(30 мая 2010) в деревне Мордовская Кармалка Лениногорского района Татарстана прошел традиционный праздник «Балтай».
«Кара мал» по-татарски значит «черное дерево». Когда-то здесь действительно жили татары, но поменялись три с лишним века назад местом жительства с пришедшей мордвой. Предание гласит, что больше ста лет назад старик-отшельник по имени Балтай ,живший в соседнем лесу, решил позабавить детей. Надел на себя «шубу» из кленовых веток и, изображая «медведя», прошел по деревне во главе целой детской процессии.
Глава сельского поселения Алексей Павлович Бабакаев со смехом вспоминает, как в начале восьмидесятых он ,будучи парторгом колхоза, взял гармошку и прошел по деревне легендарным путем Балтая. Кто-то «стукнул» в райком. Парторга ругали – «зачем народ смешишь».
Ныне праздник «Балтай» имеет республиканский статус, но в этом году из-за кризисных проблем у традиционных спонсоров, сельчане решили сделать его камерным ,в «своем кругу». Так и получилось – без помпы, но не без гостей. Прибыл на праздник руководитель Исполкома Совета Ассамблеи народов Татарстана Николай .Владимиров. Не мог не приехать председатель НКА мордвы Татарстана С.В.Новиков. Был и самый почетный гость –уроженец Кармалки, советник губернатора Саратовской области и главный «финно-угр» Саратова Павел Федорович Чатуров. Благодаря ему, праздник «Балтай», который зародился как местный и уникальный, празднует и саратовская мордва. Впрочем, не только. Прибывшие из Ижевска землячки Моисеева и Кудашова заверили, что праздник отныне празднуют и в Удмуртии, где они организовали мордовскую диаспору. «Балтай» шагает по планете. Может быть, он действительно трансформируется в общемордовский праздник, подобно татарскому Сабантую. Во всяком случае, необходимость такого праздника у Главы Мордовии обсуждалась.
Хозяева и гости двигаются на традиционную поляну , где пройдет обряд обряжания «медведей». Есть сейчас, чего греха таить , газетный штамп о вымирающей и спивающейся деревне. Украдкой всматриваюсь в лица мужиков. Ей-богу — не более трех, несущих на себе печать «зеленого змия». Лица у всех светлые и замечательные. Много детей. Летом население Кармалки заметно подрастает – на лето приезжают городские внуки. В местной школе первые четыре класса дети учат эрзянский язык своих предков и хорошо им владеют. Согласно традиции дети будут обливать процессию водой, призывая так нужный посевам дождь. А когда они станут бабушками, тоже будут обряжать «медведя», даже через сто лет. Впрочем, «выборы» «медведей» уже состоялись. «Медведем» , «медведицей» и «медвежонком» обряжают тех, кто с завязанными глазами соберет больше сосновых шишек. Все правильно: мордвин, не тот, кто самый сильный, а тот, кто самый ловкий.
Конечно, не все благостно в Кармалке. Уменьшается население. Но даже те, кто уехали в город, сохраняют за собой дома, чтобы вернуться домой, выйдя на пенсию. Есть в Кармалке такой самородок – Михаил Венедиктов. Был нефтяником ,моряком, постранствовал по свету – и вернулся к своим корням – песни сочинять. Неувядаемая певунья Анна Александровна Мишкина, баба Аня ,тоже пишет песни и стихи. Живет в городе – возраст уже солидный, но каждый Балтай – в Кармалку. В праздник на ней надет старинный «панар» ее прабабушки, которому сто семьдесят лет. А в соседнем селе служит молодой батюшка Константин – местный уроженец, еще недавно, школьником , организовавший в деревне этнографический музей мордовской культуры.
Процессия «Балтая», отдав должное множеству столов, накрытых гостеприимными хозяйками на улицах, подходит к финальному перекрестку. «Шубы» «медведей» раздергивают на ветки, и, похлопывая друг друга, желают здоровья – «шумбрат».
А ночью действительно пошел дождь. Традиции Балтая – незыблемы.
Председатель НКА мордвы Республики Татарстан С.В.Новиков