного развития личности, достижения взаимопонимания и единения человека с людьми других национальностей, способствующей эффективному взаимодействию в системе межнациональных отношений.
Взаимопонимание с людьми других национальностей, расположенность к другим людям, доброжелательные отношения к окружающим, познание и нравственность, чуткость, вежливое обращение к окружающим, владение богатством культурного наследия народов России, мира становятся великими воспитательными средствами и качествами при формировании этнопедагогической компетентности учителя. В поликультурном образовательном пространстве они способствуют конструктивному созидающему разрешению возникающих разногласий, направляют на личностный духовный рост участников межнационального диалога.
Ретроспективный анализ историко-педагогических идей по вопросу этнокультурного образования показывает, что интерес к вопросам национального воспитания имеет продолжительную историю, с того самого момента, когда чешский ученый и философ-гуманист XVII в. Я.А. Коменский первым в истории обосновал принцип, согласно которому объективно существующее природное равенство людей и одинаковая потребность каждого индивида в умственном и нравственном развитии есть залог успехов всего человечества, уделил большое внимание педагогике взаимодействия культур.
В отечественной науке важную роль в становлении принципа народности сыграл М.В. Ломоносов, который подчеркивал важность краеведения как условия приобщения детей к родным местам, традициям своего народа. Им проводились первые краевые исследования с участием местного населения, в том числе и детей.
М.В. Ломоносов выступал за образование детей на родном языке, с учетом особенностей национальной культуры, науки и просвещения. В работах Н.И. Новикова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена отмечалась огромная роль «родиноведения», «отечествоведения» в воспитании и образовании подрастающего поколения. Ими отмечалось разностороннее влияние народной культуры, сочетающей в себе обучающие, воспитывающие и развивающие возможности. В.Г. Белинский подчеркивал необходимость единства общечеловеческого и национального народного элемента. Так, он писал: «Народность обыкновенно выпускается из плана воспитания. Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.
Общее является только в частном: кто не принадлежит отечеству, тот не принадлежит человечеству». Прогрессивные деятели конца XVIII и начала XIX веков подчеркивали необходимость критического использования ценнейших достижений других народов мира. Так, В.Г. Белинский писал: «Народы начинают осознавать, что они члены великого семейства человечества, и начинают братски делиться друг с другом духовными сокровищами своей национальности». Продолжая эту мысль, В.Г. Белинский подчеркивал: «… У нас есть своя национальная жизнь – глубокая и могучая, оригинальная; но назначение России есть – принять в себя все элементы не только европейской, но и мировой жизни».
Отечественные педагоги К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский также считали идею народности основой воспитания, развития, обучения детей. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей опорой и основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, введение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом.
К.Д. Ушинский считал народную педагогику проявлением педагогической культуры масс, которая олицетворяет идеалы, представления и воззрения о человеке, семье, детях и взаимоотношениях между людьми. Великий педагог справедливо отмечает: «Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает её истинами, которые остаются такими для всех народов». К.Д.Ушинский прекрасно знал обычаи, обряды, традиции русского народа, а также глубоко проникал в его духовную жизнь. Как всякий великий мыслитель, он был энциклопедистом-философом, психологом, антропологом, историком, лингвистом, этнографом, фольклористом, литературоведом. В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью всех культур. В своих трудах он отразил культуру и жизнь многих народов.
В пятидесятых годах ХХ века Г.Н. Волковым сделана первая попытка в целом ряде публикаций (в том числе и монографических) раскрыть роль народных масс как творцов педагогической культуры; место педагогических традиций в духовной культуре народа. Г.Н. Волков определяет народную педагогику как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п. Особую значимость принципов народной педагогики должна ощущать детская среда, в первую очередь – это дети.
Таким образом, исходя из сути трудов отечественных педагогов, можно дать определение этнопедагогики: этнопедагогика – общеобразовательный, общекультурный предмет, основа страноведения, народоведения, это один из способов вхождения человека в народную культуру. Её изучение стимулирует саморазвитие, самосовершенствование, способствует самореализации личности, это источник охранительно – профилактической информации, исключающей одновременные суждения и решения в такой тонкой области, какой является сфера воспитания.
Поликультурное пространство в процессе этнопедагогического образования в новых социокультурных условиях достигается изучением педагогики народов России в курсе «Этнопедагогика».
