Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • Найти свою любовь по запискам в шалаше или как «Питрау» объединяет людей

Найти свою любовь по запискам в шалаше или как «Питрау» объединяет людей

admin 18.07.2020

(18 июля 2020) Сегодня завершается недельный марафон, посвященный празднику кряшенской культуры – «Питрау». Этот день любим почитаем кряшенами. Он считается календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, указывающие на приближение осени.

Редакция портала традиционно знакомит своих читателей с особенностями, традициями и историей этого праздника.

Питрау

Традиции

На «Питрау» кряшены наряжаются в народные костюмы, поют народные песни. «Питрау» или Петров день – это праздник, в котором переплелись православно-церковные традиции и элементы ранних языческих обрядов. Первоверховные апостолы Петр и Павел с незапамятных времен пользовались у кряшен особым почитанием, в связи с этим «Питрау» был широко распространен во многих кряшенских селениях.

Сегодня «Питрау» по-прежнему является наиболее сильным проявлением этнорелигиозной идентичности кряшенского народа, основанной преимущественно на Православии.

Питрау

Как отмечают

День святых апостолов Петра и Павла считался у кряшен одним из самых важных праздников в году. К нему готовились заранее: соблюдали пост, чистили и убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в желтый цвет.

Петров день и предшествовавшая ему ночь были посвящены гулянью. Уже накануне парни и девушки отправлялись на возвышенное место за деревню, чтобы дождаться восхода солнца. Там они всю ночь жгли костры, варили кашу, пели, веселились. Этот обычай назывался «караулить солнышко». Он был установлен с целью отогнать от села русалок, которые по народным поверьям причиняли вред посевам. Встретив солнышко, молодежь, как правило, еще не расходилась по домам, а продолжала гулять до утра. По всей России на Петров день устанавливались качели, которые часто воспринимались в народе как символ праздника.

В глубокой древности это был единый праздник, связанный с летним солнцестоянием. У славян Петров день считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, указывающие на приближение осени.

Согласно поверьям, в Петров день святой Петр «оплевал» листья, поэтому после этого дня уже не ломали ветки на веники. Люди верили, что после Петрова дня птицы перестают петь, а трава расти. В «Питрау» обязательно нужно было окрестить сады, иначе не будет хорошего урожая. Крещение производилось сидром.

Считается вероятным, что святые апостолы Петр и Павел пострадали в один день в Риме: апостол Петр был распят на кресте головой вниз, а апостолу Павлу распятие было заменено усечением головы мечом, так как он имел римского гражданства.

Питрау

На «Питрау» было принято ходить на кладбище. На могилы предков приносили угощение с нового урожая, собранного на собственном огороде или в лесу, на лугу.

К Петрову дню готовились заранее: пекли пироги с ягодами и грибами, жарили рыбу и птицу, варили уху, запасали водку.

В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний день девичьих гуляний. После Петрова дня переставали водить хороводы и качаться на качелях. Впереди была пора уборочных работ.

В кряшенских деревнях до настоящего времени сохранился обычай приносить в этот день в жертву барана. Затем его мясо варили в больших котлах и разговлялись все сообща. В некоторых населенных пунктах принято было оставлять остатки семейной трапезы на столе с тем, чтобы все умершие предки тоже могли разговеться.

В вечерних застольях принимали участие только женатые и старики. А деревенская молодежь еще с вечера уходила в поле, где вдали от родительского надзора, проводила всю ночь «карауля солнышко». Поэтому «Питрау» также в народе называют праздником солнца и сенокоса.

В поле девушки приносили смолу, солому, лавочки, жгли костры, собирали двенадцать цветов с двенадцати полей, клали их под головы и приговаривали: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и меня погляди!». Встретив солнце, молодежь не спешила расходиться по домам, а девушки продолжали плести венки, гадать по ним. Знахари в Петров день, по вечерней росе, собирали некую траву колюку, сушили и хранили ее в коровьих пузырях, а потом раздавали птичьим охотникам. Считалось, что ружье, окуренное этой травою, метко стреляет, и что ни одна птица не ускользнет от его выстрела.

Раньше на «Питрау» кряшены исполняли специальные календарно-церковные напевы. В советское время, когда православие подверглось гонениям, а сами кряшены были лишены права называться народом, попал под запрет и «Питрау». Но кряшены чтят и хранят традиции и картину календарных напевов кряшен невозможно представить без огромного песенного периода, длящегося от Семика до Петрова дня – это время весенне-летних хороводов между севом и уборкой на полях. Календарные пения на «Питрау» присутствовали практически в каждой деревне. Старинные протяжные хороводные напевы кряшен на самом деле – ритуальные напевы, исполнение которых направлено на будущий урожай. Движение хоровода по направлению к полю или к лесу, вождение хороводов возле колосящегося поля являются свидетельством обращения к покровителям полей и урожая.

