(3 октября 2019) Как в Республике поддерживается межэтническое равновесие, рассказал в интервью председатель национально-культурной автономии казахов Татарстана Сагит Джаксыбаев.
В одном из самых быстро развивающихся российских регионов проживает не так много казахстанцев и этнических казахов. Тем не менее, их опыт взаимодействия с властями и координация работы с диаспорами является одним из самых удачных в РФ.
– Сагит Кодебаевич, как вы оказались вдали от родных берегов?
– Я родом из поселка Карсакпай Джезгазганского района Карагандинской области. Так получилось, что с 1964 по 1969 года обучался в Казанском авиационном институте. Позже в этом же вузе организовал отраслевую научно-исследовательскую лабораторию Министерства электронной промышленности СССР. Кандидат технических наук. В 1992 году учредил и возглавил казахскую общину Казани, которая затем была преобразована в национально-культурную автономию. С 1993 по 2007 год являлся президентом, председателем совета Ассоциации национально-культурных организаций республики. Многие годы был заместителем председателя совета Ассамблеи народов Татарстана. В общем, затянула меня крепко общественная работа.
– Как всё начиналось?
– Лихие 90-е были очень острым временем для России. Будущее, когда ломалась формация, распадался Советский Союз и зарождалась новая Россия, было туманным. Общеизвестно, чем всё окончилось в Чечне. В Татарстане не было до такой степени острых противоречий, но всё-таки было неспокойно. Все хотели независимости, свободы. Чтобы покончить с сумятицей в головах, по инициативе тогдашнего президента республики Минтемира Шаймиева созвали Съезд народов Татарстана. В Казани на тот момент действовало девять общественных национальных объединений, в том числе казахов, немцев, азербайджанцев, башкир, чувашей, марийцев. Власти обратились к нам, чтобы мы приняли участие в подготовке этого мероприятия. Мы с удовольствием откликнулись на это и активно участвовали в нём. Тогда было сказано, что Татарстан – многонациональный регион, где каждый народ имеет одинаковые права на сохранение своего языка, традиций, культуры, обычаев. Руководство Татарстана обязалось содействовать этому. Примерно те же идеи были заложены в 1996 году в Законе о национально-культурных автономиях. Но тогда с высокой трибуны были заявлены общие принципы взаимодействия между этносами, что в определённой мере помогло снизить накал страстей. По решению Первого съезда была создана Ассоциация национально-культурных обществ Республики Татарстан (АНКО РТ). Практически с самого начала я руководил этой общественной организацией.
– Чем вы руководствовались в начале и чего придерживаетесь теперь?
– Для нас было важно обозначить присутствие людей других национальностей в Татарстане. Чтобы все могли изучать свой язык, чтить и соблюдать традиции, обычаи. Но чтобы всё это не было пустой фикцией, нужна была организационная и материальная поддержка. Мы стали обращаться с просьбами в Министерство образования по поводу развития языков, в Министерство культуры касательно проведения национальных праздников. Позже мы заключили соглашение с МВД во избежание всевозможных недоразумений, конфликтов среди членов национальных общин, мигрантов, тех, кто приезжал сюда на работу и учёбу. Правоохранители пошли нам навстречу. Мы стали собираться и совместно обсуждать эти проблемы. Упрочившиеся взаимоотношения с силовыми структурами пошли на пользу.
Словом, с нами везде считались, а в 1997 году даже включили в республиканский бюджет и стали выделять небольшие средства для выпуска журналов, книг, проведения различных национальных праздников. Прошла пара лет, и в Казани открылся Дом дружбы народов, где нам выделили офис. Было приятно, что государство полностью поддерживает наше движение, что это не слова, а реальность. Мы получили для работы мебель, компьютеры. В этой ситуации было бы странно выдвигать какие-то ультиматумы. Напротив, мы терпеливо и настойчиво объясняли входящим в общину людям, что надо жить дружно в нашем многонациональном доме. Мы – не политики и не чиновники и должны быть от всего этого далеко.
Важно то, что объединяет
– Но и в стороне тоже оставаться нельзя?
– Если мы хотим мира и согласия в обществе, нужно руководствоваться соответствующими правилами. Во-первых, не углубляться в религию и конфессиональные проблемы. Допустим, в Рамазан к нам обращаются с просьбами консолидировать единство мусульманских народов. Мы приветствуем выбор каждого гражданина в этом вопросе, но против какого-либо выделения из общей массы. Нам важно то, что объединяет народы. Хотя в частном порядке такое не возбраняется.
