(9 мая 2020) Редакция портала Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана предлагает сегодня вспомнить о работе национальных киностудий бывшего СССР, запечатлевших дух ушедшей эпохи, освященной беспримерным подвигом разных народов одной большой страны.
Этот год – Год исторической памяти. Принимая эстафету истории, мы вспомним наши легендарные фильмы о войне, их сюжеты, их героев. Всё это важно знать именно сегодня, когда в судьбах России, её граждан так много перемен. Необходимо помнить о собственной истории, о тех, благодаря кому мы живем в этом мире, который зачастую представляется не самым справедливым. Иваны, не помнящие родства, не должны стать потомками тех Иванов, которые прошли через немыслимые ужасы войны, часто так и не рассказав о призраках тех дней своим детям, оставляя свой жизненный опыт при себе, отгоняя навязчивые видения от семейного очага, ценою своего здоровья, жизни, психики.
То, каким будущим поколениям будет видеться подвиг наших отцов, дедов и прадедов, определяют не только воспоминания ветеранов и родственников, но и собственные переживания от соприкосновения с этой тяжелой темой, прежде всего — через произведения кинематографа, многие из которых формируют уникальный культурный код, наше коллективное мировоззренческое богатство, передаваемое из поколения в поколение и не знающее государственных границ.
Воплощенные на экране эпизоды войны становятся еще одним ее важным свидетельством, сохраняющим память о ней для будущих поколений. Наша Победа ковалась сообща, всем миром, всем народом. Любимые советские фильмы о Великой отечественной войне, которые стали настоящей классикой отечественного кинематографа. Когда мы пересматриваем их в очередной раз, то на глазах снова наворачиваются неподдельные слезы и мурашки бегут по коже от осознания того, что пришлось пережить нашим бабушкам и дедушкам, которые боролись за мир.
Эти легендарные киноленты – наша память.
«А зори здесь тихие» («Центральная киностудия Детских и юношеских фильмов имени М. Горького, 1972 год).
СЮЖЕТ
1942 год. Карелия. В тылу расквартировано два отделения взвода зенитных войск. Коменданту старшине Федоту Васкову (актер Андрей Мартынов), бывшему разведчику, ветерану финской войны на зенитную батарею присылают пополнение — отряд девушек-добровольцев, большинство прямо со школьной скамьи. Как и многие девчонки Советского Союза начала 40-х, они мечтали о большой любви, о замужестве, о детях, о семье, о важной и нужной профессии. Но они пошли воевать. И у каждой своя история и своя причина. Одна потеряла мужа на второй день войны, у другой на глазах расстреляли родных, многие пошли на фронт вслед за ушедшими воевать мужчинами.
Командир отделения Рита Осянина бегала в самоволку — к маленькому сыну в соседнюю деревню — и обнаружила в лесу немцев-диверсантов. Она докладывает об этом Васкову, и тот принимает решение остановить вражескую группу, возможной целью которой является железная дорога.
Старшина Федот Васков и бойцы Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич уходят в лес. Но оказывается, что диверсантов не двое, а шестнадцать. Помощи ждать неоткуда. Отряд Васкова вступает в бой. Девушки погибают одна за другой, хоть старшина и старается беречь их, насколько возможно. В живых остаётся только Васков. Раненый, он берёт в плен оставшихся диверсантов и конвоирует их в тыл. После войны Васков усыновляет сына Риты Осяниной.
Фильм стал одним из лидеров советского кинопроката 1973 года. Его посмотрело около 66 миллионов человек. В зале всегда плакали. А когда старшина Васков истошным криком: «Лягайт!!!» в финале обезоруживал немцев, в отечественных кинозалах начинали аплодировать. Аплодировали фильму и за рубежом.
«Два бойца» («Таджикфильм», 1943 год)
СЮЖЕТ
Фильм рассказывает о нелёгких фронтовых буднях двух боевых товарищей – весёлого, темпераментного одессита Аркадия Дзюбина и простого рабочего парня с уральского завода Александра Свинцова, воевавших вместе осенью 1941 года на Ленинградском фронте. Между корабельным сварщиком из Одессы Аркашей и «Сашей с Уралмаша», как при первой же встрече нарёк Свинцова острый на язык Дзюбин, несмотря на разные характеры и темперамент, сразу же возникла взаимная симпатия, которая вскоре переросла в крепкую дружбу.
