Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
  • Главная
  • Новости
  • Во что «обряжают» медведя и кто такой дедушка Балтай

Во что «обряжают» медведя и кто такой дедушка Балтай

admin 14.06.2020

(14 июня 2020) Сегодня завершается многодневный Республиканский фестиваль мордовской (эрзя) культуры «Балтай», который в этом году из-за эпидемиологической обстановки проходит в формате онлайн. Редакция портала Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана изучила историю и традиции праздника.

«Балтай» — один из старейших традиционных праздников мордовского народа. Есть праздники, которые словно живой ключ поит студеной водой всех к нему пришедших. Именно таков праздник мордовской культуры «Балтай» — праздник любви, добродушного веселья и народной традиции. Он — окно в мир мордовского этноса.

Снимок

Родина Балтая

В Татарстане родиной Балтая принято считать село Мордовская Кармалка Лениногорского района, расположенное у мощного источника в предгорьях Урала. На ритуальной поляне здесь испокон века собирались мордва — эрзяне. Они твердо помнят: чтобы сохранить душу своего народа — надо беречь свои обычаи. Праздник существует свыше 100 лет. В этот день мордва вспоминают своих предков, первыми переселившихся на эти земли, владычицу лесов Виряву и хозяина леса Медведя.

История праздника

Из поколения в поколение передается легенда о происхождении праздника. О том, как пришли в эту местность эрзяне несколько сот лет тому назад. Здесь были дикие непроходимые леса, речка, чистейший источник бил из земли. Так и порешили — остановиться здесь.

Начали валить вековые деревья, расчищать землю под огороды, ставить добротные избы. И все бы хорошо, да медведи одолевали. Потревожили эрзяне исконных хозяев лесных дебрей. И началась настоящая война с лесным царем — война за выживание. Медведи задирали скот, нападали на людей. Косолапых тут было полно. Но все же человек победил лютого зверя. И вот в знак этой победы возник древний праздник «Балтай». Он получился светлым и веселым.

147

Как празднуют

С самого утра в селе проходят всевозможные ритуалы. Действие начинается на лесной поляне. Из односельчан по жребию выбирают трех молодых парней — медвежью семейку – «медведя», «медведицу» и «медвежонка», которых обвязывают кленовыми ветками так, что и лиц не видно, только прорезь для глаз и чтобы получилась пышная шуба. При этом поют старинные мордовские песни, где рассказывается о тяжелом труде крестьян, про обычаи выдавать молодых девушек не по любви, а за немилых, богатых и старых.  В обряде одевания могут принять участие все желающие.

После «обряжения медведя», под звуки народного инструмента нудея все лесное семейство выходит на большую поляну, все встают в хоровод вокруг «медведей», благодарят их за богатые дары леса. Здесь же затеваются веселые народные игры, самая популярная среди которых – это сбор кикерок (лыковых шариков) с завязанными глазами.

После ритуального хоровода «медведи» в сопровождении участников Балтая под старинные мордовские песни возвращаются в село и обходят все его улицы. «Медведи» желают добра каждому дому. Весь обряд сопровождается фольклорными песнями и танцами, заканчивается шествие на центральной улице, возле колодца, где происходил обряд раздевания лесного зверя.

Несказанное веселье и заветное желание для детей — выхватить заветную кленовую веточку из медвежьей одежды при раздевании «зверя» и сохранить ее на счастье. Эта веточка и есть символ победы человека над диким животным. Все присутствующие на празднике «обдирают медведей», стараясь выдернуть кленовую веточку из «шубы» и овеять ею друг друга. И чем больше «худеют» «медведи», тем больше ликует народ. По преданию, чем больше взмахов веточкой сделают, тем больше благ достанется каждому. А если веточку смочить колодезной водой, то и того больше. В это же время молодежь и дети обливают друг друга водой, прося у Бога дождя. Это символизирует обилие дождей, а значит – хороший урожай.

