(27 июня 2021) Сегодня завершается многодневный фестиваль «Балтай», а представители мордвы нашей республики и за ее пределами перейдут к кульминации праздника.
«Балтай» — один из старейших традиционных праздников мордовского народа. Есть праздники, которые словно живой ключ поит студеной водой всех к нему пришедших.
Именно таков праздник мордовской культуры «Балтай» — праздник любви, добродушного веселья и народной традиции. Он — окно в мир мордовского этноса.
Родина Балтая
В Татарстане родиной Балтая принято считать — село Мордовская Кармалка Лениногорского района, расположенное у мощного источника в предгорьях Урала. На ритуальной поляне здесь испокон века собирались мордва — эрзяне. Они твердо помнят: чтобы сохранить душу своего народа — надо беречь свои обычаи.
Праздник существует свыше 100 лет. В этот день мордва вспоминают своих предков, первыми переселившихся на эти земли, владычицу лесов Виряву и хозяина леса Медведя.
История праздника
Из поколения в поколение передается легенда о происхождении праздника. О том, как пришли в эту местность эрзяне несколько сот лет тому назад. Здесь были дикие непроходимые леса, речка, чистейший источник бил из земли. Так и порешили — остановиться здесь.
Начали валить вековые деревья, расчищать землю под огороды, ставить добротные избы. И все бы хорошо, да медведи одолевали. Потревожили эрзяне исконных хозяев лесных дебрей. И началась настоящая война с лесным царем — война за выживание. Медведи задирали скот, нападали на людей. Косолапых тут было полно. Но все же человек победил лютого зверя. И вот в знак этой победы возник древний праздник «Балтай». Он получился светлым и веселым.
Как празднуют
С самого утра в селе проходят всевозможные ритуалы. Действие начинается на лесной поляне. Из односельчан по жребию выбирают трех молодых парней — медвежью семейку – «медведя», «медведицу» и «медвежонка», которых обвязывают кленовыми ветками так, что и лиц не видно, только прорезь для глаз, и чтобы получилась пышная шуба. При этом поют старинные мордовские песни, где рассказывается о тяжелом труде крестьян, про обычаи выдавать молодых девушек не по любви, а за немилых, богатых и старых. В обряде одевания могут принять участие все желающие.
После «обряжения медведя», под звуки народного инструмента нудея все лесное семейство выходит на большую поляну, все встают в хоровод вокруг «медведей», благодарят их за богатые дары леса. Здесь же затеваются веселые народные игры, самая популярная среди которых – это сбор кикерок (лыковых шариков) с завязанными глазами.
После ритуального хоровода «медведи» в сопровождении участников Балтая под старинные мордовские песни возвращаются в село и обходят все его улицы. «Медведи» желают добра каждому дому,
Весь обряд сопровождается фольклорными песнями и танцами, а заканчивается шествие на центральной улице, возле колодца, где происходил обряд раздевания лесного зверя.
Несказанное веселье и заветное желание для детей — выхватить заветную кленовую веточку из медвежьей одежды при раздевании «зверя» и сохранить ее на счастье. Эта веточка и есть символ победы человека над диким животным. Все присутствующие на празднике «обдирают медведей», стараясь выдернуть кленовую веточку из «шубы» и овеять ею друг друга. И чем больше «худеют» «медведи», тем больше ликует народ. По преданию, чем больше взмахов веточкой сделают, тем больше благ достанется каждому. А если веточку смочить колодезной водой, то и того больше. В это же время молодежь и дети обливают друг друга водой, прося у Бога дождя. Это символизирует обилие дождей, а значит – хороший урожай.
На праздник «Балтай» в это село приезжают из всех мордовских сел. Здесь происходят встречи, знакомства…
Люди вместе идут по «медвежьему пути» неторопливо по деревне, подходят к каждому двору, поют, принимают угощения от добрых хозяев домов. После церемонии прощания, все участники садятся за праздничный стол, на центральной улице, щедро накрытый деревней для всех хранителей фольклора. А кто-то обязательно расскажет местную легенду о дедушке Балтае…
Дед Балтай
По преданию, в 1902 году появился Дед-Балтай (в других местах его называют «Овто чи» или «Медень чи») — отшельник (ведун, жрец) жил у родника в лесу, возле села Мордовская Кармалка (его вода, по словам местных жителей, до сих пор исцеляет людей), который однажды, чтобы позабавить детвору, нарядил себя кленовыми ветками и как медведь – хозяин леса прошел по деревне, заглядывая в каждый угол.
Этот праздник с годами немного изменился, приобрёл другие черты, но смысл того, что лесные жители несут людям здоровье и благополучие – сохранился. В его основе лежат языческие моления в честь хозяина леса – медведя. На сегодняшний день празднику «Балтай» присвоен статус республиканского.
Наши дни
Уникальность праздника в том, что на территории Татарстана он проводится только в Мордовской Кармалке, и сельчане очень гордятся своей верностью традициям предков. По обычаю, этот праздник отмечается в первое воскресенье после Святой Троицы.
Ежегодно «Балтай» собирает фольклорные мордовские коллективы из разных районов Татарстана и Поволжья. Гул праздника не утихает до позднего вечера, и долго над Мордовской Кармалкой звучат мордовские песни. Удивительно, что все коллективы объединены одной мордовской культурой и в то же время имеют отличные друг от друга костюмы. Именно поэтому на поляне «Балтай» всегда царит атмосфера уникального колоритного праздника.
Еще одна особенность «Балтая» связана с тем, что его нельзя приукрасить или сделать официальным. Это истинно фольклорный праздник, сохранивший свой особенный дух, свою самобытную красоту и ему присущие старинные народные традиции. Может, поэтому он заряжает своим настроением всех, кто хоть раз попал в Кармалку на «Балтай». Это добрый затейливый праздник, в нём есть душа народа и верность традициям.
В этом году в Татарстане праздник мордовской культуры стартовал с цикла онлайн-мероприятий. Праздник проходит в двух форматах: онлайн с 21 по 26 июня 2021г. и офлайн 27 июня 2021 года в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района РТ.
Организаторами праздника «Балтай» выступают Министерство культуры Республики Татарстан, Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана, Таткультресурсцентр, Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия мордвы Республики Татарстан», Лениногорский муниципальный район РТ.
Для справки:
В Татарстане проживают 19156 человек мордовской национальности.
Национально-культурная автономия мордвы Татарстана зарегистрирована в 2001 году. Это региональная общественная организация под руководством Сабитовой Натальи Михайловны, работает в составе Межрегионального движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народов и Ассамблеи народов Татарстана с целью содействия развитию мордовской культуры и языка.
Компактно мордва Татарстана проживает в Тетюшском районе (мокша), в нефтяной зоне республики (эрзя), уникальная этническая группа мордва-каратаи – в Камскоустьинском районе. В соответствии с этим распределением и проходит деятельность НКА мордвы в Татарстане. Автономия работает в тесном контакте с Исполкомом движения мордовского народа, Министерством Мордовии по национальной политике, Министерством культуры и Министерством образования Республики Мордовия, органами государственной власти Республики Татарстан. Национально-культурная автономия мордвы Татарстана – это сетевая структура, в которую входят районные НКА мордвы в Тетюшах и Набережных Челнах, Казани, Нижнекамске и Бугульме, три школы с национально-культурным мордовским компонентом, пять воскресных школ, национальные творческие коллективы, народные музеи и культурные центры в каждом компактном поселении мордвы. Там и сосредоточена главная деятельность, работают замечательные люди и происходит реальная жизнь.
Информационный центр ДДнТ