(11 июля 2020) Редакция портала продолжает рубрику «Киновыходной», где рассказывает о фильмах, снятых национальными кинокомпаниями. Сегодня знакомимся с чувашским кинематографом и фильмом «Акушер». Фильм снят на чувашском языке, однако зрителям предоставляется выбор двух звуковых дорожек: русской и чувашской.
Название: «Акушер»
Жанр: комедия.
Производство студии «Аксар» (Республика Чувашия)
Продюсер: Алексей Иванов.
Режиссер: Владимир Карсаков (1961-2019).
Сценарий: Николай Сидоров, Владимир Карсаков.
В ролях: Вероника Сотнезева, Валерий Михеев, Сергей Кувшинов, Виталий Сергеев, Светлана Савельева.
О чувашском кинематографе
Корни Союза чувашской кинематографии идут с периода «великого немого» – с 20-х годов ХХ века. Тогда был дан старт национальным киностудиям. В Чувашии в 1926 году по инициативе основателя чувашского профессионального театра, артиста и режиссера Иоакима Максимова-Кошкинского при Народном комиссариате просвещения Чувашской АССР образовалось фотокинематографическое управление «Чувашкино (с 1930 года в составе объединения кинофотопромышленности «Союзкино», с 1931 – в «Востоккино») с целью производства и распространения художественных и документальных фильмов, развертывания киносети в республике, подготовки специалистов для национального киноискусства.
И.С. Максимов-Кошкинский в 1926 году снял первый чувашский полнометражный художественный фильм «Волжские бунтари» («Атăл пăлхавçисем»). В дальнейшем было выпущено множество полнометражных и документальных, исторических, этнографических киножурналов. Они получили восторженные отзывы. В 1937 году режиссер И.С. Максимов-Кошкинский, сценаристы Метри Юман, Н.Ф. Мранькка, художник К.В. Катнуй, артисты Тани Юн, Г.В. Парне и многие другие деятели чувашского искусства были незаконно репрессированы, большая часть их творений безжалостно уничтожена. Но кинотворчество в республике не угасло.
Режиссеры и сценаристы находят оригинальные формы национального кино. Современный чувашский кинематограф достойно продолжает дело своих предшественников. Союз кинематографистов Чувашии решает важные для республики дела по обеспечению школ видеопродукцией в рамках программ дистанционного обучения, продолжает снимать интересные фильмы по национальным сценариям на чувашском языке. Президент VII Чебоксарского международного кинофестиваля Карен Шахназаров заметил:
«Одна из немаловажных составляющих развития национального самосознания – становление своего кинематографа».
Чувашское кино имеет почти вековую историю. В сознании чувашского народа укоренилось представление о родном кинематографе как необходимом элементе национальной культуры. Сейчас в национальном кино наступил момент нового качественного прорыва. Значительную роль в этом процессе играет Союз кинематографистов Чувашии.
Чуваши интересны миру своей древней культурой. Язык, мифы, этнорелигия, обряды, песни, танцы, вышивка, костюм – визитная карточка чувашского народа. Одним из средств презентации чувашской культуры на мировой арт-сцене является национальное кино. Новое чувашское кино, изображающее быт и культуру одного из древних народов мира, может быть не менее интересным современному отечественному и зарубежному зрителю.
Современный кинематограф использует для достижения эффекта присутствия у зрителя множество технологий, профессиональных приёмов. Однако, запрос на искреннее кино, отражающее особенности национального мироощущения, любовь к своей малой родине, обычные человеческие отношения и простой юмор устойчиво сохраняется. Именно этот посыл заложен в кинокартине, созданной известным чувашским кинорежиссером Владимиром Карсаковым под названием «Акушер».
О режиссёре
Владимир Карсаков родился 10 сентября 1961 года в деревне Чувашские Ишаки Батыревского района Чувашской республики. Окончил Казанскую государственную академию культуры и искусств. Читал лекции в Чувашском государственном институте культуры и искусств. Снимал документальные фильмы на чувашском телевидении, короткометражные и художественные фильмы. Основал студию «Салам», которая популяризировала национальную музыку, снимала клипы и короткометражку.
