(5 декабря 2019) Директор Дома Дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов дал интервью изданию «Казанские ведомости».
Согласно переписи 2000 года в республике проживали представители 117 национальностей. А через 10 лет, по переписи 2010 года, — уже 173. То есть люди стали открыто заявлять о своей национальности. Это показатель того, что в республике благожелательная и дружелюбная атмосфера, и здесь относятся уважительно к представителям каждого народа.
С этого факта началась беседа с гостем редакции — директором Дома Дружбы народов Татарстана Иреком Шариповым.
Представляем гостя
Ирек Шарипов родился 15 ноября 1969 г. в д. Крынды Агрызского района РТ. В 1993 году окончил факультет журналистики Казанского государственного университета, в 2003 году — Уральскую академию государственной службы (Ижевский филиал) по специальности «государственное и муниципальное управление». Работал в ГТРК «Удмуртия», редактором Ижевской студии телевидения, главным редактором газеты «Янарыш» и информационно-издательского центра «Янарыш», заместителем председателя исполкома Всемирного конгресса татар; входил в состав Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Награжден медалью «За доблестный труд».
«Умнее народа не будешь!»
— Ирек Ильдусович, с чего начинался Дом Дружбы народов Татарстана?
— Более чем в 40 регионах страны есть региональные Дома Дружбы народов, но это в большинстве своем — явления последних нескольких лет. А в Татарстане Ассоциация национально-культурных объединений была создана около 30 лет назад. В 1999 году ей выделили здание на улице Островского, который и стал первым Домом дружбы. Ассоциация переросла в Ассамблею народов Татарстана, которую возглавил Председатель Госсовета РТ Фарид Хайруллович Мухаметшин. Количество национально-культурных обществ увеличилось, в небольшом доме им стало тесно. 29 августа 2012 года, в год 20-летия Ассамблеи, торжественно открылось новое здание Дома дружбы народов Татарстана на улице Павлюхина, 57.
8 лет назад в Татарстане было два Дома Дружбы народов. Сейчас Домов Дружбы и Центров Дружбы народов — 12. В республике действуют 240 национально-культурных организаций, которые представляют интересы 37 народов.
Вне религии и вне политики
— Какие главные принципы работы Дома Дружбы народов?
— Наш главный принцип: один народ — один голос. У всех народов равные возможности. У нас нет такого подхода: народ, который по численности побольше, у него и прав побольше. Татары составляют около 53% населения нашей республики. Русские — почти 40%, чуваши — 3,1%. То есть три народа — это примерно 96% татарстанцев. А остальные 170 народов — 4%. Мы работаем со всеми. Это наша принципиальная позиция.
Второй важный принцип: мы вне религии и вне политики. Вступать в религиозные и политические споры — опасный путь для межконфессионального общества. Мы эти темы не затрагиваем.
— В чем, на ваш взгляд, формула успеха национальной политики Татарстана?
— Как-то Минтимер Шарипович Шаймиев сказал: «Умнее народа не будешь!» Наши традиции добрососедства идут из глубины веков. На территории Поволжья всегда жили представители разных народов. Они умели находить общий язык друг с другом и при этом сохранять свою самобытность. Да, это бывает сложно. В моноэтнических государствах какие-то проблемы решаются проще. Но там есть другие тонкости. Поэтому они стараются не замыкаться в себе. Они понимают, что коммуникация с другими народами, другими культурами обогащает, дает мощный импульс для дальнейшего экономического развития страны.
Мигранты — это не катастрофа
— Насколько серьезной проблемой для современного общества является миграция?
— В 2018 году миграционной службой Татарстана было поставлено на миграционный учет около 360 тысяч иностранных граждан. У нас трудовая миграция в основном из стран бывшего Советского Союза. Это люди, с которыми еще совсем недавно мы жили в одной большой стране, и они относятся к нам, как к своим.
— 360 тысяч человек — это же примерно 10% населения нашей республики…
— Знаете, к нам приезжала делегация из Германии — руководство земли Тюрингии. Они рассказали, что в год приняли 20 тысяч мигрантов, и это для них очень серьезная проблема. Они очень удивились, узнав, сколько мигрантов принимаем мы. И еще больше удивились тому, что никакой катастрофы при этом у нас нет.
Я считаю, если мы принимаем такое количество мигрантов, значит, у нас самих не родилось столько человек, нужных республике. А мигранты просто занимают пустующие ниши на рынке труда.
— Что делается для социальной адаптации мигрантов?
