(28 октября 2015) В Доме Дружбы народов Татарстана прошла Межрегиональная II научно-практическая конференция и чтения школьников на языках народов РФ «Развитие и сохранение национальных языков в поликультурном пространстве».(ФОТО) (ВИДЕО)
В своих работах дети постарались охватить всевозможные темы, которые связаны с дружбой народов, проживающих на территории республик Поволжья.
Настя Кузнецова и ее преподаватель не знают, что делать — то ли смеяться, то ли плакать от радости — работа заняла первое место. В руках восьмиклассницы из Нижнекамска диплом и сертификат на 10 тысяч рублей в магазин электроники. Девушка долго шла к победе, дни, проведенные в библиотеке, пока другие одноклассники коротали время в кино и за компьютерными играми, прошли не зря.
— Я все выходные проводила за энциклопедиями. Сидела над словарями русских и татарских фамилий, спрашивала своих ровесников, знают ли они, откуда произошли их фамилии, — рассказывает Анастасия.
Настя провела исследование, посвященное происхождению фамилий. Чем отличаются татарские и русские, а чем они похожи.— Меня изначально интересовала история моей фамилии Кузнецова. Потом я перешла на одноклассников. Нашла различия в формировании русских и татарских фамилий. Татарские часто образованы от двух корневых основ. Например, фамилия Мухаметзянова образована от двух имен Мухамет и Джан. Русские фамилии бывают образованы от имен личных, прозвищ, мест проживания, сословного титула, — объясняет победительница.
Хаят Закирова ученица Балтасинской школы исследовала взрослую тему — межнациональные браки. Девушка начала с анализа произведений татарских писателей и драматургов, в которых поднимается эта проблема, а потом провела анкетирование одноклассников.
— Мы выяснили, сколько в нашем районе многонациональных семей и задали школьникам вопросы — готовы ли они выйти замуж или жениться на людях не своей национальности. Ответы были разные — многим без разницы, говорят, что главное — это любовь, некоторые считают, что люди одной национальности ближе друг другу, — говорит Хаят.
Научно-практическая конференция, посвященная народам и языкам России проходит в Доме дружбы народов Татарстана второй год. В ней участвуют не только школьники из Татарстана, но и соседних регионов.
— Татарстан является многонациональным и экономически привлекательным регионом. В том числе и для миграционных процессов. К нам много приезжают жить и работать. Мы уважительно относимся к представителям любой культуры и это уважение, прежде всего, начинается с внимательного отношения к своей культуре и языку, к языку тех народов, которые проживают здесь столетиями, — говорит директор Дома дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов.
Дети готовят исследовательские проекты, а потом защищают их перед жюри. В этом году на конкурс прислали более 600 работ, до финала дошли 94. Самое важное, что дети пишут доклады на своем родном языке — русском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском, мордовском, башкирском.
— Неправильно если мы говорим, что историческая родина, например, марийцев — это Йошкар-Ола, а татар — это Казань. Историческая родина всех народов Татарстана — вся Россия. Удмурты так же исторически проживали на территории Татарстана, как и татары на территории Удмуртии. Границы условны, поэтому, несмотря на регион проживания у всех должны быть равные возможности изучения родного языка. И в Татарстане это право реализуется как нигде хорошо, — считает Ирек Шарипов.
Все дети республики имеют возможность изучать родной язык. У нас 95 школ с чувашским, 34 с удмуртским, 18 с марийским, 4 с мордовским языками обучения, по одной школе с еврейским и башкирским этнокультурным компонентом. Кроме того, есть целые классы, где преподавание ведется на национальном языке. Изучение родного языка — это не только дань уважения своим предкам и предкам своих соседей. Человек знакомится с культурой, историей народа и страны, тренирует память и мышление. Это помогает легче осваивать другие иностранные языки.