Изучение курса «Этнопедагогика» призвано содействовать духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, совершенствованию профессионально-педагогической подготовки, а также определения возможностей использования в современных учебно-воспитательных системах средств, методов и форм народной педагогики. Преподавание этнопедагогики предполагает достижение ряда задач: теоретически подготовить будущих педагогов к работе по укреплению и сохранению прогрессивных народных педагогических традиций; сформировать понимание социального назначения этнопедагогики в современном обществе; сформировать потребность решать конкретные педагогические задачи, опираясь на национальные традиции; сформировать понимание того, что народный педагогический опыт является необходимым компонентом содержания подготовки педагогов; выработать умения для использования опыта этнопедагогики в современной педагогической деятельности; научить будущих педагогов быть творцами развивающей среды, грамотно сопровождать естественное развитие ребенка; содействовать росту национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей; содействовать осознанию самоценности опыта национальных школ, как ценнейших частей мировой культуры
В содержание данной дисциплины входят:
1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);
2) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
3) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);
4) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и yпpaжнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, завет, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, наказание);
5) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);
6) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).
В процессе преподавания курса «Этнопедагогика», внедрения перспективных образовательных технологий мы придерживаемся модульной формы обучения, которая дает возможность соединить учебные дисциплины «Введение в этнопедагогику», «Этнодидактика», «Воспитание личности в этнопедагогическом процессе», «Народная педагогика», «История образования татарского народа», «Этническая педагогика», «Этнопедагогика семьи» и др. При такой форме обучения происходит формирование программы интегрированного обучения. Совокупность нескольких предлагаемых к обучению модулей позволяет раскрыть содержание всей учебной дисциплины «Этнопедагогика».
Основными задачами образовательной программы по дисциплине «Этнопедагогика» являются:
– приобретение специальных этнопедагогических знаний; – ознакомление с многообразием и составом этнической культуры, прогрессивными воспитательными традициями;
– развитие у обучаемых понятия единства этнической и общечеловеческой педагогической культуры.
На изучение учебного курса «Этнопедагогика» отводится 72 часа: из них 36 – на аудиторные занятия (18 лекционных, 18 практических занятий), 36 – на самостоятельную работу студентов.
Курс «Этнопедагогика» состоит из трех модулей: введения в этнопедагогику, этнодидактики, воспитания личности в этнопедагогическом процессе.
В первой части модуля изучаются основы этнопедагогики, формируются основные понятия, дается представление о народном опыте воспитания и традиционной педагогической культуре, этнопедагогике и народной педагогике, традиционной культуре воспитания и народном воспитании, традиционном воспитании и педагогической культуре, этнопедагогической эпистемии и этнопедагогической аксиологии и т. д. «Этнопедагогика» является ключевым понятием специального экспериментального курса и рассматривается прежде всего как «наука о народной педагогике, национальном своеобразии целей, содержания, процесса воспитания и развития личности, как гибридная наука, связанная с антропологией, этнологией, культурологией, социологией, психологией, этнопсихологией, фольклористикой». Будущие учителя в рамках данного курса также изучают категории этнопедагогики; историю родного края; историю религии, его современное состояние, распространенность религиозных учений и течений в регионе; основы народной этики, эстетики, экологии; традиции, обычаи, обряды, народные праздники; факторы народного воспитания, методы традиционной культуры воспитания, средства народной мудрости, приемы народного воспитания и организационные формы учебно-воспитательной работы по их использованию для обеспечения решения педагогических задач; народные промыслы; использование элементов татарской национальной вышивки в резьбе по дереву; изготовление элементов национального костюма (женского головного убора – калфак, мужского головного убора – тюбетейка). В данном модуле студентами усваивается понятийно-терминологический аппарат курса.
Во второй части модуля студентами осознаются содержание этнопедагогического образования и его функции, приобретаются этнопедагогические знания, применяются образовательные этнопедагогические технологии, направленные на формирование этнопедагогической компетентности. В построении содержания курса «Этнодидактика» использованы исследования этнодидактического подхода к проектированию содержания национального образования, этнодидактики как технологии практико-ориентированного обучения Ф.Г. Ялалова.
Этнодидактика – это «дидактика и конкретного этноса, и этнических групп, и народов в целом. Дидактику каждого этноса отличают определенные особенности, но в этнодидактике есть и инвариантное ядро, одинаковое для разных этнических групп и народов». По мнению Ф. Г. Ялалова, «этнопедагогический подход направлен и на формирование человека, которому предстоит жить в условиях межкультурного взаимодействия, глобализации и информатизации всех сфер жизнедеятельности. В соответствии с этнодидактическим подходом представитель любого народа России может получить этнокультурную, межкультурную и поликультурную подготовку, компоненты которой присутствуют в содержании национального образования детей всех возрастов» [9, 51–52].
В третьей части модуля раскрываются факторы народного воспитания, их взаимосвязь и взаимодействие; рассматриваются методы, средства и приемы традиционной культуры воспитания [5]. Изучение данного модуля позволяет выявить и развить у будущих учителей этнопедагогические качества личности: знание и стремление пополнить народные национальные традиции; уважение к народным традициям и национальной самобытности народа; любовь к народному творчеству, родным местам и природе; знание национальной культуры; осознание духовной жизни народа; уважительное отношение к народным традициям и обычаям и др.
