(31 марта 2020) Говоря о мотоциклистах Великой Отечественной, наверняка первым представится образ немецких мотоциклов с коляской. Но мотоциклы были и с нашей стороны. Наш сегодняшний Герой — сержант Виктор Иванович Маринин, чуваш из Чистополя.
Мотоциклетные батальоны формировались в составе автобронетанковых войск РККА в соответствии с постановлением Главного Военного Совета от 21 ноября 1941 года. Оснащались они как отечественными мотоциклами М-72, созданными на базе немецких BMW P71, так и американскими мотоциклами «Харлей-Дэвидсон». Более 90 % мотоциклов оснащались пулемётами.
Из наградных документов на Виктора Маринина:
«Мотоциклист сержант Маринин Виктор Иванович в боях за Родину с немецкими захватчиками проявил себя храбрым и бесстрашным бойцом. В боях за город Краматорск тов. Маринин 3 раза ходил в разведку. Не зная страха, вплотную подходил к противнику и приносил ценные сведения. 20 февраля 1943 года в населённый пункт Сергеевка ворвались 12 немецких танков с автомашинами… Тов. Маринин, взяв противотанковое ружьё убитого красноармейца, в упор начал расстреливать немецкие танки. В течение нескольких минут тов. Маринин подбил 2 танка. Третий танк тяжело ранил тов. Маринина, но бесстрашный воин, умирая, продолжал вести огонь».
Виктору Маринину было присвоено звание героя Советского Союза посмертно.
Фронтовая одиссея этого человека похожа на приключенческий роман — только вот хэппи-энда в финале не получилось. Виктор Иванович родился в 1923 году в г. Чистополе в семье слесаря. С детства мечтал иметь свой мотоцикл. Отец помог осуществить эту мечту — собрал из лома своему сыну вполне действующую машину, на которой Витя и учился ездить. К моменту окончания школы будущий герой Советского Союза имел первый разряд по мотоспорту, кроме того, он был отличным стрелком. Наверное, именно эти качества и определили его военную судьбу, забросив в мотоциклетное отделение 50-го танкового батальона 50-й танковой бригады 3-го танкового корпуса.
Основной задачей подразделения была разведка. В ночь с 29 на 30 января 1943 года передовой отряд танкового корпуса вошёл в прорыв и при тридцатиградусном морозе двинулся на Краматорск. Впереди батальона шло мотоциклетное отделение.
Не доезжая до села Песчаного, Виктор неожиданно услышал шум моторов вражеских мотоциклов и принял решение организовать им засаду. Советские мотоциклисты съехали с дороги, и, когда ничего не подозревавшие немцы поравнялись с ними, открыли ураганный пулемётный огонь. Два вражеских мотоцикла с экипажами были полностью уничтожены. Однако, за ними следом показался вездеход, который резко развернулся и рванул обратно. Маринин устремился за ним в погоню. в центре села вездеход подъехал к дому, из него выскочил немецкий офицер и забежал в этот дом. Маринин бросился за ним и забросал дом гранатами. После оказалось, что в этом доме размещался немецкий штаб, который отважный сержант уничтожил в одиночку. После этого советские мотоциклисты лихо пронеслись по улицам села, наводя панику на расквартированных там немцев и расстреливая из пулемётов тех из них, кто отважился посмотреть, что же это за шум на улице. Всего отделением Маринина было в ту ночь уничтожено: 1 вездеход, 2 мотоцикла, 3 грузовых и 1 легковой автомобили и до 50-ти солдат и офицеров противника.
Затем передовой отряд вышел к Кисловке, где на железнодорожной станции стоял под разгрузкой эшелон с немецкими танками. Станция была немедленно атакована, в результате чего противник потерял 9 танков вместе со всеми экипажами. Лишь один немецкий танк сумел спастись бегством.
Впереди был Красный Лиман. Мотоциклистам-разведчикам удалось установить, что в этом городе находится крупная группировка немцев, поэтому командир батальона решил обойти этот опорный пункт и вышел к Северному Донцу. Вскоре туда же подошли и основные силы танковой бригады. В направлении Краматорска командир батальона П.И. Рымаренко снова отправил отделение Маринина. В ночь на 4 февраля мотоциклисты подъехали к Краматорску, выявили в окрестностях города минные поля, установили, что мины — противопехотные. На северной окраине города мотоциклисты обнаружили батареи противотанковых орудий и миномётов. Кроме того, было установлено, что немцы не имеют полноценного боевого охранения, ограничиваясь подвижными дозорами. У Маринина в голове зародилась дерзкая мысль: спрятавшись в одном из дворов, атаковать вражескую артиллерию с тыла одновременно с атакой танкового батальона. Командир батальона это решение одобрил.
Утром советские танки при поддержке пехоты, рассредоточившись перед атакой, двинулись на Краматорск. Немецкая артиллерия, естественно, открывает по ним огонь. И вдруг с тыла на ничего не подозревающих артиллеристов обрушивается шквальный огонь из пулемётов и автоматов, рвутся гранаты. Атака мотоциклетчиков была столь неожиданна и стремительна, что батареи смолкли практически мгновенно. Советские танки ворвались в город. На этот раз добычей танкистов стали склады с продовольствием и военным имуществом на железнодорожной станции Краматорска.
Потом было несколько безуспешных попыток немцев отбить город, приказ о передаче обороны Краматорска 59-й гвардейской стрелковой дивизии, наступление на Сергеевку. Здесь 50-й батальон остановился, чтобы привести в порядок машины и передохнуть. И вот здесь-то немцы и нанесли свой контрудар силами 12 танков и мотопехоты в надежде покончить с дерзкими танкистами. Остальное известно из наградных документов (см. выше). Враг не прошёл.
Информационный центр ДДнТ