(8 июля 2016) В Татарстане готовят беспрецедентное по масштабу песенное ТV-шоу. «Yзгәреш җиле» — так называется национальный песенный конкурс, первый репетиционный цикл которого завершился на днях в оперном театре.
В столице республики началась подготовка национального песенного конкурса «Yзгәреш җиле» («Ветер перемен»), инициатором которого выступил лично президент РТ Рустам Минниханов. Сам формат мероприятия, который в кулуарах окрестили «татарским «Голосом», еще до конца не определен, так что сравнение с главным музыкальным телешоу страны подразумевает в данном случае не буквальное копирование, а высокий технический уровень, качество исполнителей и живой звук. Премьера запланирована на ноябрь текущего года. Реализация идеи доверена оперному театру и его директору Рауфалю Мухаметзянову.
К проекту Мухаметзянов привлек хорошо известных ему людей — режиссера-постановщика, петербуржца, худрука театра «Санкт-Петербург Опера» Юрия Александрова, поставившего в Казани остроумного «Севильского цирюльника», классическую «Аиду» и пошловатый «Любовный напиток»; московского художника Виктора Герасименко, который сотрудничает с татарстанской оперой еще с конца 80-х, из последних работ — «Dona Nobis Pacem», балет «Дон Кихот», опера «Трубадур»; столичного специалиста по видеопроекциям Данила Герасименко, стараниями которого ни один спектакль театра им. Джалиля не обходится без компьютерной графики — временами тонкой и умной, а временами назойливой.
«У НАС ТАКАЯ ДОГОВОРЕННОСТЬ — НИКОМУ НИЧЕГО СЕЙЧАС НЕ РАССКАЗЫВАТЬ»
Еще одно обстоятельство, которое подогревает интерес к «Yзгәреш җиле», — это завеса тайны, которой окутан предстоящий конкурс. Режиссер Александров сказал: «У нас такая договоренность — никому ничего сейчас не рассказывать. Проект только рождается, мы ищем какие-то новые пути, и у нас есть решение не давать пока никаких интервью».
Тем не менее «БИЗНЕС Online» удалось узнать несколько имен участников — это завсегдатай правительственных концертов, певица Илюса Хузина, а также участники «Тюрквидения» от Татарстана Айдар Сулейман и Алина Шарипжанова. Впрочем, и они отказались от комментариев. А Шарипжанова, подтвердив факт участия в «Yзгәреш җиле», сообщила, что подписала контракт, согласно которому не может никому рассказывать о проекте, но добавила: «Это беспрецедентный проект, однозначно. По крайней мере, судя по тому, что у нас происходит на репетициях, такого проекта еще не было. Это очень круто!»
Также «БИЗНЕС Online» выяснил, что над образами участников сейчас работают профессиональные стилисты, а за костюмы на «Yзгәреш җиле» отвечают Лина и Рамиль Курбановы — основатели и руководители VIP Group — главного татарстанского люксового ретейлера. По неподтвержденным сведениям, участников будет ровно 20, причем с сохранением гендерного паритета — 10 барышень и 10 молодых людей. Причем весьма вероятно, что список конкурсантов из Татарстана ограничится Хузиной, Сулейманом и Шарипжановой, а все остальные — это будут татарские певцы из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
«МЫ ГОВОРИМ С МИРОМ С ПОМОЩЬЮ ТАТАРСКОЙ ПЕСНИ НА МИРОВОМ ЯЗЫКЕ»
Единственным человеком, который согласился поговорить об «Yзгәреш җиле», оказался музыкальный руководитель проекта, известный российский джазмен, трубачВадим Эйленкриг, которого публика может знать как ведущего программы «Большой джаз» на канале «Культура». Кроме того, его оркестр украшал юбилейный сезон «Танцев со звездами» на канале «Россия-1». Судя по всему, 45-летнему Эйленкригу и его музыкантам на казанском проекте отведена та же роль, что и «Фонограф-Джаз-Бэнду» Сергея Жилина в «Голосе» на Первом канале.
— Вадим, что вы можете рассказать нашим читателям о проекте «Yзгәреш җиле»? Какова его основная задача?
— Это грандиознейший проект. Я могу сказать, что это один из самых грандиозных проектов, в которых я лично принимал участие. В нем собрались лучшие музыканты, лучший режиссер, лучший мастер по свету, лучший художник — это все народные артисты России. То есть абсолютно сильнейший состав.
Мы хотим сделать татарскую песню более интегрированной. Скажем так, мы говорим с миром с помощью татарской песни на мировом языке. Лично мое видение проекта заключается в том, чтобы на языке мировой музыкальной культуры говорить языком татарской песни. У нас, повторю, блестящий состав, вокалисты из России и не только, которые поют по-татарски. Сопровождается все симфо-джазовым оркестром. Он наполовину мой, а вторая половина — это непосредственно музыканты театра имени Джалиля. Вся струнная группа, часть духовой группы. И вот то, что я уже сейчас вижу… Я перфекционист, очень скептически отношусь к тому, что делаю, но сейчас уже очень нравится то, что происходит.
— Несмотря на то что информации очень немного, «Yзгәреш җиле» уже сравнивают с «Голосом», идущим на Первом канале.
— Я не хочу называть это татарским ответом «Голосу», потому что там, скажем так, не очень профессиональные вокалисты поют уже готовые и сделанные произведения. А у нас это совершенно новый проект! Мы не просто перепеваем татарские песни, мы даем им новое звучание, более современное и более мировое. Поэтому, на мой взгляд, этот проект гораздо масштабнее, чем «Голос», более того, в данном случае даже сравнение с ним неэтично. У меня нет какого-то сравнения с чем-то. Может быть, это хорошо, потому что, на мой взгляд, это гораздо масштабнее всего, что я когда-либо знал.
Подробнее на Бизнес-онлайн