Однажды Саша признался Дзюбину, что в городе на Неве у него есть любимая девушка, а затем познакомил его со своей Тасей, взяв с него слово никому не рассказывать об этом. Но Аркадий поведал о сердечной тайне друга однополчанам, да ещё и отозвался о Тасе как о девушке «так себе» и «ничего особенного». Обидевшись не на шутку, Свинцов поссорился с Аркадием и перевёлся в другой пулемётный расчёт. Тот же, осознав ошибку, всё же не нашел в себе силы переступить через свою гордость и извиниться перед другом. В ходе одного из боёв Свинцов был тяжело ранен и попал в госпиталь. Аркадий, чтобы загладить свою вину, всё время, что Саша был прикован к больничной койке, тайком писал от его имени Тасе полные любви и нежности письма. После выздоровления Свинцов случайно встретил в городе Тасю и узнал от неё о благородном поступке Дзюбина. Возвратившись в строй, Саша во время ожесточенного сражения, рискуя собственной жизнью, спасает от гибели Аркадия.
«Отец солдата» («Грузия-фильм», 1965 год)
СЮЖЕТ
Война в самом разгаре. В маленькой грузинской деревне пожилой крестьянин Георгий Махарашвилли получает весть о ранении своего сына Годердзи и решает навестить его в госпитале. Но он опаздывает: пока старик добирался, сын уже поправился и вновь ушёл на фронт. Главный герой решает во что бы то ни стало найти сына и записывается в боевую часть. Несмотря на почтенный возраст, он воюет наравне с молодыми, по-отечески к ним относится, становится душой взвода.
В поисках сына Махарашвили проходит всю войну. В Берлине они встретятся. Фильм основан на реальных событиях.
«В бой идут одни старики» (Киностудия имени А. Довженко, Украина, 1974 год)
Кинофильм о Великой Отечественной войне, собравший более сорока четырёх миллионов кинозрителей, стал первым из десяти самых кассовых фильмов 1974 года. Сам фильм, а также режиссёрская и актёрская работа получили множество наград республиканских и международных кинофестивалей.
СЮЖЕТ
Главные герои – военные летчики истребили. Действие фильма происходит во время второй мировой войны. Поющая эскадрилья под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана Титаренко по прозвищу «Маэстро» с переменным успехом сражается в небе с немецкими летчиками.
На земле летчики не просто отдыхают, а еще и поют. Их поющая эскадрилья известна всему полку. В фильме показана правда о войне. Так если в начале картины в ансамбле Титаренко был первый призыв летчиков, то к концу фильма показывается приход в полк третей смены летчиков, занявших место погибших пилотов. За три летних месяца гибнет половина эскадрильи, что, в общем, и неудивительно, сами герои признаются, что в училище их научили только взлету и посадке.
Отдельной темой в фильме показана трагическая любовь на войне. Старший лейтенант Ромео влюбляется в летчицу соседнего полка и по ускоренной программе женится на ней. Их любовь оказывается недолгой – в очередном бою смертельно ранят Ромео, а Машу с напарницей сбивают во время их ночной бомбардировки. К концу фильма в боях гибнет практически вся вторая «поющая» эскадрилья.
«Через кладбище»» («Беларусь фильм», 1964 год)
Эту военную ленту ЮНЕСКО включила в список 100 наиболее значимых фильмов о Второй мировой войне.
СЮЖЕТ
Действие происходит в 1942 году. Группа белорусских партизан должна подорвать немецкие военные эшелоны. Молодого парня Михася отправляют на смертельно опасное задание, он должен принести снаряды из сторожки механика, но сталкивается с немцами. Фильм снимался в 1960-х годах, и на волне «оттепели» авторы одними из первых в советском кино представили шок и разочарование людей, увидевших реальную войну. Ведь настоящая жизнь сильно отличалась от военной пропаганды.
«Соленая река детства» («Казахфильм», 1982 год)
СЮЖЕТ
1943 год. Глубокий тыл. По реке Сырдарья переправляются грузы, необходимые для тыла и фронта. Герои фильма — старик Зейнолла и обездоленные войной подростки Дарига, Мухтар и Амир перевозят грузы на легких лодках-канках. Когда погибает старик, подростки остаются наедине с суровой и капризной рекой. Война перерождает юных героев, заставляя задумываться о больших жизненных проблемах и нравственных критериях.
«Воскресный день в аду» (Литовская киностудия, 1987 год)
СЮЖЕТ
Русский и литовец сбегают из концлагеря и попадают на приморский пляж, в зону отдыха эсэсовцев. Один из них идеально говорит по-немецки, другой знает на нем несколько фраз. На пляже они проводят день: ищут одежду и еду, вынужденно общаются. Фашистский мир — абсолют культуры потребления и элементарного обывательства. Заканчивается всё советской бомбежкой.
