(9 декабря 2016) Чечня, Якутия, Башкортостан и Татарстан создают киноассоциацию. Об этом стало известно после прошедшего в Казани Круглого стола на тему «Проблемы и перспективы развития отечественного кинематографа».
Молодые и активные участники кинопроцесса делились позитивным опытом развития кино в своих регионах, а также пытались совместно решить проблемы, стоящие перед ними сегодня. Главной проблемой регионального кинематографа на круглом столе назвали недостаточное финансирование проектов.
Заместитель начальника Государственного управления по кинематографии Минкультуры Чеченской Республики Олег Березин отметил, что чеченский кинематограф возник всего 10 лет назад практически с нуля, и отсутствие средств только подстегивает к творчеству. «Если есть деньги, мы не будем напрягаться», – сказал чиновник.
«Когда мы снимали дешевые фильмы, у нас была свобода, а сейчас спонсоры дают нам деньги, и они нас контролируют», – посетовал якутский режиссер Михаил Лукачевский и при этом добавил, что фильмы с хорошим бюджетом получаются слабыми. «В них нет души», – заметил молодой кинематографист.
Якутский кинематограф сегодня называют феноменом – фильмы собственного производства в регионах пользуются спросом, быстро окупаются и даже приносят доход. Собравшиеся отметили позитивное влияние фактора удаленности Якутии от столицы России.
«Башкирский кинематограф существует не благодаря, а вопреки», – поделился с коллегами кинорежиссер, руководитель молодежного центра Союза кинематографистов Башкирии Айнур Аскаров, автор лучшего короткометражного фильма на КМФМК 2011 года.
«У нас в этом году в республике снимается два полнометражных фильма, бюджет каждого – 4,5 миллиона. И мы стараемся делать так, будто они не за четыре, а за сорок миллионов сняты», – сказал он и посетовал, что башкирская киностудия не имеет даже своей кинокамеры, а существует она исключительно как трамплин для начинающих кинематографистов – вчерашних студентов.
Проблема проката региональных фильмов также ставилась во главу угла на круглом столе в КазГИКе. Высказывались мысли о том, что для коммерческих и сетевых кинотеатров, принадлежащих иностранным компаниям, но работающих на территории регионов России, необходимо вводить квоты на обязательный прокат регионального национального кино.
Как сообщил режиссер Александр Барыкин, в этом году в Татарстане снимается одновременно восемь кинопроектов, и выразил надежду, что каждый из них найдет дорогу к широкому зрителю. Появление конкурса сценариев в республике председатель Союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров назвал позитивным явлением. Он также отметил, что татарстанские фильмы зачастую грешат местечковостью и часто любительское кино выдается за профессиональное. Он призвал коллег относиться к созданию фильмов с большей ответственностью, чтобы вернуть доверие зрителя к татарстанским киноработам.
«Нужно делать кино, чтобы не было за него стыдно. Татары – образованная нация, нужно снимать качественные фильмы», – сказал он.
По итогам круглого стола намечено три направления сотрудничества. Это соглашения о сотрудничестве между ГБУК РТ «Татаркино» и компанией «Чеченфильм» в области проката, между КазГИКом и чеченской киношколой «Шаг» об участии специалистов обоих регионов в съемках фильмов.
Татар-информ