(25 июля 2020) Редакция портала Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана продолжает создавать нескучные выходные и, в рамках рубрики «Киновыходной», предлагает посмотреть фильм «Сундук предков» — интернациональный кинопроект Франции, Германии, Киргизии и России.
Как сохранить культурную красоту и природную естественность традиционного общества, но в то же время не загонять человека в узкие рамки, не препятствовать в нём проявлению более высоких порывов? Как общество может развиваться, включая и принимая эту красоту, а не принося её в жертву во имя развития? Размышления об этом в фильме.
Название «Сундук предков»
Возраст 16+
Год производства 2005
Страна Франция, Германия, Киргизия, Россия
Жанр драма, комедия
Режиссер Нурбек Эген
Время 104 мин. / 01:44
В главных ролях Наташа Ренье, Болот Тентимышов, Марат Жантелиев, Сан Аманов, Абсамат Уулу Нурсеит, Марат Козукеев, Тынара Абдразаева, Мелис Шаршенбаев, Женишбек Сманов, Назира Орозалиева
Аннотация
Айдар возвращается после долгой стажировки из Парижа в родной аул. Он изменился, а здесь все осталось по-прежнему. Сверкает серебром и бирюзой прекрасный Иссык-Куль, нежно звенит прозрачный воздух.
Молодой киргиз привез домой свою невесту — француженку Изабель. Однако родителям, родственникам, друзьям он не сказал о своих намерениях относительно Изабель, представив ее писательницей, которая приехала в киргизское село собирать материалы для будущей книги. Айдар понимает, что сам изменился, а отчий дом остался прежним. Старинные традиции, древние легенды — все это сохранилось в роду Айдара, стало своеобразным законом, который нельзя нарушать. Молодой человек не мог не знать, что ему не позволят жениться на Изабель — от этого предостерегало родовое сказание: чужих нельзя пускать в семью, иначе род погибнет. И Айдар выбирает — между традициями предков и своим чувством, между законом и любовью, между родом и Изабель.
Изабель не понимает, почему ее любимый не может признаться родителям, что она его невеста. Но тени прошлого не дают Айдару спать спокойно. Любовь Айдара и Изабель оказывается под угрозой. До последнего неясно, какой будет этот выбор: одинаковой силой обладают и семейные предания, и любовь к другому человеку. Однако сюжет выстроен так, что Айдар делает шаг в сторону Изабель, и мы понимаем, что род не прервется: чистое чувство не убивает.
О фильме
Название фильма – «Сундук предков» — символично. С одной стороны, это то, что дают в приданное молодому человеку или девушке, а с другой стороны, это то, что человек накопил за свою жизнь, то, что вынес из заветов предков. Этот сундук наполнен красивыми и удивительными вещами, каждая из которых хранит свою историю и обладает своей ценностью, прежде всего духовной, а не материальной. Но в то же время сундук – это нечто тяжёлое и тянущее к земле. Его стены — толстые и жесткие, и замок на нём – большой и надёжный. Именно таким сундук Айдара и показан в фильме. Этот сундук как бы обязывает человека поместить себя в определённые рамки, в определённое ограниченное пространство, за пределы которого нельзя выходить.
Парень из киргизского села, став журналистом, живет в Париже, работает на радио, любит француженку, и в один сложный для него день, решает познакомить ее со своей киргизской родней. Он везет ее на родину представить родителям. По мере приближения к дому, когда комфортабельный самолет уступает место развалюхе-автобусу, а мир высоких технологий — полнейшему безвременью, Айдар начинает заметно нервничать, смущается раскованной подружки, после врет, что она вовсе не невеста, а журналистка, собирающая материал о Киргизии. Среди гор, долин, сверкающих бурных рек и безбрежного полотна Иссык-Куля родовая киргизская община сохраняет традиции своих предков. Курящая блондинка из Европы вызывает настороженный интерес. Для героя признаться матери с отцом, что он выбрал себе в невесту иностранку, — настоящий подвиг. А его избранница, не понимая чужого языка, думает, что ее уже приняли в семью.
