(18 октября 2020) Редакция портала Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана, продолжая рубрику «Киновыходной», знакомит с фильмами, снятыми национальными киностудиями. Сегодня предлагаем посмотреть фильм «Хрусталь» — производства Республики Беларусь.
Выходные – повод провести время дома, с родными и близкими. Особенно приятны совместные просмотры фильмов о добре и зле, о смысле жизни и базовых ценностях. Этот фильм, как раз об этом.
Название: «Хрусталь»
Год производства: 2018
Страна: Беларусь, Германия, США, Россия
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Дарья Жук
Сценарий: Хельга Ландауэр, Дарья Жук
Продюсер: Биргит Гоернбок, Ольга Гойстер, Дебби Вандермулен
Производство: Демаршфильм, Crystal Goose, TurnstyleTV
Премьера в мире: 1 июля 2018
Возраст: 18+
Время: 95 мин. / 01:35
Награды, номинации, фестивали
Гран-при «Золотой Дюк» IX Одесского международного кинофестиваля;
Главный приз конкурса «Копродукция. Окно в мир», XXVI Фестиваль российского кино «Окно в Европу»;
Мировая премьера – международный фестиваль в Карловых Варах (2018);
Фильм-участник 62-го Международного кинофестиваля в Лондоне (2018);
Гран-при МКФ в Одессе и Алматы (2018);
Приз зрительских симпатий 16-го Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого» во Владивостоке (2018).
Сюжет
Творческая девушка-диджей по имени Веля из Минска 90-х мечтает уехать в Америку, на родину музыки с стиле хаус, поближе к мечте. Для собеседования в посольстве она подделывает справку, где указывает телефон какого-то дома в глухой белорусской деревне. Нарядившись в самое яркое, отправляется в глубинку, где рассчитывает ухватить счастье за хвост, а на самом деле встретится с суровой реальностью. Из-за ошибки в поддельной справке на визу, она оказывается в незнакомой семье небольшого городка. Пока приютившие ее люди заняты приготовлением к свадьбе, она собирается, во что бы то ни стало, добиться исполнения своей «хрустальной мечты».
О фильме
Название выбрано не случайно и является отсылкой к истории страны. В этом фильме хрусталь никому не нужен: его продают на каждом шагу, никто его не покупает, но каждый день рабочие идут на завод по производству хрусталя и изготавливают все новые и новые изделия, которыми им потом — платят зарплату. Все идет по плану. Фильм снят в жанрах комедии и драмы. Действительно, смешных диалогов и моментов много. Драматичность картины — это сама героиня. На протяжении всего фильма искренне надеешься, что она всё-таки уедет и у неё всё получится.
Эвелина мечтает уехать в Америку и начать там другую, новую жизнь, заниматься любимым делом и стать, наконец, свободной. А пока она только и умеет врать, не краснея, и воровать деньги у мамы. Мама главной героини работает в музее экскурсоводом — рассказывает скучающим ребятишкам о Великой отечественной войне, а дома занимается медитациями и йогой. У Эвелины есть парень, у которого свой способ сбежать от реальности — наркотики и торговля в ларьке. Имея в то непростое время своё мнение, неплохой запас знаний и навыков, неудивительно, что единственным разумным выходом для героини было уехать туда, где эти знания можно применить и есть возможность для саморазвития. И, да, таким людям необходимо давать такую возможность.
Современный человек изживают понемногу эстетику 90-х: эти красные уголки, бабушкин сервиз в мамином серванте, ковер на стене, майонезные салаты… Все это растворяется в воздухе: на сайтах по сдаче квартир столичные арендаторы сейчас просят, чтобы ковров не было, и старой грузной мебели поменьше. Но это такой же побег от себя, какой предпринимает Веля (главная героиня), пытаясь уехать неизвестно куда и непонятно зачем.
