Можно сказать, что данная законодательная инициатива В.В. Путина ставит точку в преодолении важнейшего проявления системного кризиса, связанного с распадом советского народа и государства – кризиса идентичности. Действительно, все мы – и те, кто родом из «октября 1917 –го» и из «октября 1993-го» года – вместе и составляем Российскую нацию.
На мой взгляд, очевидно, что суть позиции Президента сводится к принятию федерального конституционного закона, состоящего из одного пункта: «Понятия многонациональный народ Российской Федерации и Российская нация равнозначны».
Такой подход только актуализирует принятие федерального закона «Об основах государственной этнонациональной политики». Такое название точно определяет предмет закона, отделяя его от национальной экономической политики, национальной промышленной политики и т.п. и т.д. В этом смысле, было бы правильно внести соответствующее изменение и в название Совета по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации.
Причем в законе «Об основах государственной этнонациональной политики» должна быть специальная статья о том, что Российская нация состоит из 193 народов и далее, начиная с русского народа, в порядке убывания перечисляются все народы Российской Федерации. Так же как Конституция определяет субъектный состав Федерации.
Также в данном законе должны быть прописаны критерии и порядок определения этнической группы в качестве народа. Мы наконец-то должны получить определенный законом точный количественный этнический состав Российской нации. Это принципиальный политический вопрос.
Из выступления на заседании Совета по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации на тему: «Вопросы межнационального и межрелигиозного согласия, совершенствование законодательства в сфере национально-культурной автономии» 22 ноября 2016 г.