Возлюбленные сталкиваются с необходимостью бороться за свою любовь, ограниченные рамками традиционных верований и предрассудков. Это фильм о столкновении современной цивилизации с ее понятиями о личной свободе и индивидуальных правах человека и многовековой традиции с ее устоями, предрассудками. Семья Айдара верит в легенду, согласно которой их род является проклятым на 9 поколений. Причиной проклятия является то, что далекий предок Айдара полюбил девушку из чужого кочевого племени и этим разгневал великого хана. В результате хан убивает молодого человека, а девушка в попытках его спасти погибает под копытами дикого лошадиного табуна. Вся семья Айдара верит, что, если он женится на француженке, а не на киргизской девушке, весь род будет обречен на погибель.
Когда Айдар рассказывает Изабель семейную историю, она говорит очень важные слова про юношу из легенды: «Если он любил её, значит был прав». Для неё ответ однозначен. Любовь превыше любых условностей и предрассудков, превыше репутации своего рода, традиций и даже самой смерти. Но для Айдара ответ не так однозначен, и он колеблется. Конечно юноша, поживший во Франции, не верит ни в какие проклятия, но он не может передать свой опыт семье. В середине фильма между Айдаром и его отцом происходит диалог, в котором отец говорит сыну: «Третьего не дано. Ты должен сделать выбор». Таким образом, Айдар оказывается перед выбором между любимой женщиной и любимой семьей.
О съемках
Картина снималась в горах на берегу озера Иссык-Куль. Периодически в фильме показывают невероятно красивые кадры скачущего табуна лошадей (чуть не растоптавшими три с половиной тонны техники, специально привезенной в Киргизию из Москвы), как бы намекая на древнюю легенду, которая в фильме ещё не озвучена к тому моменту. Колорит маленьких киргизских селений, бесконечные просторы и виды гор создают ощущение свободы духа в этих местах. Хочется оказаться там: созерцать бесконечные дали, вдыхать чистый горный воздух, ощущать вольный ветер и наслаждаться простотой и радушием местных людей.
Любовь француженки и киргиза играют Наташа Ренье и Болот Тентимышов. Когда он объясняется с ней по-французски, это красиво. А когда она обещает ему, что будет доить коров, печь лепешки и мыть ему ноги, — звучит шокирующе. Другая на ее месте уже десять раз уехала бы из киргизского аула к себе домой, но она — настоящая француженка. И она борется за свою любовь.
Интересно наблюдать, как меняется поведение киргиза, пожившего во Франции, когда он попадает в родную среду. В нём просыпается генетическая память, и он постепенно начинает вести себя более патриархально, позволяет себе кричать на свою возлюбленную и ждёт от неё беспрекословного послушания. Естественно, с француженкой этот номер не проходит, и возлюбленные все чаще начинают ссориться.
Ближе к развязке фильма она спрашивает: «неужели ты правда хочешь, чтобы я стала такой, как ваши женщины?», и он отвечает ей «нет». Айдар всё время просит Изабель вести себя тихо, но девушка не может выполнить его просьбу, прежде всего, потому, что не понимает, что именно не так в её поведении. Айдар любит и уважает Изабель такой, какая она есть, но традиционное общество и собственная генетическая память оказывают сильное влияние, в результате которого он перестает осознавать, что своим поведением постоянно обижает ее.
Итог съемок — искусство важнее любого звездного статуса. Наташа Ренье жила в пятизвездочном отеле, ее номер стоил три тысячи долларов в день; два охранника ходили за ней по пятам, провожая ее от гостиницы до площадки, куда она добиралась на бронированной машине. А там секьюрити становились нянями ее трехлетней дочери, которую Наташа Ренье отважилась взять с собой, а французская звезда лежала на земле, кишащей змеями, вместо оговоренных по контракту восьми часов, если надо было, снималась и по двадцать, и по двадцать восемь, и не роптала! Хотя условия на южном берегу Иссык-Куля мало походили на отель «Риц».