На праздник «Балтай» в это село приезжают из всех мордовских сел. Здесь происходят встречи, знакомства. Люди вместе идут по «медвежьему пути» неторопливо по деревне, подходят к каждому двору, поют, принимают угощения от добрых хозяев домов. После церемонии прощания, все участники садятся за праздничный стол, на центральной улице, щедро накрытый деревней для всех хранителей фольклора. А кто-то обязательно расскажет местную легенду о дедушке Балтае.

Балтай

Дед Балтай

По преданию, в 1902 году появился Дед-Балтай (в других местах его называют «Овто чи» или «Медень чи») — отшельник (ведун, жрец) жил у родника в лесу, возле села Мордовская Кармалка (его вода, по словам местных жителей, до сих пор исцеляет людей), который однажды, чтобы позабавить детвору, нарядил себя кленовыми ветками и как медведь – хозяин леса прошел по деревне, заглядывая в каждый угол.

Этот праздник с годами немного изменился, приобрёл другие черты, но смысл того, что лесные жители несут людям здоровье и благополучие – сохранился. В его основе лежат языческие моления в честь хозяина леса – медведя. Уже несколько лет у  праздника «Балтай» в Татарстане статус республиканского.

Наши дни

Уникальность праздника в том, что на территории Татарстана он проводится только в Мордовской Кармалке, и сельчане очень гордятся верностью традициям предков. По обычаю, этот праздник отмечается в первое воскресенье после Святой Троицы. Ежегодно «Балтай» собирает фольклорные мордовские коллективы из разных районов Татарстана и Поволжья. Гул праздника не утихает до позднего вечера, и долго над Мордовской Кармалкой не умолкают мордовские песни. Удивительно, что все коллективы объединены одной мордовской культурой и в то же время имеют отличные друг от друга костюмы. Именно поэтому на поляне «Балтай» всегда царит атмосфера уникального колоритного праздника.

Еще одна особенность «Балтая» связана с тем, что его нельзя приукрасить или сделать официальным. Это истинно фольклорный праздник, сохранивший свой особенный дух, свою самобытную красоту и ему присущие старинные народные традиции. Может, поэтому он заряжает своим настроением всех, кто хоть раз попал в Кармалку на «Балтай».

Справка:

Согласно последней переписи, в Татарстане проживают около 20 тысяч представителей мордвы. Национально-культурная автономия мордвы Татарстана зарегистрирована в 2001 году. Это региональная общественная организация под руководством Натальи Сабитовой, работает в составе Межрегионального движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народов и Ассамблеи народов Татарстана с целью содействия развитию мордовской культуры и языка. Компактно представители мордвы проживают в Тетюшском районе (мокша), на юго-востоке Республики (эрзя), уникальная этническая группа мордва-каратаи – в Камскоустьинском районе.

НКА мордвы Татарстана работает в контакте с Исполкомом движения мордовского народа, Министерством Мордовии по национальной политике, Министерством культуры и Министерством образования Республики Мордовия, органами государственной власти Республики Татарстан. Национально-культурная автономия мордвы Татарстана – это сетевая структура, в которую входят местные национально-культурные объединения мордвы в Тетюшах, Набережных Челнах, Казани, Нижнекамске и Бугульме, три школы с национально-культурным мордовским компонентом, пять воскресных школ, национальные творческие коллективы, народные музеи и культурные центры в каждом компактном поселении мордвы.

Информационный Центр ДДнТ

 

Продолжить чтение

Назад: #БалтайОнлайн знакомит с традиционным головным убором эрзя
Далее: В Татарстане отмечают праздник мордовской эрзя культуры «Балтай»














Дни рождения

1 июля
Альбина Шадрина
11 июля
Данил Мустафин
13 июля
Ирада Аюпова
15 июля
Фируза Габдрахманова
20 июля
Арсен Савва
23 июля
Сергей Новиков
23 июля
Алхамсс Ясер Шафик
4 августа
Юлия Абдреева
4 августа
Теа Пертая
4 августа
Ольга Купоросова
banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57