(17 сентября 2015) Национальный антитеррористический комитет (НАК) приступил к разработке специальной методики по профилактике экстремизма среди школьников и студентов.
Силовики, озабоченные влиянием пропаганды запрещенного в РФ «Исламского государства» (ИГ) на молодежь, провели в Москве двухдневную конференцию с участием педагогов и вузовских преподавателей. Предложения экспертов оказались традиционными: пропагандировать спорт, вернуть в школы обсуждение политических новостей и переписать учебники истории.
На открытии конференции представитель НАК Николай Сенцов рассказал, что за последние десять лет в России существенно выросло количество преступлений экстремистской направленности — с 130 в 2004 году до 1024 в 2014-м. В основном это касается молодежи, поэтому «важно разработать и предложить методику по профилактике терроризма», сказал он.
Участники конференции назвали ИГ одной из главных угроз для российской молодежи.
«Их пропаганда эффективно работает в молодежной среде, потому что предлагает юношам и девушкам альтернативу безработице, общей неустроенности и потери самоидентификации,— рассказал доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО Сергей Веселовский.— Они говорят о благородной цели возвращения к чистому исламу, противопоставляя ее либерально-демократической идеологии Запада». Россия может противопоставить этому поддержку светских мусульманских режимов и распространение умеренного ислама, считает политолог, «а тех, кто уехал воевать за ИГ, надо лишать гражданства, чтобы понимали: это билет в один конец».
Преподаватель департамента медиа ВШЭ Оксана Тимофеева заявила о необходимости вводить «шоковые прививки» для школьников.
«ИГ не действуют в рамках логоса, они действуют в рамках пафоса,— заявила «Ъ» госпожа Тимофеева.— Когда боевики устроили ряд показательных казней заложников, это было шоу. А мы пытаемся против театрализованных представлений работать рациональными аргументами, поэтому терпим поражение».
С точки зрения Оксаны Тимофеевой, нравственная риторика уже не производит впечатления на детей, поэтому необходимо перейти к эмоциональному воздействию.
«Не ограждать от информации об ИГ, а, наоборот, рассказывать, чтобы снять интерес к запретному плоду. Объяснить детям красоту и великолепие Пальмиры, а потом показать им, как древний памятник был уничтожен»,— говорит она.
От угрозы исламского терроризма участники конференции перешли к проблеме профилактики политического экстремизма. Звучали предложения использовать для этой цели школьную программу.
«Смысл выступления декабристов заключался в борьбе с властью. Они боролись методом террора и мятежа, это должно быть отражено в едином учебнике истории»,— высказался профессор Московского института открытого образования Алексей Лубков.
Он посетовал, что из-за разнообразия методических материалов и подходов преподавания растворяется идея «непрерывности развития российской истории». А дети должны знать, что «до 1917 года и после Россия остается единой, идеи, смыслы и ценности на протяжении всей истории страны не менялись». Также профессор обратил внимание на то, что «вся теория свобод движения» была придумана Лениным.
На конференции предлагались и более традиционные для российских руководителей методы работы с населением. Замначальника управления по безопасности Орловской области Александр Демин похвастался, что за спорт в регионе отвечает девятикратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса Александр Муромский.
«Спортивные мероприятия с участием Муромского, который гнет сковородки и тягает поезда, вдохновляют детей и дают положительный пример для подражания»,— рассказал он.
Впрочем, сотрудник центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России Герман Ганиев предупредил, что и спорт может оказаться опасным: зачастую неформальные группировки, в которых пропагандируется «здоровый образ жизни», параллельно занимаются экстремистской деятельностью.
«Такие организации собирают массу людей, а она может быть привлечена деструктивными силами, как мы с вами это видели на примере с Болотной площадью и Манежкой,— напомнил представитель центра «Э».— Нужно стараться удержать таких ребят идеей спорта, чтобы политические мотивы в их головы не вбивались».
Заместитель мэра Москвы по антитеррористической деятельности Вячеслав Попов посетовал, что современные школьники «особенно подвержены антироссийским идеям». Он предложил установить памятные доски в 15 московских школах, где учились спецназовцы, погибшие в контртеррористических операциях, чтобы дети тоже захотели выбрать военную профессию.
«Более того, детям нужно показывать, как выглядит работа полицейского или, например, чиновника. Чиновник — это же не просто портфель носить»,— объяснил заместитель мэра.
На секции «Инновационные подходы по привлечению подростков в социально полезную деятельность» большинство участников говорили о необходимости возрождения дружинников, возвращении норм ГТО и о казачестве, с ностальгией вспоминая свою советскую юность. Директор Института общественного служения, эксперт комитета Госдумы по федеральному служению Олег Решетников привел в пример западные образовательные подходы.
«В школах Великобритании ученик у доски зачитывает политические новости, а потом весь класс их обсуждает. Конечно, это происходит под контролем учителей и новости подаются с нужной точки зрения,— поделился господин Решетников.— Ничего не напоминает? Это же как в СССР». Он предложил ввести подобные уроки и в России, «но, конечно, без навязывания политических взглядов».