Режиссер фильма Нурбек Эген рассказал «Российской газете» о «Сундуке предков» и Наташе Ренье в предложенных киргизских обстоятельствах.
Российская газета (РГ) | Как вам удалось уговорить Наташу Ренье поехать в Киргизию, в глухой сельский район без водопровода и канализации?
Нурбек Эген | Мы послали сценарий, она прочитала, ей очень понравилась история, и она начала думать, как освободить время для съемок. Она видела мой дипломный фильм, который участвовал в официальных программах более сорока фестивалей мира, завоевал двенадцать международных призов, показывался и во Франции. Наташа Ренье его увидела и сказала: да, у этого режиссера я хочу сниматься. Я считаю, это просто везение.
РГ | С ней просто было найти общечеловеческий язык? Зачем эти бронированные лимузины на съемках?
Эген | Такой пункт был оговорен в контракте. Если она и ее дочь выражали желание покататься на осликах, их предварительно проверяли и мыли шампунем. Она не могла есть то, что дают народу. У съемочной группы было одно меню, у нее — другое. Еду ей, конечно, не из Парижа привозили, но готовили для нее отдельно. У нее даже туалет был «персональный», в машине. Не так все просто и весело было, как потом вспоминали. Но ни одной проблемы в работе с актрисой не было.
Когда она с чем-то не соглашалась, я вздыхал: ну, конечно, как мне спорить с актрисой, которая получила за лучшую женскую роль ветвь… Но мы шутили по этому поводу.
РГ | Гонорары у нее были сопоставимые с европейскими?
Эген | Продюсер не смог заплатить ей ту сумму, которую был должен, и она вошла в долю. Наташа сказала, что платить не надо: она согласна получать проценты от проката.
РГ | Как вы преодолевали языковой барьер?
Эген | Наташа Ренье заговорила по-киргизски, а я — по-французски. И если мы общаемся по телефону, в любви друг другу опять же признаемся, я — по-французски, она — по-киргизски.
РГ | И у вас тоже была такая драматическая история в семье?
Эген | Родители не ожидали от меня такого. Но когда познакомились, стали общаться, поняли, что не в национальности дело. Так что сюжет фильма — реальная история. Если бы я был, допустим, трактористом, я бы рассказал пару раз ее своим знакомым и забыл. Но благо я имею честь владеть такой профессией, получился фильм.
Этот фильм показателен тем, что он не вешает ярлыков «плохого» и «хорошего», не проводит четкую границу между такими разными ценностями. В нём также раскрывается безумная красота и свобода жизни человека в гармонии с природой. Ум зрителя одновременно протестует против несправедливости и глупости, из-за которых страдают возлюбленные, а сердце в этот же момент ощущает какую-то невероятную тоску по былой свободе жизни вне цивилизации.
Развязка фильма очень красива. В ней не просто внутренний выбор, сделанный человеком, но и определённый символизм, обращающий наше внимание обратно к истокам и легендам. Этот фильм побуждает к очень важным размышлениям на темы развития общества и вдохновляет на поиски новых ответов. Несмотря на то, что герою всё-таки пришлось выбрать одно из двух, фильм ставит перед зрителем главный вопрос: а возможен ли третий путь? Путь, в котором человек не будет стоять перед жестоким выбором. В последнем кадре зритель видит киргизский сундук Айдара, стоящий посреди их с Изабель парижской квартиры. Финал фильма — любовь важнее традиций.
А еще в фильме — прекрасная музыка: композитор А.Айги, группа 4.33. И авторский текст, который читает Максим Суханов; завораживающие съемки пейзажей, народных игрищ.
Смотрите с удовольствием!
Информационный Центр ДДнТ