(30 ноября 2017) Вопрос сохранения и развития языков народов России нужно решать на федеральном уровне, считает председатель Комитета Госдумы по делам национальностей. Ильдар Гильмутдинов направил ряд предложений в Министерство образования и науки РФ.
Предложения к федеральному министерству звучат следующим образом:
– Проработать вопросы создания и поддержки системы обучения родным языкам;
– Рассмотреть возможность ежегодного проведения всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному дню родного языка;
– Разработать план мероприятий по преодолению сокращения количества ученых и научных коллективов, занимающихся изучением языков;
– Министерству образования и науки РФ с Российской академией наук провести анализ достаточности современных образовательных услуг дополнительного образования, обратив особое внимание на детей, проживающих в сельской местности;
– Правительству РФ совместно с Академией наук представить предложения по повышению эффективности фундаментальных научных исследований в сфере сохранения и развития языков народов;
– Обеспечить бесплатную довузовскую подготовку и иные льготы для приема абитуриентов в образовательные организации высшего образования по группе специальностей «языкознание»;
– Разработать меры по совершенствованию системы педагогического образования, системы подготовки учителей по родным языкам народов России, подготовки специалистов для работы с двуязычными обучающимися;
– Подготовить предложения по проведению региональных и межрегиональных фестивалей языков и т.д.;
– Разработать и реализовать меры по совершенствованию системы мониторинга состояния развития языков народов РФ;
– Подготовить предложения по возрождению института национальных школ;
– Рассмотреть вопрос о включении в перечень всероссийских олимпиад школьников проведению олимпиады по государственным языкам субъектов РФ;
– Рассмотреть вопросы создания Совета по этнокультурному образованию при Министерстве образования и науки РФ;
– Рассмотреть вопрос о создании центра по методическому сопровождению изучения языков народов РФ;
– Проработать вопрос об усилении на федеральном уровне научно-экспертного методического обеспечения деятельности образовательных организаций субъектов Федерации в вопросах изучения и преподавания государственного языка РФ, государственных языков республик в составе РФ, родных языков из числа народов РФ;
– Обеспечить привлечение к написанию учебников по языкам народов России научные и образовательные организации высшего образования, расположенные в субъектах РФ или передать полномочия этим структурам;
– Необходимо внести изменения в порядок формирования федерального перечня учебников, предусмотрев право на проведение научно-педагогических экспертиз учреждениям федерального подчинения, расположенным на территории субъектов РФ;
– Совершенствовать порядок формирования федерального перечня учебников, предусмотрев механизмы поддержки создания и издания учебников;
– Обеспечить нормативно инструктивно-методическое внедрение с обязательной предметной областью «родной язык и литература» в образовательных программах начального общего и основного среднего образования;
– Разработать единые рекомендации по преподаванию и изучению государственных языков в общеобразовательных организациях субъектов РФ;
– Рассмотреть вопрос о регламентации изучения государственных языков республик РФ в новой редакции ФГОС и примерных образовательных программ.