Роль международного права и российского законодательства в реализации прав российских граждан в духовно –нравственной сфере и родного языка.
Ключевые слова: Международное право, федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации социально-экономическая и этноконфессиональная стабильность, федерализм, право на гражданство, право на образование, права человек и гражданин;право на изучение родного языка; право на выбор убеждений и религий; языковая политика федеративного государства; Всеобщая Декларация прав человека ООН, (1948), Европейская Хартия региональных языков или языков меньшинств(1992), Конституция РФ (1993), Конституция Республики Татарстан(1992) и иные нормативно – правовые акты в сфере культуры, языка и этноконфессиональных отношений; роль СМИ и иных Медео ресурсов по минимизации различныхдефиниций- фобий( греч.phobia-страх) из лексикона журналистов и в интернет ресурсах.
В современном законодательстве заложены основополагающие принципы , задающие основной вектор развития и защиты духовно-нравственных ценностей, культуры и языка в условиях интеграционных процессов в глобальном мире. По мнению ученых, с одной стороны, глобализация ведет к тому, что основные экономические решения принимаются за привлечение капитала, происходит унификация социальных стандартов, а с другой стороны вошли в практику неравномерное распределение богатства между странами. При этом очень важно понять, если эти процессы не учитывают баланс интересов всех субъектов правоотношений современного социума, а это может привести конфликту современных цивилизаций. Разумеется, указанная проблема непосредственно затрагивают и культурно-духовную сферу различных народов, нации и этносов. Общеизвестно , в мире насчитывается 3-4 тысячи народов , существуют десятки цивилизаций и более 20 языковых семьей. И от того каков будет конструктивный диалог между ними завесить социально-экономическая и этноконфессиональная стабильность как глобальном , так и региональном уровнях. Общеизвестно, язык для любого этноса является, пожалуй, самым сакральным феноменом. Поэтому любое неосторожное решение по ограничению прав человека по признаку языка, религии и убеждений международным правом признается дискриминацией, способной вызвать недоверие между людьми, принадлежащих к различным этносом. Конфликт в переводе с латинского означает «столкновение». В случаях, когда в качестве объекта конфликта выступает духовной или языковой составляющее, то возникает угроза конфликта на почве этноконфессионального характера. Если же объектом конфликта выступает конкретная территория суверенного государства, то формируется территориальный конфликт.
В протяжении всей эволюции разных цивилизаций человечество прошло тернистую дорогу, постоянно находясь в пучине конфликтов. Только в современном этапе своего развития , на стыке XX-XXI в.в. достигнутое развитие во всех областях позволяет констатировать, что нынешнее состояние взаимоотношения различных нации способно регулироваться международным правом и национальным законодательством всех 193 государств, являющихся субъектами ООН. Правильно акцентируется в этом смысле в научной литературе, что «Языковую политику можно квалифицировать по степени юридических полномочий на централизованную и нецентрализлованную» . В иерархии законодательного массива, по регулированию исследуемой сферы, наиболее концептуального характера правовыми актами признаны: Всеобщая Декларация прав человека ООН, (1948), Европейская Хартия региональных языков или языков меньшинств(1992), Конституция РФ (1993), а для нашей многонациональной республики- Конституция Республики Татарстан(1992) и иные нормативно – правовые акты, изданные всеми субъектами правотворчества в соответствии с международного права и национального законодательства.
Несмотря на наличие самых разнообразных вызовов в современном мире, все же благодаря наличию международного права, в протяжении 70 лет мировому сообществу удается не допускать третьей мировой войны. С течением этого времени, подтвержден позитивный факт, насколько были прозорливы основатели ООН в лице антифашистской коалиции, которые в 1945 году, создали этого уникального международного института с целью недопущения, так называемого в науке политологии « конфликта цивилизаций», способного привести к коллапсу.
