(4 апреля 2020) Об особенностях азербайджанского танца рассказала активистка молодежного отделения Азербайджанской НКА, хореограф Дома дружбы народов Татарстана Аида Гумматова.
Хореографией девушка начала заниматься у Теи Пертая еще в девятилетнем возрасте и ходила на занятия вместе с мамой, которая танцевала в старшей группе, а Аида в младшей. Народные танцы получались у девочки настолько хорошо, что довольно быстро она стала танцевать наравне со взрослыми, а в 14 уже стала преподавателем.
— Я начала с грузинских танцев, — рассказывает Аида, — сначала ребенком танцевала в грузинском коллективе тети Теи «Сакартвело», потом меня перевели в «Оцнеба», к взрослым танцорам. Вы знаете, что оцнеба по-грузински мечта? И это было моей мечтой танцевать там, — смеется девушка. — А потом я пошла в азербайджанскую танцевальную группу, в ансамбль «Бута». Но так получилось, что там год почти никто не преподавал и ансамбль почти распался, а я танцевала «сольники».
Сама смотрела по видео азербайджанские танцы и училась. Тогда в моем репертуаре появились такие танцы, как «Сары Гялин». Это переводится с азербайджанского и как «невеста в желтом одеянии», и как «младшая невеста». «Гялин» значит невеста, а слово «сары» имеет два значения — «младшая» и «желтое», символизирующее светлое начало человеческой души, которое отождествляется с ее высокими, чистыми качествами и соотносится с идеалом женской красоты. Еще один известный танец Узундере переводится как «длинное ущелье», и он тоже связан со свадьбой. Узундере — это название местности, где было длинное ущелье, по которому перед свадьбой проводили невесту. Сам танец означал прощание невесты с родительским домом!
— Получается, что в азербайджанских танцах много именно свадебной тематики?
— Да, причем и в мужских танцах тоже. У нас ведь мужская свадьба и женская свадьба проходят отдельно. И среди мужской части есть такие соревновательные танцы, которые парни исполняют под звук барабана Нагара. Причем то, что играет барабанщик, и то, что танцуют ребята, должно идеально совпадать! А танец-то очень быстрый. Когда смотришь на это, возникает ощущение, что они месяцами вместе репетировали, настолько синхронны ноги и звуки барабана, если барабанщик внезапно останавливается, танцор тут же замирает… Я, кстати, тоже умею так. Помню, была в Ленкорани, на исторической родине, и мы пошли на мужскую свадьбу, ну и кто-то подтолкнул меня вперед: «Иди, танцуй, ты же больше движений знаешь!» — заливается смехом Аида, — я вышла, а через некоторое время смотрю, никто уже из парней не танцует. Один из них потом подошел к моему отцу: «Ты свою дочь больше не приводи. У нас так никто из ребят танцевать не выйдет!»
— А есть в азербайджанских танцах какая-то своя символика?
— Конечно, в одном из танцев, помню, было: парень стоит на коленях и делает такие движения, словно рассекает себе грудь и достает оттуда сердце, предлагая его девушке. Или в других парных танцах, когда парень приглашает девушку, а она то откликается, то уклоняется от него и убегает. Это символ отношений мужчин и женщин. Вообще, когда я преподаю, то мотивирую учеников, чтобы они характер народа передавали в танце. Я говорю: «На сцене зритель только кого-то одного из всей группы видит, так танцуй, чтобы весь танец на твои горящие глаза смотрели, так улыбайся, чтобы зубы с задних рядов было видно!»
Особенности азербайджанских танцев от Аиды Гумматовой:
- Многие азербайджанские танцы связаны со свадебными обрядами.
- У мужчин ноги и барабан должны действовать в одном ритме.
- Много символики отношений мужчины и женщины.