Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • Во что «обряжают» медведя и кто такой дедушка Балтай

Во что «обряжают» медведя и кто такой дедушка Балтай

admin 14.06.2020

(14 июня 2020) Сегодня завершается многодневный Республиканский фестиваль мордовской (эрзя) культуры «Балтай», который в этом году из-за эпидемиологической обстановки проходит в формате онлайн. Редакция портала Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана изучила историю и традиции праздника.

«Балтай» — один из старейших традиционных праздников мордовского народа. Есть праздники, которые словно живой ключ поит студеной водой всех к нему пришедших. Именно таков праздник мордовской культуры «Балтай» — праздник любви, добродушного веселья и народной традиции. Он — окно в мир мордовского этноса.

Снимок

Родина Балтая

В Татарстане родиной Балтая принято считать село Мордовская Кармалка Лениногорского района, расположенное у мощного источника в предгорьях Урала. На ритуальной поляне здесь испокон века собирались мордва — эрзяне. Они твердо помнят: чтобы сохранить душу своего народа — надо беречь свои обычаи. Праздник существует свыше 100 лет. В этот день мордва вспоминают своих предков, первыми переселившихся на эти земли, владычицу лесов Виряву и хозяина леса Медведя.

История праздника

Из поколения в поколение передается легенда о происхождении праздника. О том, как пришли в эту местность эрзяне несколько сот лет тому назад. Здесь были дикие непроходимые леса, речка, чистейший источник бил из земли. Так и порешили — остановиться здесь.

Начали валить вековые деревья, расчищать землю под огороды, ставить добротные избы. И все бы хорошо, да медведи одолевали. Потревожили эрзяне исконных хозяев лесных дебрей. И началась настоящая война с лесным царем — война за выживание. Медведи задирали скот, нападали на людей. Косолапых тут было полно. Но все же человек победил лютого зверя. И вот в знак этой победы возник древний праздник «Балтай». Он получился светлым и веселым.

147

Как празднуют

С самого утра в селе проходят всевозможные ритуалы. Действие начинается на лесной поляне. Из односельчан по жребию выбирают трех молодых парней — медвежью семейку – «медведя», «медведицу» и «медвежонка», которых обвязывают кленовыми ветками так, что и лиц не видно, только прорезь для глаз и чтобы получилась пышная шуба. При этом поют старинные мордовские песни, где рассказывается о тяжелом труде крестьян, про обычаи выдавать молодых девушек не по любви, а за немилых, богатых и старых.  В обряде одевания могут принять участие все желающие.

После «обряжения медведя», под звуки народного инструмента нудея все лесное семейство выходит на большую поляну, все встают в хоровод вокруг «медведей», благодарят их за богатые дары леса. Здесь же затеваются веселые народные игры, самая популярная среди которых – это сбор кикерок (лыковых шариков) с завязанными глазами.

После ритуального хоровода «медведи» в сопровождении участников Балтая под старинные мордовские песни возвращаются в село и обходят все его улицы. «Медведи» желают добра каждому дому. Весь обряд сопровождается фольклорными песнями и танцами, заканчивается шествие на центральной улице, возле колодца, где происходил обряд раздевания лесного зверя.

Несказанное веселье и заветное желание для детей — выхватить заветную кленовую веточку из медвежьей одежды при раздевании «зверя» и сохранить ее на счастье. Эта веточка и есть символ победы человека над диким животным. Все присутствующие на празднике «обдирают медведей», стараясь выдернуть кленовую веточку из «шубы» и овеять ею друг друга. И чем больше «худеют» «медведи», тем больше ликует народ. По преданию, чем больше взмахов веточкой сделают, тем больше благ достанется каждому. А если веточку смочить колодезной водой, то и того больше. В это же время молодежь и дети обливают друг друга водой, прося у Бога дождя. Это символизирует обилие дождей, а значит – хороший урожай.

На праздник «Балтай» в это село приезжают из всех мордовских сел. Здесь происходят встречи, знакомства. Люди вместе идут по «медвежьему пути» неторопливо по деревне, подходят к каждому двору, поют, принимают угощения от добрых хозяев домов. После церемонии прощания, все участники садятся за праздничный стол, на центральной улице, щедро накрытый деревней для всех хранителей фольклора. А кто-то обязательно расскажет местную легенду о дедушке Балтае.

Балтай

Дед Балтай

По преданию, в 1902 году появился Дед-Балтай (в других местах его называют «Овто чи» или «Медень чи») — отшельник (ведун, жрец) жил у родника в лесу, возле села Мордовская Кармалка (его вода, по словам местных жителей, до сих пор исцеляет людей), который однажды, чтобы позабавить детвору, нарядил себя кленовыми ветками и как медведь – хозяин леса прошел по деревне, заглядывая в каждый угол.

Этот праздник с годами немного изменился, приобрёл другие черты, но смысл того, что лесные жители несут людям здоровье и благополучие – сохранился. В его основе лежат языческие моления в честь хозяина леса – медведя. Уже несколько лет у  праздника «Балтай» в Татарстане статус республиканского.

Наши дни

Уникальность праздника в том, что на территории Татарстана он проводится только в Мордовской Кармалке, и сельчане очень гордятся верностью традициям предков. По обычаю, этот праздник отмечается в первое воскресенье после Святой Троицы. Ежегодно «Балтай» собирает фольклорные мордовские коллективы из разных районов Татарстана и Поволжья. Гул праздника не утихает до позднего вечера, и долго над Мордовской Кармалкой не умолкают мордовские песни. Удивительно, что все коллективы объединены одной мордовской культурой и в то же время имеют отличные друг от друга костюмы. Именно поэтому на поляне «Балтай» всегда царит атмосфера уникального колоритного праздника.

Еще одна особенность «Балтая» связана с тем, что его нельзя приукрасить или сделать официальным. Это истинно фольклорный праздник, сохранивший свой особенный дух, свою самобытную красоту и ему присущие старинные народные традиции. Может, поэтому он заряжает своим настроением всех, кто хоть раз попал в Кармалку на «Балтай».

Справка:

Согласно последней переписи, в Татарстане проживают около 20 тысяч представителей мордвы. Национально-культурная автономия мордвы Татарстана зарегистрирована в 2001 году. Это региональная общественная организация под руководством Натальи Сабитовой, работает в составе Межрегионального движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народов и Ассамблеи народов Татарстана с целью содействия развитию мордовской культуры и языка. Компактно представители мордвы проживают в Тетюшском районе (мокша), на юго-востоке Республики (эрзя), уникальная этническая группа мордва-каратаи – в Камскоустьинском районе.

НКА мордвы Татарстана работает в контакте с Исполкомом движения мордовского народа, Министерством Мордовии по национальной политике, Министерством культуры и Министерством образования Республики Мордовия, органами государственной власти Республики Татарстан. Национально-культурная автономия мордвы Татарстана – это сетевая структура, в которую входят местные национально-культурные объединения мордвы в Тетюшах, Набережных Челнах, Казани, Нижнекамске и Бугульме, три школы с национально-культурным мордовским компонентом, пять воскресных школ, национальные творческие коллективы, народные музеи и культурные центры в каждом компактном поселении мордвы.

Информационный Центр ДДнТ

 















Дни рождения

16 мая
Гульнара Галиакберова
21 мая
Любовь Тукаева
22 мая
Фарид Мухаметшин
22 мая
Игорь Баринов
26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
3 июня
Дмитрий Самаренкин
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57