(9 декабря 2016) В Совете Федерации ФС РФ глава парламента Татарстана выступил на заседании Комиссии Совета законодателей по вопросам интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации.
Речь шла о законодательном регулировании государственной политики в этноконфессиональной сфере в субъектах Российской Федерации. Парламентарии также изучили опыт Татарстана в решении данного вопроса, сообщила пресс-служба Госсовета РТ.
В своем выступлении Фарид Мухаметшин отметил, что ключевая цель государственной национальной политики в стране заключается в реализации этнических и конфессиональных прав граждан. «Политэтничность – уникальное богатство Татарстана и страны в целом», – подчеркнул он.
«Отрадно, что в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года были учтены многие предложения регионов, высказанные при обсуждении концепции проекта федерального закона «Об основах государственной национальной политики в РФ», – отметил Председатель Госсовета РТ, — лично мне представляется, что принятие этого закона в большей степени способствовала бы адекватному учету региональной специфики и правовых возможностей опережающего нормотворчества субъектов».
Фарид Мухаметшин также высказался в поддержку закона о российской нации. Напомним, инициатива его принятия была озвучена на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани в октябре этого года.
«Свою роль в четком определении понятия «российская нация» должен сыграть и депутатский корпус российских регионов», – считает глава парламента Татарстана, — очевидно, что понятие «гражданская нация» не должно подменять этничность, к чему, по всей видимости, склоняются инициаторы законопроекта. Российская нация должна объединять людей всех национальностей». Важнейшая задача, по мнению Фарида Мухаметшина, в таком случае связана с формированием единого духовного, культурного, ценностного пространства нашей многонациональной страны, воспитанием патриотизма и многогранной российской идентичности.
Глава парламента Татарстана, являющий координатором Ассоциации законодателей ПФО, напомнил, что в мае 2015 года на 43-м заседании ассоциации в Казани рассматривались аналогичные вопросы. Он поблагодарил коллег за то, что в проекте решения сегодняшнего заседания комиссии учтены принятые Ассоциацией законодателей рекомендации.
Фарид Мухаметшин рассказал об опыте Республики Татарстан в выстраивании межнациональных и межконфессиональных отношений. Он напомнил, что в республике проживают представители 173 национальностей, из которых 53,2% составляют татары, 39,7% – русские. В регионе ежегодно регистрируется порядка ста тысяч трудовых мигрантов, что значительно повышает чувствительность региона к любым проявлениям национализма и религиозной нетерпимости.
Ключевые приоритетами при формировании государственной политики Татарстана Председатель Госсовета РТ назвал сохранение и развитие языков и культур представителей народов, проживающих в республике, гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений с учетом миграционных процессов, а также формирование целостного национально-государственного самосознания.
Далее Фарид Мухаметшин рассказал о нормотворческой базе, составляющей региональную правовую основу регулирования в области межнациональных и межконфессиональных отношений. Ее основу составляют Конституция Татарстана, республиканские законы «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в РТ», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О национально-культурных автономиях в РТ». Большое значение играет Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан, а также целый ряд республиканских отраслевых программ.
«Говоря о реализации государственной национальной политики, не могу обойти вниманием работу по вовлечению в эти процессы институтов гражданского общества: религиозных, национально-культурных организаций и их объединений, — отметил Фарид Мухаметшин, возглавляющий Совет Ассамблеи народов Татарстана, — их деятельность регламентируется законом «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан». Ассамблея народов Татарстана выступает своеобразным методическим и ресурсным центром развития этнокультурного движения республики».
Председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров в свою очередь отметил, что опыт разработки собственных региональных законов, регулирующих этноконфессиональные вопросы, в стране не велик, а Татарстан в числе немногих субъектов РФ, имеющих отдельные законы в данной области. Всего, по словам Дмитрия Азарова, в 16 субъектах России принято 40 региональных законов, регулирующих этноконфессиональную тематику.
Проект решения комиссии по обсуждаемому вопросу содержит рекомендации по включению в концепцию проекта федерального закона «Об основах государственной национальной политики в РФ». В ходе прений последовали предложения включить в проект решения ряд замечаний, в частности, адресовать рекомендации не только Республике Крым, но и всем регионам России, а также учесть проблематику трудовой миграции.
Информационный центр ДДнТ