В процессе изучения курса происходит ознакомление с многообразием и составом этнической культуры, прогрессивными воспитательными традициями и развитие общекультурного специального образования на основе этнической педагогики.
Образовательными и прикладными задачами курса являются:
− знакомство студентов с содержанием и особенностями изучения науки об этносах;
− выявление приоритетных задач воспитания, решаемых на основе этнопедагогических знаний, умений и навыков;
− усвоение сущности понятийно-терминологического аппарата курса;
− изучение основных отечественных и зарубежных концепций педагогического образования в полиэтническом и поликультурном образовательном пространстве;
− формирование системы теоретических знаний в области этнопедагогики;
− ознакомление с многообразием и составом этнических культур, прогрессивными воспитательными традициями;
− обобщение и систематизация этнопедагогического материала с целью закрепления их для будущей профессиональной деятельности учителя;
− формирование у обучаемых понятия единства этнической и общечеловеческой культур;
− воспитание духовно-нравственной личности, уважающей культуру и историю народов мира, проявляющей черты толерантного поведения.
На практических занятиях по курсу «Этнопедагогика» активно используются деловые игры, дискуссии, этнопедагогические проекты, позволяющие развивать такие навыки, как способность самостоятельно мыслить, принимать решения, действовать в новых социокультурных условиях.
В ходе изучения данного курса происходит сопоставительное рассмотрение культур и цивилизаций народов, их традиционной культуры воспитания, обычаев и обрядов. Реализация технологии изучения педагогических традиций народов предусматривает построение поликультурного пространства этнопедагогического образования. Процессообразующим элементом при этом выступает гуманное отношение к традициям, культуре, искусству разных народов, чужому языку и его представителю как толерантной личности, равноправному коммуниканту межнационального этнопедагогического диалога.
Поликультурность в преподавании этнопедагогики является важным условием развития этнопедагогической компетентности учителя, учитывающей специфические особенности регионов (духовно-нравственные, культурно-исторические, языковые и др.). Знание и понимание студентами культур разных народов в процессе изучения разработанного нами курса «Этнопедагогика» в контексте поликультурного педагогического образования способствуют интеграции будущего учителя в мировое культурно-образовательное пространство.
На практических занятиях студенты с большим интересом изучают национальное своеобразие воспитания каждого народа. При этом будущие учителя знакомятся с культурой, познают внутренний мир различных народов через сказки, поговорки, пословицы и др. В процессе изучения национального своеобразия воспитания через устное народное творчество студенты получают разносторонние сведения об истории, культуре, быте, обычаях, верованиях, нравах, этических нормах и идеалах народа.
Изучение русского, татарского, чувашского, башкирского, удмуртского, марийского и других фольклоров не только учит ценить и понимать духовный и нравственный мир этих народов, но и раскрывает перед будущими учителями большие возможности для ознакомления с их историей, бытом, обычаями и обрядами.
В ходе занятий со студентами нами разработаны основные требования к этнопедагогической компетентности будущего педагога:
– понимание сущности народного воспитания как общественно-исторического явления и умение раскрыть ее;
– знание истории, предпосылок возникновения и развития этнопедагогической теории;
– понимание закономерной необходимости связи этнопедагогики с другими науками о человеке и обществе;
– умение выделять существенные признаки основных категорий этнопедагогики;
– понимание, умение объяснять и обосновывать взаимосвязь этнопедагогической теории и практики;
– умение раскрывать основные конкретно-научные подходы, с учетом которых развивается этнопедагогика в условиях поликультурного педагогического образования;
– знание основных методов изучения этнопедагогической действительности;
– умение давать качественную характеристику методологических основ национально-региональной концепции воспитания на основе народных традиций и др. [7]
Поликультурное пространство этнопедагогического образования превращается в пространство личностного развития педагога. При этом необходимо соблюдение следующего условия: в содержательном аспекте образовательный процесс должен иметь личностную направленность, которая обеспечивает выработку собственных традиционных национальных ценностей через осмысление общечеловеческих ценностей.
В процессе формирования этнопедагогической компетентности учителя нами использовалась теоретическая концепция регионально-этнической культуры воспитания, являющейся объектом этнопедагогики как науки, разработанная академиком Г. Н. Волковым [2, 24]. Критериями эффективности формирования компетентного специалиста явились уровень сформированности знаний особенностей материальной и духовной культуры этносов, в т. ч. представления об основных хозяйственных занятиях и традиционных ремеслах родного края; понимание особенностей культурной специфики различных этносов, проживающих в различных регионах.
Исследование показало, что содержательное наполнение курса «Этнопедагогика» способствовало подготовке компетентного специалиста в системе поликультурного педагогического образования, формированию этнопедагогической компетентности будущего педагога.
Источник: Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект: сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции (Казань, 29 апреля 2015 г.) / под ред. Г.Ж. Фахрутдиновой. – Казань: РИЦ «ШКОЛА», 2015. – С.С..292-306