(1 апреля 2020) Сегодня ассирийцы всего мира празднуют Ха-б-Нисан, новый год. День, когда загадывают желания и строят планы. Традиционно отмечает праздник и Татарстанская ассирийская национально-культурная автономия.
В I веке ассирийцы приняли христианство, но обычай справлять 1 апреля Ха-б-Нисан сохранили. Первый день месяца считался началом новой жизни, что предвещало очередной год работ на полях, процветание и надежды. В этот день жизнь одерживала победу над смертью.
И по сей день представители древнего ассирийского народа, проживающие в разных странах мира, свято почитают этот праздник — подносят друг другу подарки, украшают помещения цветами, зеленью и ветками цветущих плодовых деревьев, пышно накрывают столы, на которые выставляют национальные блюда. И питают, как и их далекие предки, самые светлые надежды на то, что новый год принесет с собой в их дома благополучие и радость.
Корни традиции уделять особое внимание первому дню апреля уходят в историю Древнего Двуречья – родины ассирийского народа.
В конце марта, вслед за весенним равноденствием, каждый год начинает прибывать вода в реке Тигр, а через две недели – в реке Евфрат. Это время в Ассирии и Вавилонии, с которым совпадал срок начала земледельческих работ на полях, именовалось месяцем «нисану». А еще оно осмысливалось как начало весеннего возрождения природы, с ним связывался целый цикл мифов о торжестве жизни над смертью, а благих божественных сил – над силами тьмы и разрушения.
Считалось: именно в эти дни вступает в свои права светлый бог неба Мардук – победитель богини Тиамат, грозной владычицы первозданного хаоса, которая изображалась в виде чудовищного дракона или семиголовой гидры. Сразив ее в поединке, Мардук рассек ее тело на две части и создал из них небо и землю.
Отмечался Новый год в Ассирии и Вавилонии 12 дней. В эти дни прекращались все тяжелые работы, нельзя было вершить суд, наказывать детей и рабов. На площадях и в храмах разыгрывались красочные мистерии, повествовавшие о деяниях богов, в том числе о подвигах Мардука и о его нисхождении в преисподнюю, откуда его освободила любимая жена, богиня Сарпанитум.
Красивая древняя традиция бережно сохраняется потомками тех, чьи предки разделили год земной на 12 месяцев, а свод небесный на 12 созвездий, изобрели письмо и не только сами освоили искусство счета, но и обучили ему весь шар земной. А потому и первыми из всех, годам прожитым, счет вести решили.
12 праздничных дней жители сел и городов поют и танцуют, угощают друг друга изысканными блюдами народной кухни и славят своих богов. По окончании праздников все, занятые в сельском хозяйстве, приступают к весенним полевым работам, ведь, как известно всем, «весенний день способен прокормить весь год».
Новогодняя ель или древо жизни
Люди веселились, гадали о своей судьбе в наступающем году, а еще бытовала традиция наряжать перед Новым годом священное дерево, символизировавшее мифическое яркое «древо жизни, усыпанное плодами (сегодня их заменяют яркие шары).
Как считают ученые, этот обряд напрямую связан с европейской традицией украшения новогодней елки. «Сохранились древние рельефы с изображениями ассирийских царей и жрецов со священной шишкой в руке, совершающих ритуалы возле небольшого нарядного древа. Скорее всего, это искусственное древо, возможно, ювелирной работы, входящее в число драгоценной храмовой утвари», – пишет российский историк-искусствовед Алла Чернова.
Более того, слово праздник ассирийцы произносили как «шара», то есть приглашение на него в нынешней интерпретации могло звучать как «на шару». Быть может, именно благодаря ассирийцам появилось такое разговорное выражение, что значит получение бесплатных угощений или подарков.
Бараньи ребрышки, творог, специи и сладости
Ассирийцы традиционно уделяют большое внимание праздничному столу. Празднуют пышно и весело. В домах обязательны к подаче такие блюда как: дохву – тушеные бараньи ребрышки с рисом и пряностями, джаджик – творог с зеленым луком, укропом и маслом, мертоху – блюдо из поджаренной до золотистого цвета пшеничной муки со сливочным маслом и молоком, а к ним – освежающий кисломолочный напиток сыппура.
Из сладкого: кяды (кадэ) – румяную дрожжевую выпечку в виде круглых лепешек (это своеобразный вариант гаты), хасыду – блюдо из поджаренной до золотистого цвета пшеничной муки со сливочным маслом, молоком и медом, трехцветный пирог с творогом и желе, сваренным из фруктового сока и крахмала. И – гавзе д-накка. Не все знают, что это лакомство, шире известное под названием козинаки (гози-наки), готовили еще в Древнем Двуречье: на ассирийском слово «гавзе» означает «орехи», а «накка» – «пласт, слой».
Не потерять нить…
Ассирийцы по всему миру отмечают Новый Год вместе, каждый находясь в своей стране, с семьёй, родными и друзьями. В Сиднее, Торонто и Чикаго ассирийцы устраивают массовые шествия, в парадах участвуют абсолютно все от мала до велика. С не менее малым размахом празднуют Ха-б- Нисан в Сирии, Ливане и Ираке. 1 апреля объявлен выходным днём для всех жителей Ирака.
Московские ассирийцы так же празднуют Реш д Шитта вместе, собираются со всех уголков огромной Москвы, приветствуют друг друга, знакомятся, танцуют народные танцы, поют песни на одном из древнейших языков нашей планеты. А в душе таят огромную надежду не потерять более этот праздник никогда, не потерять то невероятное исчисление лет, которое не даёт им забыть о её бесценных предках, о бурной истории и о своей древнейшей нации.
Информационный центр ДДнТ