В этом смысле основным фактором мирного сосуществования современного социума однозначно «право» является универсальным и легитимным регулятором социальной жизни. Современное право и созданные на его основе органы государства и иные институты гражданского общества обеспечивают мирное развитие, и сдерживает всплеск всех видов радикализма. Поскольку ныне господствуют в мире такие категории как приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Только соблюдая их, и неукоснительно выполняя основанных на них международных обязательств государство образующие народы, могут избежать потенциальных угроз столкновений цивилизации. Не случайно в научных исследованиях, посвященных этим жизненно важным для нашей цивилизации констатируется, что: «Здесь важна интеграция усилий. Только вместе, сообща можно наращивать процесс упрочения правовых начал в жизни общества. Выявляя общее и особенное в конституционных ценностях различных стран, мы определяем магистральный путь развития. Одному государству в изоляции от мировых процессов невозможно развиваться.
В отличие от глобализации в сфере экономики юридическая глобализация означает универсализацию юридического языка, норм, создание универсальных юридических инструментов и всеобщего признания основных ценностей, таких, как демократия, права человека, правовое государство. Размышляя о важности на современном этапе консолидации усилия всех субъектов международного права, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун констатирует, что «Благодаря обмену идеями между представителями различных стран и отраслей научных знаний мы можем найти решения взаимосвязанных проблем, являющихся источником жестоких страданий для масс людей. Образование же может способствовать прогрессу по всем этим направлениям».
В настоящее время в условиях кризисных явлений между востоком и западом, особенно в связи с событиями социально-экономического кризиса на разных частях мира востребовано консолидация и всех субъектов правоотношений Евразийском пространстве. Вдвойне это становится актуальной после подписания 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Площадь входящих в него стран составляет 20 млн кв .км, численность населения 170 млн. человек , которые представляют всю мозаику народов и нации Евразийского пространства. Особенно это касается в области гуманитарного образования способного при умелом применении сглаживать противоречия между разными этносами в сфере языка, культуры и духовно-нравственных ценностей. В рамках такого ведения предполагается развивать межвузовскую кооперацию различных государств , привлекать ведущих специалистов и профессоров РФ и зарубежных стран для преподавания обще цивилизационных дисциплин , выявлять и поощрять талантливую молодежь. В этом контексте является весьма важным , что в очередном Послании Президента РФ В.В.Путина поставлена общенациональная задача поддержки и сбережения талантливой части молодежи. Для этого признан целесообразным, материально заинтересовать талантливых детей, в будущем способных дать мощный импульс прогрессу во всех областях России.
В научной литературе констатируется, что в Татарстане вузовское направление политики по формированию нового поколения является приоритетным. Усилить влияние высшей школы на развитие республики призвана модернизация высшей школы. Разумеется, модернизация высшей школы в Республике Татарстан — часть общероссийской программы инновационного развития этого сектора образования. Основной проблемой системы образования любой страны является качество. Именно низкие показатели этого параметра требуют модернизации всей системы. Препятствиями на этом стратегическом участке преобразований выступают монополия на принятие решений по образовательным программам, непрофессионализм «эффективных менеджеров», препятствия на пути подготовки творчески мыслящих специалистов, ошибочное уподобление системы образования производству образовательной «продукции», формализм, сопряженный со ставкой на тестирование как преимущественную форму проверки знаний. Именно исходя из актуальности модернизации образовательной системы в Татарстане началась реализация Стратегии развития образования «Килечек» («Будущее»), рассчитанная на 2010-2015 гг . Уникальным проектом еще является, функционирующей на региональном уровне такой феномен как картинг, признанной лучшим в России по обучению школьников автовождению. Не случайно татарстанские пилоты , вышедшие из картинга становятся чемпионами в различных международных ралли -марафонах и по автокроссах. В области профессионального образования Стратегия предполагает ориентацию на интеграцию профессионального образования с региональной экономикой на уровне лучших международных стандартов.
В силу этих обстоятельств Российская Федерация в своей внутренней политике регулирования прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов следует подходам, принципам и рекомендациям, выработанных международным правом. Возложенные международным правом на государств- членов ООН прямых обязательств, налагаемых, в том числе Европейской Рамочной Конвенцией по правам меньшинств, существуют весьма важный для области охраны прав меньшинств пакет рекомендаций, разработанный экспертами ОБСЕ в рамках деятельности Комиссара по правам меньшинств, в частности Гаагские рекомендации о правах национальных меньшинств на образование (1996 ). Только их учет всеми субъектами правоотношений от федерального уровня до регионов и местных органов самоуправления позволит России выйти на траекторию настоящего осуществления Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, которая, безусловно, разработана с учетом Европейской Хартии Региональных языков или языков меньшинств, принятой в Страсбурге 5 ноября 1992 года.
