(18 июля 2020) Сегодня завершается недельный марафон, посвященный празднику кряшенской культуры – «Питрау». Этот день любим почитаем кряшенами. Он считается календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, указывающие на приближение осени.
Редакция портала традиционно знакомит своих читателей с особенностями, традициями и историей этого праздника.
Традиции
На «Питрау» кряшены наряжаются в народные костюмы, поют народные песни. «Питрау» или Петров день – это праздник, в котором переплелись православно-церковные традиции и элементы ранних языческих обрядов. Первоверховные апостолы Петр и Павел с незапамятных времен пользовались у кряшен особым почитанием, в связи с этим «Питрау» был широко распространен во многих кряшенских селениях.
Сегодня «Питрау» по-прежнему является наиболее сильным проявлением этнорелигиозной идентичности кряшенского народа, основанной преимущественно на Православии.
Как отмечают
День святых апостолов Петра и Павла считался у кряшен одним из самых важных праздников в году. К нему готовились заранее: соблюдали пост, чистили и убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в желтый цвет.
Петров день и предшествовавшая ему ночь были посвящены гулянью. Уже накануне парни и девушки отправлялись на возвышенное место за деревню, чтобы дождаться восхода солнца. Там они всю ночь жгли костры, варили кашу, пели, веселились. Этот обычай назывался «караулить солнышко». Он был установлен с целью отогнать от села русалок, которые по народным поверьям причиняли вред посевам. Встретив солнышко, молодежь, как правило, еще не расходилась по домам, а продолжала гулять до утра. По всей России на Петров день устанавливались качели, которые часто воспринимались в народе как символ праздника.
В глубокой древности это был единый праздник, связанный с летним солнцестоянием. У славян Петров день считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, указывающие на приближение осени.
Согласно поверьям, в Петров день святой Петр «оплевал» листья, поэтому после этого дня уже не ломали ветки на веники. Люди верили, что после Петрова дня птицы перестают петь, а трава расти. В «Питрау» обязательно нужно было окрестить сады, иначе не будет хорошего урожая. Крещение производилось сидром.
Считается вероятным, что святые апостолы Петр и Павел пострадали в один день в Риме: апостол Петр был распят на кресте головой вниз, а апостолу Павлу распятие было заменено усечением головы мечом, так как он имел римского гражданства.
На «Питрау» было принято ходить на кладбище. На могилы предков приносили угощение с нового урожая, собранного на собственном огороде или в лесу, на лугу.
К Петрову дню готовились заранее: пекли пироги с ягодами и грибами, жарили рыбу и птицу, варили уху, запасали водку.
В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний день девичьих гуляний. После Петрова дня переставали водить хороводы и качаться на качелях. Впереди была пора уборочных работ.
В кряшенских деревнях до настоящего времени сохранился обычай приносить в этот день в жертву барана. Затем его мясо варили в больших котлах и разговлялись все сообща. В некоторых населенных пунктах принято было оставлять остатки семейной трапезы на столе с тем, чтобы все умершие предки тоже могли разговеться.
В вечерних застольях принимали участие только женатые и старики. А деревенская молодежь еще с вечера уходила в поле, где вдали от родительского надзора, проводила всю ночь «карауля солнышко». Поэтому «Питрау» также в народе называют праздником солнца и сенокоса.
В поле девушки приносили смолу, солому, лавочки, жгли костры, собирали двенадцать цветов с двенадцати полей, клали их под головы и приговаривали: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и меня погляди!». Встретив солнце, молодежь не спешила расходиться по домам, а девушки продолжали плести венки, гадать по ним. Знахари в Петров день, по вечерней росе, собирали некую траву колюку, сушили и хранили ее в коровьих пузырях, а потом раздавали птичьим охотникам. Считалось, что ружье, окуренное этой травою, метко стреляет, и что ни одна птица не ускользнет от его выстрела.
Раньше на «Питрау» кряшены исполняли специальные календарно-церковные напевы. В советское время, когда православие подверглось гонениям, а сами кряшены были лишены права называться народом, попал под запрет и «Питрау». Но кряшены чтят и хранят традиции и картину календарных напевов кряшен невозможно представить без огромного песенного периода, длящегося от Семика до Петрова дня – это время весенне-летних хороводов между севом и уборкой на полях. Календарные пения на «Питрау» присутствовали практически в каждой деревне. Старинные протяжные хороводные напевы кряшен на самом деле – ритуальные напевы, исполнение которых направлено на будущий урожай. Движение хоровода по направлению к полю или к лесу, вождение хороводов возле колосящегося поля являются свидетельством обращения к покровителям полей и урожая.