«Чистое небо» («Киргизфильм», 1961 год)
СЮЖЕТ
История любви Героя Советского Союза, летчика Астахова и девочки, вчерашней школьницы Саши. Им суждено выло пробыть вместе неделю. А дальше – долгая разлука. И война – это только начало испытаний, после которых вчерашнего героя, побывавшего в плену, исключают из партии и лишают всех званий. Но любовь и поддержка Саши помогают справиться со всеми невзгодами. Весь трагизм заключается не только в тяжелых военных днях, но и той жизни, которая ждет после войны: сегодня ты – герой, а завтра – предатель.
«Я тебя помню» («Узбекфильм, 1985 год)
Фронт был далеко от Узбекистана, но республика в 1941-1945 годах приняла миллионы эвакуированных, поэтому война очень остро переживалась здесь. Общая беда зашла в каждый дом. Эти боль утрат и радость победы находили отражение в военных фильмах советской эпохи.
СЮЖЕТ
Война в восприятии отдельного человека – сына погибшего на фронте солдата. Невероятно личная картина, смелый эксперимент, слом кинематографических канонов. Картина обладает странным, но очень действенным гипнотическим эффектом. В ней нет сюжета в классическом понимании – лишь цепь случайных встреч, которые оказываются, на самом деле, вовсе не случайными. Это глубочайшее погружение в бездны человеческой души, абсолютно медитативное полотно, где значима каждая деталь. Фильм основан на реальных событиях.
«Солдат и слон» («Арменфильм», 1977 год)
СЮЖЕТ
Весна 1945-го. Война близится к концу, идут бои на территории Германии. Именно в это время предстоит случиться, казалось бы, невероятной истории. В самый разгар штурма одного из зданий советскими солдатами был найден слон. С этого момента пересекаются дороги рядового Арменака и слона Габуша. Арменак получил приказ вывести животное из-под огня и доставить его в Ереванский зоопарк. Прежде чем они достигнут своей цели, им предстоит пройти по следам, оставленным страшной войной.
«На дальних берегах» («Азербайджанфильм», 1958 год)
СЮЖЕТ
Фильм о самом результативном партизане Италии — об азербайджанце Мехти Гусейнзаде («Михайло») действовавшем при интернациональном отряде югославских партизан (Словенское Приморье Адриатики, Италия). Этот человек стоил целой дивизии. В начале 1944 года Мехти Гусейнзаде с группой товарищей бежал из лагеря в Италии и присоединился к югославским партизанам. Одни помыслы и одна цель породнили их. В августе 1942 Мехти Гусейнзаде был ранен и взят в плен под Сталинградом. Теперь в 1944 знание нескольких европейских языков, смелость в бою и опыт сделали его главным диверсантом в отряде. Чаще всего он действует под видом немецкого офицера, его смелые операции и подрывы граничат с безумием и всегда успешны.
«Клятва Тимура» (Объединенная Сталинабадская киностудия и Союздетфильм, Таджикистан, 1942 год).
СЮЖЕТ
Кинокартина является продолжением фильма «Тимур и его команда», рассказывает о жизни Тимура и его друзей в первые дни Великой Отечественной. Аркадий Гайдар приступил к работе над сценарием на второй день после начала войны, по срочному заданию Комитета по делам кинематографии. Фильм стал программным, показал детям всей страны, как помочь взрослым победить фашистов.
«Радуга» (снят в Туркменской ССР в при участии сотрудников эвакуированной Киевской киностудии, 1943 год).
СЮЖЕТ
Фильм поставлен по одноименной повести Ванды Василевской и рассказывает о героической борьбе советских патриотов, жителей украинского села Нова Лебедивка, против гитлеровских оккупантов.
«Илга-Иволга» («Рижская киностудия», 1972 год)
СЮЖЕТ
Фильм о непростых реалиях времен Великой Отечественной на подконтрольной немцами территории.
«Люди в солдатских шинелях» («Таллинфильм», 1968 год).
СЮЖЕТ
Фильм рассказывает о Моонзундской десантной операции, осуществленной в 1944 году войсками Ленинградского фронта совместно с Балтийским флотом.
«Кодовое название — Южный гром» («Молдова-фильм», 1980 год).
СЮЖЕТ
Фильм повествует о Ясско-Кишиневской операции и, что не менее важно, о людях, на плечах которых лежал подчас практически неподъемный груз ответственности за себя, своих близких, а главное — за свою Родину и ее будущее.
Военные фильмы каждый режиссер видит по-своему. Для одних военный конфликт – это эпические батальные сцены, для других – непростые отношения людей, живущих в постоянном страхе быть убитыми. Так или иначе, фильмы про войну никого не оставляют равнодушными. Вместе с их героями мы переживаем страх и радость, надежду и отчаяние. А еще – огромную гордость за нашу Победу!
Информационный Центр ДДнТ