Кроме этого важным международным актом в области прав человека и национальных меньшинств для России признан Международный пакт о гражданских и политических правах(1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(1966), Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.). Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств (1995). Цель этих и других международных документов — сформулировать правовые принципы, которые государства обязуются соблюдать для обеспечения защиты национальных меньшинств.
Понятия «национальное меньшинство» и «этническое меньшинство» в России признаны как синонимы. Не ставится вопрос о поиске различий между национальными меньшинствами и местными этническими сообществами, хотя в отдельных случаях подразумевается, что этническая группа — это местное население, а национальные меньшинства — пришлое население. В то же время этот подразумеваемый смысл не ограничивает как первых, так и вторых в правах, защищающих меньшинства, например, по вопросам политических и избирательных прав и свобод»2.Российское законодательство оказывает поддержку, прежде всего, тем этническим группам, которые ведут аборигенный образ жизни и обладают официально признанным статусом коренных малочисленных народов. Страсбургский саммит (1997) вынес решение «расширять сотрудничество в отношении защиты всех лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам». Понятие «лица, принадлежащие к национальным меньшинствам» можно интерпретировать либо, как официально признаваемые категории, путем перечисления меньшинств в списке, либо как категории, оказывающиеся на положении меньшинства. В российском законодательстве применяется как первый вариант, прежде всего, в отношении коренных малочисленных народов, так и второй вариант — в отношении сообществ, пользующихся правом на национально-культурную автономию. Не считаются дискриминационными «специальные меры, принимаемые для обеспечения адекватного представительства национальных меньшинств и этнических групп, которые в действительности из-за политических, экономических, религиозных, социальных, исторических и культурных условий лишены возможности пользоваться равным с остальным населением положением в отношении политических и избирательных прав и свобод. Таким образом, проблемы правового сопровождения любого решения на любом уровне , связанные, с реализации прав человека и гражданина в сфере языка , культуры и образования должно базироваться на международное право и национальное законодательства принятого с учетом международного право и судебная власть как независимая власть должно при осуществления правосудия во главу угла ставить неукоснительность принципа верховенство международного права. Как показывает практика отход от этого принципа отдельных ведомственных актов порой способен не только дискредитировать тех государств , которые конституционно провозгласили себе правовыми государствами , но и спровоцировать в многонациональном и многоконфессиональном государстве этноконфессиональные конфликты, тем самым нанести ущерб национальной безопасности самого государства. На наш взгляд, первопричиной возникновения Украинского кризиса является опрометчивая этноконфессиональная политика этого государства, отрицающая очевидного для любой многонациональной страны принципа федеративного устройства государственности. К каким драматическим последствиям может привести игнорирование естественных прав человека, подкрепленный международным правом на родной язык, самобытную духовно-нравственную культуру подтверждает печальные события в братской Украине. В этом месте, следует заметить именно признание Российской Федерацией прав граждан многонациональной Крымской республики путем предоставления статуса государственного языка на русский, украинский и татарский языки позволило достичь общенационального согласия в Республике Крым, входящих в состав Российской Федерации в результате проведенного всенародного референдума в качестве самостоятельного ее субъекта. Как указано в Программе действий Женевской конференции, принятой в 1996 г. в Женеве Международной конференцией по проблемам беженцев и мигрантов в Содружестве Независимых Государств, внутренняя государственная политика, а также внешнеполитическое сотрудничество по вопросам защиты меньшинств на основе международного права являются для России одним из условий межэтнического межконфессионального мира и стабильности. При этом следует констатировать, что для всех субъектов ООН важнейшей международной нормой в области защиты прав национальных меньшинств остается до сегодняшнего дня статья 27 Международного Пакта о гражданских и политических правах и п.1 ст.2 Международной об экономических, социальных и культурных правах.
Файзуллин Г. Г.- Представитель ИД “Право и государство-пресс” по РБ и РТ, член редколлегии Евразийского юридического журнала, к.ю.н, доцент, Заслуженный юрист Республики Башкортостан.
.