Приметы
Существовали и приметы на погоду, потому что с Петрова дня начинался покос. Если на Петров день шел дождь, сено будет жестким, плохим. Но зато урожай по этой примете должен был быть обильным. А если в этот день дождь принимался идти несколько раз – урожай обещал быть особенно хорошим.
Гадания
Также в этот день было известно простое старинное гадание: во время игры солнца нужно было успеть заплести венок на ветвях березы. Такой венок плели обычно вместе парень и девушка. А на следующий день смотрели: если венок уцелел, осенью можно засылать сватов – семейная жизнь будет прочной и счастливой. А еще известен древний обряд: в ночь на праздник искали волшебную траву – цветущий Петров крест. Это растение представляет собой небольшие кустики высотой 50 – 60 сантиметров и имеет переплетающиеся между собой корни, похожие на наперстные кресты. Именно этот корень нужно вырыть в полночь, отряхнуть от земли и закатать в воск от свечей, стоявший под образами, а потом носить на нательном кресте. Говорят, такой Петров крест делает все несчастливые семьи счастливыми и оберегает от нечистой силы.
Также, многие верили, что речное купание в Петров день очищает от прелюбодейства.
Волшебный шалаш
Издавна в Петров день кряшены искали себе пару.
Говорят, что в Петров день шалаш любви из веток и полевых цветов устанавливает связь с потусторонним миром, все желания доходят до высших сил и исполняются. Так, потенциальные женихи и невесты несут в шалаш записки, в которых указывают требования к будущей второй половинке, а в конце праздника сваха называет имена тех, кто больше всего, по ее мнению, подходит друг другу. Пара получает подарки и приглашение вернуться на Питрау в следующем году уже в статусе мужа и жены. Те, в чьи планы не входит связывать себя узами брака, тоже могут посетить шалаш, но с другой целью — загадать желание.
«Питрау» в Татарстане
Сегодня «Питрау» носит исключительно светский этнокультурный характер, но в то же время стремится сохранить прежнюю привязку к религиозным торжествам и обрядовым элементам.
«Питрау» венчает череду летних праздников народов Поволжья, но имеет свою изюминку — все самое интересное происходит после заката, а второе название «Питрау» — «Праздник любви».
У истоков возрождения праздника «Питрау» в Татарстане стояли председатель правления Общественной организации кряшен Республики Татарстан Иван Егоров и Администрация Мамадышского района.
Впервые возрождённый «Питрау» был проведен 12 июля 1999 г. на поляне Тырлау вблизи деревни Зюри Мамадышского района.
С 2008 г. «Питрау» проводится как Республиканский фестиваль кряшенской культуры под эгидой Ассамблеи народов Татарстана.
В простонародье «Питрау» называют «Ночной сабантуй». Современный формат предполагает: конные скачки, состязания по национальной борьбе, метанию гири, перетягиванию каната, лазанию на шест, конкурсы, концерты, площадку знакомств. Здесь же совершаются традиционные обряды и обычаи: подношение угощения земле-кормилице, встреча первых лучей солнца, ритуальные хороводы у ночного костра и другие народные игры на ловкость и силу.
Во время праздника устраиваются торгово-развлекательные подворья муниципальных районов Республики Татарстан и регионов РФ – мест компактного проживания татар-кряшен.
Особенно популярным является конкурс «Кряшен чибэре» — «Кряшенская красавица». Этот год не стал исключением. Для девушек в возрасте от 16 до 26 лет, подавших заявление на участие и прошедших отбор, проводится подготовительный тур. Предусмотрены занятия со специалистами по хореографии, вокалу, актерскому мастерству и народным инструментам.
Конкурс проходит в три этапа, последний из них состоится в деревне Зюри 18 июля. Победительницу конкурса красоты награждают 50 тысячами рублей.
С наступлением темноты на поляне разжигают огромный костер «Питрау учагы», а завершает праздник фейерверк.
Праздник «Питрау» призван объединять людей вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания. И отрадно, когда национальный праздник становится достоянием жителей всего района и республики.
Ежегодное проведение праздника является ярким примером сохранения традиций самобытной культуры кряшен, помогает передавать из поколения в поколение ее уникальность и богатство, сохраняя добрососедские отношения с представителями всех народов. Это значит, будет воспринято и сохранено лучшее, что накопилось в народной памяти, будет передаваться уважение к своим корням, истории и обычаям.
Для справки:
Российской Федерации, согласно последней переписи населения 2010-го года, проживает 34822 кряшена, в том числе в Татарстане, в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской, Кировской, Самарской областях. Кряшены («крещеные татары») — этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона. В основном проживают в Татарстане, где насчитывается 60 коллективов кряшенской песни.
Анастасия Исаева,
Информационный центр ДДнТ