(5 января 2016) Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения режиссера фильма «Гостья из будущего», героиня которого — Алиса Селезнева — стала кумиром миллионов детей разных национальностей и возрастов.
«Думаю, что человек должен быть честен и перед собой, и перед близкими, и перед Отечеством, как бы сложна его жизнь ни была, хотя понимаю, что многое с трудом дается, с большим, великим трудом, и физическим, и нравственным, каким угодно». — Павел Арсенов
Павел Арсенов родился 5 января 1936 года в Тбилиси.
В Тбилиси он окончил геологоразведочный институт, однако по профессии почти не работал, а устроился рабочим на киностудию «Грузия-фильм», что и определило его дальнейшую судьбу. Вскоре он переехал в Москву, где трудился на студии научно-популярных фильмов и учился во ВГИКе в мастерской Г.Рошаля. В 1963 году он окончил ВГИК, и стал ассистентом режиссера на студии имени Горького. В этом качестве он принял участие в работе над фильмом «Приключения Кроша» в 1962 году, затем снял самостоятельно два короткометражных фильма — «Подсолнух» в 1963 году и «Лелька» в 1966-м. Также в 1967 году им была снята забавная авантюрная мелодрама «Спасение утопающего».
Следующей работой Павла Арсенова в кино стала фантастическая сказка «Король-олень», снятая в 1969 году. Экранизируя пьесу итальянца Карло Гоцци, Арсенов соединил на экране условность комедии дель орте с традициями российских музыкальных романтических киносказок. Изумительный актерский состав фильма в лице Юрия Яковлева, Сергея Юрского, Олега Ефремова, Елены Соловей и Олега Табакова отлично разыграл трогательную историю о том, как любящее сердце способно узнать своего избранника в любом обличии. Нарисованные олени, игрушечные лошади не кажутся наивными, а удивительно точно передают на экране фантастическую условность.
Психологическая драма «И тогда я сказал «нет», снятая Арсеновым в 1973 году, повествовала о сложных взаимоотношениях в подростковой уличной среде послевоенного Тбилиси, и отдавала дань непростому детству режиссера. Сразу вслед за этим фильмом в 1975 году им была снята музыкальная сказка «Вкус халвы». Это был рассказ о приключениях известного героя восточных сказок Ходжи Насреддина в детстве.
Далее Арсенов снял две романтические мелодрамы о первой любви — «Смятение чувств» в 1978 году, и «С любимыми не расставайтесь» в 1979 году. Обе картины получили премии на Всероссийских кинофестивалях среди детских фильмов в 1979 и 1980 годах.
Потом последовал почти пятилетний перерыв в деятельности режиссера, а в 1984 году им был снят фильм для детей «Гостья из будущего».
Фильм снимался трудно, в его успех почти никто не верил, студийное и телевизионное начальство считало, что подобные истории советским школьникам не нужны. Денег на «создание» Москвы XXI века и зоопарка инопланетных животных катастрофически не хватало. И все-таки фильм удался благодаря игре актеров, доброму и остроумному сценарию Кира Булычева, обаянию исполнителей главных ролей Наташи Гусевой и Леши Фомкина, и конечно же — благодаря энтузиазму Павла Арсенова.
Многосерийная картина «Гостья из будущего», снятая режиссером Павлом Арсеновым по мотивам произведений писателя-фантаста Кира Булычева «Сто лет тому вперед», вышла на телевизионные экраны 25 марта 1985 года в 16.05 по московскому времени. Этот фильм сразу завоевал любовь зрителей, которые сразу засыпали письмами телевидение, киностудию имени Горького, режиссера Павла Арсенова и автора сценария Кира Булычева. Фильм «Гостья из будущего» стал культовым детским телесериалом.
В середине 1990-х годов киностудия имени Горького перестала делать фильмы для детей, а потом вообще перестала снимать кино. Старые мастера ушли со студии. Ялтинский филиал, на котором снимался «Лиловый шар», оказался за границей. Наташа Гусева киноактрисой не стала. Она снялась еще один раз в белорусском фильме «Воля Вселенной», потом окончила Московский институт тонких химических технологий, вышла замуж и родила дочь Олесю. Судьба другого исполнителя главной роли в фильме «Гостья из будущего» — Алексея Фомкина, сложилась трагически. Он погиб во время пожара в 1996 году.
Больше Павел Арсенов в кино больше не работал. Он долго болел, а 12 августа 1999 года скончался.
В фильме Ричарда Викторова «Комета» Павел Оганезович сыграл кинорежиссера, фактически самого себя — энергичного и задумчивого одновременно. Таким был Павел Арсенов — романтик, сказочник и, конечно же, фантаст, — таков был и остается его кинематограф.