Ещё необходимо придерживаться принципа «Один народ – один голос». Казалось бы, простая вещь. Но когда мы начинали делить бюджет, к примеру, чуваши говорили: «Нас сто тридцать тысяч человек, а по субсидированию мы на третьем месте». Потому для нас каждая культура, каждая традиция имеют одинаковый вес и значение. Сто тридцать ассирийцев для нас также ценны, как и сто тридцать тысяч чувашей.
Не только танцы
– Какую практическую работу с диаспорами вы поводите?
– Журнал выпускаем, у нас есть информационный портал. Присутствуем в соцсетях. Считаю, что в Татарстане создана оптимальная модель решения этнокультурных проблем. В основу положены действия национально-культурных общественных организаций. Они проводят свою работу с помощью госструктур. Для нас демонстрация национальной культуры, песенный репертуар и искусство танца – всего лишь часть многогранной работы. Разве функционирование многонациональной воскресной школы не главное в нашей деятельности? А взаимодействие с силовыми структурами разве можно отодвигать на второй план? Правоохранительные органы должны справедливо относиться ко всем членам национальных общин. Скажем, были такие ситуации, когда полицейские приходили в мечеть в месяц, когда был пост, и использовали незаконные способы воздействия на людей. В таких случаях незамедлительно создавались комиссии, негатив расследовался. Есть даже примеры, когда полицейских увольняли с работы за превышение полномочий.
– Какие важные решения были приняты в республике через Ассамблею народов Татарстана?
– Есть два блока важных проблем. Первое – построена площадка для конструктивного сотрудничества со всеми властными структурами. Мы на равных разговариваем с ними, обсуждаем возникающие проблемы. Нас слушают, что-то решается. И второе – создана серьёзная материально-техническая база для деятельности национальных общин. Выделены под эти цели огромное здание, коммуникации, необходимые методички, библиотеки. Создан журнал, в котором мы освещаем нашу деятельность. Теперь от нас зависит, как будем работать.
У нас есть официальный договор с Министерством внутренних дел. Позже к этому документу подключились ФСБ, Министерство труда и занятости, и теперь миграционные проблемы решаются комплексно. Ежеквартально проводим круглые столы, на которых обмениваемся текущей информацией и решаем актуальные вопросы.
Будем работать дальше
– Сколько казахов проживает в Татарстане?
– Их немного. Во всей республике наберётся не более полутора тысяч человек. По разным причинам они здесь оказались. Сейчас, в частности, стало увеличиваться число студентов. Сегодня их учится в вузах Казани около пятисот. Мы с ними со всеми стараемся контактировать. Всякое может произойти в другой стране даже с самыми аккуратными людьми.
– Всё ли удалось осуществить?
– Мы о многом мечтали, когда создавали национально-культурную автономию. Приятно, что большинство из задуманного реализовано на практике. В Татарстане, по крайней мере, так. Я не берусь говорить за всю Россию. Условия для полноценной работы не везде одинаковые. Между тем, межэтнические проблемы очень сложные. Нужно изо дня в день ими заниматься, а не от случая к случаю. Это очень тонкая материя. Даже одной неосторожной фразой или действием можно породить конфликт, который долго будет кровоточить. Что интересно, в других регионах РФ НКА часто не занимаются этими вопросами. Организаторы довольны тем, что проводятся праздники, фестивали. Кроме вопросов культуры ничего их не интересует. Я этим занимаюсь двадцать с лишним лет и могу с уверенностью сказать, что НКА – не только площадка для танцев и песен. Безусловно, без этого нельзя. Но круг обязанностей тех, кто взялся отвечать за жизнь диаспоры и её взаимоотношения с соседями по территории, гораздо шире. Мы же знаем, что если не знать настроения в самой гуще людей, не держать ситуацию под контролем, можно зайти далеко.
– Дружбу протокольными мероприятиями не укрепишь…
– Вы правы. И мы стараемся показать другим национальностям, что мы из себя представляем, во время празднеств. Тысячи людей приходят и знакомятся с нашей культурой. Достаточно часто в местных СМИ появляются газетные публикации и телевизионные программы. Есть ещё много других направлений, по которым осуществляется связь с общественностью. Если в целом оценивать то, чем мы занимаемся, нет сомнений, что татарстанская модель организации работы в этой сфере деятельности доказала свою жизнеспособность.
Анатолий Захаров, Казань – Алматы