Представлял Чувашскую республику на множестве кинематографических конкурсов различного уровня. Владимир Карсаков был профессиональным шахматистом, победителем и призёром шахматных соревнований. В 2017 году стал вторым призёром Чувашской Республики по классическим шахматам.
Основные произведения: «А если подумать?»; «Народ в серебряном одеянии»; «Царица хмель»; «Дочь Сормы», фильм, который мы смотрим сегодня, многочисленные передачи о деятелях культуры. Владимира Карсакова не стало 3 Сентября 2019 года.
Про фильм
Фильм «Акушер» — комедия, на первый взгляд — незатейливый сборник народного юмора. Сюжет достаточно прост и распространён в комедийном жанре. В центре внимания — молодая пара: Аркаш и Гертруда. Где же еще можно почерпнуть столько комедийных поворотов, как не в отношениях молодой влюблённой пары?! Однако, начинается фильм с трагического события. Молодая и красивая девушка Гертруда подвергается нападению со стороны двух преступников. Но план срывается. Находится герой, спешащий заступиться за девушку. В бою силы оказываются неравны и парня ранят ножом. Неожиданно на помощь ему приходит сама жертва и нарушителям приходится бежать.
Казалось бы, всё обошлось благополучно, но Аркаш ранен и Гертруда не раздумывая, приводит его в свой дом, где залечивает его раны. Между молодыми людьми, прошедшими через такую страшную историю, возникает желание заботиться друг о друге, а потом и вспыхивает сильное чувство. Но проснувшись утром, Гертуда не находит своего возлюбленного рядом. Расстроившись, героиня уезжает в деревню к матери, а через девять месяцев после этих событий, помогая маме по хозяйству, ощущает первые схватки. Жизнь, как и кинематограф – непредсказуемые вещи…
Параллельно развивается другой сюжет, где Аркаш с друзьями собирается я на пикник в лесу. Именно в этой части фильма режиссер собрал множество национальных анекдотов и смешных поворотов.
Тем временем мама Гертруды и она сама растеряны: что делать? Связи нет, надо ехать в больницу. На помощь приходят соседи и Гертруда едет в районную больницу. Дороги размыты и машина вязнет в раскисшей колее на дне большого оврага. Водитель и Гертруда пытаются выбраться, а мужественная роженица даже пытается вытолкать машину, но, кроме того, что она становится похожа на персонажа из чувашских народных сказок, у неё ничего не получается. Водитель бежит за помощью и исчезает из фильма навсегда. Что же делать несчастной женщине? Она, идёт в самую чащу леса рожать своего ребёнка. И… находит шалаш.
Представляете себе чувства трёх мужчин, которые находят в своём убежище роженицу?! Тем более, которая так похожа на Навью! Друзья Аркаша в страхе убегают. Но недалеко – к костру. Сам Аркаш остаётся, чтобы помочь женщине и вот в лесу уже слышен и детский плач. Друзья Аркаша, немного успокоив свои нервы, возвращаются и приносят с собой воды. Троица снова вместе, и снова есть повод для шуток, а главный герой получает прозвище – Акушер. Тем временем Гертруда умывается, приводит себя в порядок и… превращается из Золушки в принцессу, а Аркаш узнает в ней свою давнюю знакомую. Оказывается, он помог девушке родить его собственного сына!
Заканчивается фильм благословением родителей и красивой деревенской свадьбой, где современность и народные традиции искусно переплетаются и дополняют друг друга.
Сюжет фильма незатейлив, но от этого он не становится менее смешным или жизненным. Главный посыл фильма – сохранение национальной культуры, языка, традиций в эпоху глобализации. Это чувство проходит красной нитью через всё произведение Владимира Карсакова. Именно поэтому оно получилось таким искренним и тёплым.
Информационный Центр ДДнТ