(1 апреля 2020) Об особенностях грузинского танца рассказала хореограф, руководитель ансамбля грузинского танца «Оцнеба», преподаватель хореографии в Многонациональной воскресной школе Казани Теа Пертая.
«Танец без души — не танец! – улыбается Теа Пертая. – Я думаю, что ритм и любовь к танцам у грузин в крови. Я не видела ни одного кавказского мужчину, ни одну кавказскую женщину, которые не любили бы и не умели танцевать».
Теа приехала в столицу Татарстана в 1998 году. Тогда в Казани формировалась грузинская национально-культурная община, и Пертая позвали учить детей народным танцам. Грузинские семьи, волею судеб оказавшиеся на татарстанской земле, делали все, чтобы их дети помнили культуру своего народа, и, конечно, без танцев тут не обойтись. Ведь, например, в самой Грузии с 2010 года народные танцы стали обязательным предметом в каждой общеобразовательной школе! Грузинские танцы снискали и общемировое признание, ведь они признаны нематериальным наследием UNESCO.
— Свою культуру человек должен впитывать с первых дней жизни, — говорит Теа. — Я и сама с детства танцую. Помню, как нравилось бывать на наших семейных торжествах, как захватывала и завораживала меня магия грузинского танца. Я тогда еще до конца не осознавала, насколько сильно влюблена в свою культуру. Только позже, покинув родные края и начав безумно тосковать по родине, начала понимать, как много для меня значит наследие моего народа. А сейчас, когда я могу передавать свои знания, традиции и культуру грузин младшему поколению, я счастлива! Ведь я люблю свое дело!
— А есть в грузинских танцах что-то отличительное, присущее только им?
— Конечно! — восклицает хореограф. — Например, то, что я называю открытостью: способность быть открытым самому себе, не стесняться себя. Но и в ритме, манере, взгляде танцоров, в картине самого танца, его истории есть у грузинской хореографии самобытность, то, что отличает ее от других. Вообще, через наши танцы вся история Грузии передается, а еще в них заключено то, какие отношения должны быть между мужчинами и женщинами, есть танцы на военные темы, есть о любви, дружбе.
Все возможное передается через движение и танец. Каждый танец имеет свою неповторимую особенность и историю, и в каждом из них, как в волшебном зеркале, запечатлена сама душа народа. Грузины очень эмоциональны, и даже в свадебном танце «Картули», одном из самых популярных, партнер грациозен и спокоен, но взгляд его наполнен ритмом и эмоциями, ведь ему дозволено в танце только смотреть на свою партнершу. Тем более если речь идет о так называемых воинственных, как, например, «Хоруми». Он появился в те времена, когда грузины боролись с иноземными захватчиками, поэтому естественно, что этот танец исполняется только мужчинами, причем участников должно быть нечетное число. Сам «Хоруми» делится на четыре части: «поиск удобного места неподалеку от расположения врага», «разведка», «бой» и «победа».
В грузинских танцах много средств самовыражения, причем у мужчин они свои, у женщин свои. Так как юноши стремятся продемонстрировать свою силу, ловкость и отвагу, то у них много резких движений: поворотов, подскоков, прыжков, движений на пальцах и на коленях. Женский танец, наоборот, – плавный и грациозный.
— Получается, чтобы хорошо танцевать грузинские танцы — надо родиться грузином?
— Ну почему же, — улыбается Теа, — наш коллектив многонациональный: есть и грузины, а есть и русские, греки, азербайджанцы, дагестанцы, татары, чеченцы, абхазцы, осетины, евреи, армяне, турки.
Особенности грузинских танцев от Теи Пертая
- Требуют открытости, не стесняться своего тела.
- В танцах передается история Грузии.
- С помощью танца можно рассказать о войне, любви, дружбе.