Питрау

Приметы

Существовали и приметы на погоду, потому что с Петрова дня начинался покос. Если на Петров день шел дождь, сено будет жестким, плохим. Но зато урожай по этой примете должен был быть обильным. А если в этот день дождь принимался идти несколько раз – урожай обещал быть особенно хорошим.

Гадания

Также в этот день было известно простое старинное гадание: во время игры солнца нужно было успеть заплести венок на ветвях березы. Такой венок плели обычно вместе парень и девушка. А на следующий день смотрели: если венок уцелел, осенью можно засылать сватов – семейная жизнь будет прочной и счастливой. А еще известен древний обряд: в ночь на праздник искали волшебную траву – цветущий Петров крест. Это растение представляет собой небольшие кустики высотой 50 – 60 сантиметров и имеет переплетающиеся между собой корни, похожие на наперстные кресты. Именно этот корень нужно вырыть в полночь, отряхнуть от земли и закатать в воск от свечей, стоявший под образами, а потом носить на нательном кресте. Говорят, такой Петров крест делает все несчастливые семьи счастливыми и оберегает от нечистой силы.

Также, многие верили, что речное купание в Петров день очищает от прелюбодейства.

Питрау

Волшебный шалаш

Издавна в Петров день кряшены искали себе пару.

Говорят, что в Петров день шалаш любви из веток и полевых цветов устанавливает связь с потусторонним миром, все желания доходят до высших сил и исполняются. Так, потенциальные женихи и невесты несут в шалаш записки, в которых указывают требования к будущей второй половинке, а в конце праздника сваха называет имена тех, кто больше всего, по ее мнению, подходит друг другу. Пара получает подарки и приглашение вернуться на Питрау в следующем году уже в статусе мужа и жены. Те, в чьи планы не входит связывать себя узами брака, тоже могут посетить шалаш, но с другой целью — загадать желание.

Питрау

«Питрау» в Татарстане

Сегодня «Питрау» носит исключительно светский этнокультурный характер, но в то же время стремится сохранить прежнюю привязку к религиозным торжествам и обрядовым элементам.

«Питрау» венчает череду летних праздников народов Поволжья, но имеет свою изюминку — все самое интересное происходит после заката, а второе название «Питрау» — «Праздник любви».

У истоков возрождения праздника «Питрау» в Татарстане стояли председатель правления Общественной организации кряшен Республики Татарстан Иван Егоров и Администрация Мамадышского района.

Впервые возрождённый «Питрау» был проведен 12 июля 1999 г. на поляне Тырлау вблизи деревни Зюри Мамадышского района.

С 2008 г. «Питрау» проводится как Республиканский фестиваль кряшенской культуры под эгидой Ассамблеи народов Татарстана.

В простонародье «Питрау» называют «Ночной сабантуй». Современный формат предполагает: конные скачки, состязания по национальной борьбе, метанию гири, перетягиванию каната, лазанию на шест, конкурсы, концерты, площадку знакомств. Здесь же совершаются традиционные обряды и обычаи: подношение угощения земле-кормилице, встреча первых лучей солнца, ритуальные хороводы у ночного костра и другие народные игры на ловкость и силу.

Во время праздника устраиваются торгово-развлекательные подворья муниципальных районов Республики Татарстан и регионов РФ – мест компактного проживания татар-кряшен.

Особенно популярным является конкурс «Кряшен чибэре» — «Кряшенская красавица». Этот год не стал исключением. Для девушек в возрасте от 16 до 26 лет, подавших заявление на участие и прошедших отбор, проводится подготовительный тур. Предусмотрены занятия со специалистами по хореографии, вокалу, актерскому мастерству и народным инструментам.

Конкурс проходит в три этапа, последний из них состоится в деревне Зюри 18 июля. Победительницу конкурса красоты награждают 50 тысячами рублей.

С наступлением темноты на поляне разжигают огромный костер «Питрау учагы», а завершает праздник фейерверк.

Праздник «Питрау» призван объединять людей вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания. И отрадно, когда национальный праздник становится достоянием жителей всего района и республики.

Ежегодное проведение праздника является ярким примером сохранения традиций самобытной культуры кряшен, помогает передавать из поколения в поколение ее уникальность и богатство, сохраняя добрососедские отношения с представителями всех народов. Это значит, будет воспринято и сохранено лучшее, что накопилось в народной памяти, будет передаваться уважение к своим корням, истории и обычаям.

Питрау

Для справки:

Российской Федерации, согласно последней переписи населения 2010-го года, проживает 34822 кряшена, в том числе в Татарстане, в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской, Кировской, Самарской областях. Кряшены («крещеные татары») — этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона. В основном проживают в Татарстане, где насчитывается 60 коллективов кряшенской песни.

Анастасия Исаева,
Информационный центр ДДнТ















Дни рождения

16 мая
Гульнара Галиакберова
21 мая
Любовь Тукаева
22 мая
Фарид Мухаметшин
22 мая
Игорь Баринов
26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
3 июня
Дмитрий Самаренкин
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57