(8 сентября 2015) Этот день был учрежден ООН в 1966 году и за это время в каждой стране получил свои традиции. Так в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, конкурсы по русскому и родному языку.
А началось все 40 лет назад, когда 8 сентября 2015 года в Тегеране торжественно открылась «Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности». По результатам ее работы и рекомендациям участников ЮНЕСКО объявил этот день международным уже на следующий год. С 2006 года каждый раз меняется тема дня: в текущем году она звучит, как «Грамотность и устойчивые общества». В этот день присуждаются специальные премии ЮНЕСКО (в сумме 15 000 долл. каждая), которыми отмечают наиболее эффективные инициативы по борьбе с неграмотностью. Прежде всего это проекты в странах Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в Арабских Эмиратах и Китае.
И по сей день проблема борьбы с неграмотностью в мире стоит очень остро. Количество неграмотного взрослого населения в мире достигает по разным оценкам от 700 до 900 миллионов человек. Более 100 миллионов детей не посещает школы. Вот только несколько фактов:
1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.
2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.
3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.
4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.
Однако несмотря на кажущуюся грамотность населения нашей страны, уровень, как утверждают некоторые педагоги, оставляет желать лучшего.
Фактор интернета
Говоря о влиянии интернета на грамотность людей, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела культуры русской речи Института русского языка имени Виноградова Ольга Иванова в интервью РИА Новости отметила, что больше всего пагубному влиянию Всемирной сети подвержена молодежь, у которой еще не устоялись принципы и навыки письма, людям же более устойчивым в этом плане интернет не помеха.
При этом она добавила, что именно интернет — один из факторов снижения общей культуры в разных аспектах культурного облика человека, «в связи с чем можно сказать, что наша молодёжь — школьники и студенты — во многом упущены».
Учитель русского языка, бывший член ОП Сергей Волков в свою очередь заметил, что влияние интернета нельзя рассматривать только с негативной точки зрения, так как и до его появления общество жаловалось на недостаточность грамотности населения.
«Интернет с одной стороны дает возможность увидеть неправильное написание, а также простор для гораздо более интенсивного и разнообразного письменного общения, и человек чаще практикуется», — рассказал Волков.
Что сегодня модно?
Некоторое время назад в интернете почти каждый употреблял видоизмененные слова, например, «аффтор жжет», что тогда, безусловно, было модным среди пользователей. Сейчас же, по мнению экспертов, это давно стало никому не интересным.
«Нарочито неграмотный сленг, который используется в интернете, раньше был очень популярен. Сейчас, наоборот, это становится предметом насмешек. Человек может написать «аффтор жжет» или «пиши ишшо», чтоб подчеркнуть несуразность ситуации, но это не воспринимается уже как норма. Норма — это писать орфографически грамотно. Это показатель статуса», — считает кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой литературы Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Анастасия Соломонова.
Она подчеркнула, что сейчас, напротив, набирает популярность грамотное общение. «Я обратила внимание, что сейчас грамотность поколением 20-30-летних воспринимается как сама собой разумеющаяся вещь. Если ты пишешь неграмотно, это как-то неприлично в обществе и всегда найдется тот, кто тебя поправит», — рассказала она.
Такого же мнения придерживается и Иванова, по словам которой, подобные переделки слов какое-то время действительно были интересны как обществу, так и лингвистам как явление, но со временем отошли на периферию.
«От безграмотности тоже ведь наступает усталость, и сейчас, на мой взгляд, как одной из примет популярности грамотности можно считать тотальные диктанты, которые сейчас проводятся. То, что люди добровольно хотят провериться и идут, и пишут — это уже о многом говорит», — пояснила она.
Волков в свою очередь рассказал, что считает такие преднамеренные изменения слов особой игрой, в которую может вступить только грамотный человек, который знает, как правильно пишутся слова.
«Когда люди начинают в это играть и нарушать нормы, чтобы создать новые слова, это имеет какой-то освежающий эффект, мы же знаем языковые игры на уровне словообразования, фонетики, и вот все они у людей стимулируют творческий подход. И в этом я не вижу никакой трагедии, я и сам, когда общаюсь в интернете, в зависимости от моего адресата могу включать вот эту самую орфографическую игру. Это добавляет определенную специю в общение», — рассказал он.
Материал подготовил Рустам Ханнанов,
Информационный центр ДДнТ