Главная героиня именно существует, а не живет: не понимает, кто она, что она делает и зачем. Она не Дон Кихот, с ветряными мельницами ей не приходится бороться. Ей хочется уехать куда подальше — ради какой-то американской мечты, непонятно откуда взявшейся в её голове. И в этом основная проблема девяностых, героине просто тесно здесь.
С одной стороны, кажется, что здесь никогда ничего не поменяется, а значит, нечего тратить время. С другой – куда бы ты ни уехал, в какой бы пустой квартире с белыми стенами ни жил, ты везде берешь с собой себя. Вот о чем говорит это кино: в конце концов, даже в Америке можно натянуть на стену ковер. И даже в Белоруссии можно этот ковер со стены просто снять.
Любой человек имеет право на мечту, стремится, осуществлять ее и добиваться. Но вот проблема, мечта может быть такой хрустальной, что чуть дотронешься до нее, как осколков не собрать. Поэтому и название «Хрусталь» имеет двойное дно: как город, в котором поменялась сама Веля, так и хрустальная мечта, с которой не сложно догадаться что произошло. Несмотря на то, что в какой-то момент комедийный флер из картины испаряется, и события на экране приобретают драматический характер с налетом абсурда, концовка получилась довольно светлой и оптимистичной. Одним из главных плюсов этого фильма — персонажи. Они получились очень живыми и в меру карикатурными. Создателям вполне удалось раскрыть их за полтора часа, не перегружая при этом сюжет лишними деталями.
Сценарист о фильме
Действие фильма «Хрусталь» разворачивается в Белоруссии в 1996. Именно в этот год, режиссер Дарья Жук и сценарист Хельга Ландауэр оставили Минск и Москву и уехали в США. Вместе они рассказали о переменах, которые переживали в 90-ые, и о большой американской мечте.
«Дарья приехала ко мне в гости, когда я жила еще в Калифорнии, и рассказала мне такую ситуацию, которая произошла с ее подругой. О том, что она дала какую-то липовую справку в американское посольство, в которой был номер телефона, и, когда выяснилось, что по этому номеру телефона будут звонить, то ей пришлось какое-то время провести в чужой квартире, ожидая этого звонка.
Я старалась в этот сценарий вложить и свой опыт, свое знание того, что происходило в это время. Эта идея хрустального поселка и идея того, что посудой расплачиваются с людьми. Это было мое предложение», — отмечает Хельга Ландауэр.
Это интересно
Фильм «Хрусталь» снят целиком в Белоруссии, в Минске, и на территории хрустального завода в Борисове. Одной из локаций стал минский Мемориальный музей-мастерская Заира Азгура, где собрана большая коллекция памятников советской эпохи. К воссозданию времени авторы фильма подошли с особой тщательностью: одежда и реквизит практически целиком нашлись в местных секонд-хендах и на блошиных рынках. Полнометражный дебют режиссера Дарьи Жук выдвинули от Беларуси на соискание премии «Оскар». Ради этого в Минске впервые за двадцать лет созвали местный Оскаровский комитет.
В итоге, фильм получился полным колоритных и неоднозначных персонажей: апатичный отец семейства, ревнивая невеста и жених — дембель Степан. Про фильм «Хрусталь» в Беларуси говорят «народное кино». Его разбирают на цитаты, регулярно пускают по ТВ с неизменно ошеломительными рейтингами. Фильм мгновенно влюбил в себя местного и зарубежного зрителя через стойкое ощущение сопричастности ко всему происходящему на экране. Фильму невозможно не поверить, потому что в нем все – по-настоящему.
Это кино не стесняется ни неприглядного прошлого, которое показывает без прикрас, ни сложных тем, например, наркотиков, ни своей, непривычной для русскоязычного кино, феминистичности. Концовка фильма интригует. Конец будет таков, каким вы сами его придумаете. И вариантов, поверьте, будет много. Этим и интересно. Стоит посмотреть.
Информационный Центр ДДнТ