— Комфортно должны чувствовать себя и жители республики, и мигранты. Мы заинтересованы друг в друге. Республике нужна динамично развивающаяся экономика, а им нужны рабочие места, гарантия безопасности и нормальной жизни.
Система по работе с мигрантами у нас работает стабильно. Все разговоры о высоком уровне преступности среди мигрантов — это миф. Нарушения, конечно, случаются, но они в основном мелкие — какие-то просрочки с документами, некоторые не успевают соблюсти миграционный регламент, то есть речь не идет о серьезных правонарушениях.
Что можно противопоставить глобализации?
— Сегодня мир открыт, люди могут выбирать, где жить и работать. С одной стороны, это здорово, с другой — глобализация нивелирует всех…
— Недавно в Москве пришлось остановиться в гостинице, где не увидел ни одного слова на русском языке — все на английском. И что интересно, это уже никого не удивляет, все воспринимают это как должное.
Глобализация — мировая проблема. Ошибочно думать, что одних народов она коснется, а других обойдет стороной. Коснется всех. Если не в течение жизни двух-трех поколений, то чуть позже. Урбанизация, ассимиляция народов — объективные глобальные процессы, противостоять которым невозможно.
— Как в такой ситуации народам сохранить себя, свой язык, традиции?
— Народам надо дать возможности для сохранения своей самобытности. Некоторые воспринимают это с опасением. Но изучение языков, культур разных народов не является угрозой для единства общества. Наоборот, у людей появится чувство благодарности за то, что у них есть такая возможность. А как они этой возможностью воспользуются — это уже другой вопрос.
Приведу один пример. Сейчас в нашей стране полная свобода вероисповедания. Восстановлено, построено много церквей, мечетей. Но, по статистике, людей, которые регулярно посещают храмы, совсем немного — от 4 до 7% населения. Но если запретить посещать храмы, то недовольны будут не 4 — 7%, а все 100% общества.
Семье одной сохранить язык не под силу
— В Доме Дружбы народов Татарстана действует уникальная многонациональная воскресная школа…
— Да, наша воскресная школа — единственная во всей России в таком формате. Она работает не на общественных началах, как во многих других регионах России. У нее государственный статус — муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования. А это значит, что требования к учебным программам, уровню преподавания, квалификации педагогов предъявляются соответствующие.
На данный момент в школе изучают 21 язык. У нас 420 учеников. С одной стороны, вроде бы, много, но для такого большого города, как Казань, могло бы быть и больше.
— Одни считают, что язык сохраняется только в семье. Другие убеждены, что в школе, а какое ваше мнение по этому поводу?
— Я, как многодетный отец, могу сказать, что основы языка закладываются в семье. Но семье одной сохранить язык не под силу. Здесь необходимы три составляющие: семья, система образования и языковая среда.
Национальное телевидение, телевизионные детские каналы на национальных языках — это среда. Когда в окружении разговаривают на родном языке — это среда. Когда есть возможность читать книги, газеты на родном языке, ходить на спектакли, концерты — это среда… И это ни в коем случае не задевает, не ущемляет интересы других народов.
Спасение школы — национальная политика
— А как развивается система национального образования, особенно в районах республики?
— У нас в селах есть современные чувашские, марийские, удмуртские школы. Но проблем в системе образования достаточно много. Вообще, при сегодняшней оптимизации сохранить среднюю школу в деревне сложно. Мне, как депутату Госсовета РТ, приходилось решать подобные ситуации. Например, в Мензелинском районе встал вопрос о закрытии марийской школы. Эта школа — единственная для трех близлежащих марийских деревень. Нам удалось убедить власти, что если школу закроют, то мы потеряем не просто очередную школу, но и возможность обучения детей марийскому языку во всем районе. В результате школа была сохранена. Более того, в деревне провели дороги, открыли фельдшерско-акушерские пункты. То есть это не только социальная, но и четкая национальная политика руководства Республики Татарстан.
— Проект Дома Дружбы народов Татарстана «Уроки Дружбы и согласия» продолжается?
— Да, пять лет на своей площадке мы проводим уроки дружбы и согласия. В общении с детьми надо очень внимательно подбирать слова. На каждом уроке разговариваем с ними глаза в глаза. Открыто говорим: мы не призываем вас любить всех. Любовь может быть и безответной. Мы не призываем вас дружить со всеми. Другом станет не каждый. Но уметь жить в согласии и уважении с окружающими людьми — это очень важно, и этому надо учиться. Почему? Потому что это ключ к успеху в жизни.