В 2000 году многонациональную семью Татарстана пополнила зарегистрированная региональная общественная организация РТ «Единство Афганистана», которая согласно своему уставу взяла курс на укрепление дружеских связей между народами Татарстана и Афганистана.
Разные пути привели афганцев в Казань. Асефи Фереидун получил диплом юриста-международника и дипломата в Институте международных отношений в Киеве, начал работать в Академии наук Украинской ССР. Но в Казань позвал брат Шариф: на кафедре уголовного права юрфака КГУ его попросили внести предложения в проект нового Уголовного кодекса СССР, а русский язык он очень плохо знал. Третий брат Асефи — Шафур Мухаммад в 1990 году поступил на факультет иностранных языков Казанского пединститута, затем перевелся на юрфак Института социально-гуманитарных знаний. Так сложилось, что именно когда три брата были в Казани, власть на родине захватили моджахеды и вернуться в Афганистан Асефи уже не могли.
«Я родился в большой семье Асефи, у меня восемь братьев и сестер. Мой отец Мухаммад Асефи был видным военачальником, мы жили в Демократической Республике Афганистан. Отец, а потом и мы, дети, стали членами Народно-демократической партии Афганистана. Наша партия следовала идеям КПСС. Мы стали преданы идеям Советского Союза, хотели учиться в СССР. В 1992 году повстанцы вошли в Кабул, и Демократическая Республика Афганистан прекратила свое существование. Захватившие власть моджахеды, а потом и талибы стали преследовать всех, кто был у власти. Кто успел, бежали в разные страны… На родине я получил два высших образования, преподавал уголовное право в Академии полиции Афганистана и Высшем военно-политическом университете Афганистана. В Казань приехал в 1988 году, чтобы защитить докторскую диссертацию на юрфаке Казанского университета. Для меня почетно было учиться там, где устроил сходку вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. Татарстан стал моей второй родиной. Я влюбился в СССР, а потом и в Россию! Могу сказать, что вся моя афганская семья предана России, ее ценностям. Сейчас у меня много юридической работы. Я автор учебного пособия «Основы исламского права» и 300 научных статей», – рассказал Шариф Мухаммад Асефи, председатель Региональной общественной организации РТ «Единство Афганистана».
Как и другие афганцы, они остались в России после учебы в советских вузах и составили костяк татарстанской организации. Собираясь вместе, старались соблюдать свои традиции и обычаи, устраивали диспуты, по необходимости помогали друг другу. Причем встречаться стали во время различных событий — радостных и нерадостных. Афганцы, проживая в Казани, отмечали свой Новый год (Навруз), Ураза байрам, Курбан байрам и другие национальные праздники.
Афганцы утверждают, что не могут жить без дискуссий, без обсуждения актуальных проблем. Так, 21 марта 2015 года в Доме дружбы народов Татарстана состоялся круглый стол «Афганистан в системе культур и цивилизаций Востока и Запада», приуроченный к празднованию Навруза.
«Шесть лет назад всех афганцев Татарстана — это не только те, кто родился и вырос в Афганистане, но и те, кто был в составе ограниченного контингента советских войск в этой стране, — объединила круглая дата — 30-летие вывода советских войск из Афганистана. Собравшись за круглым столом в Доме дружбы народов Татарстана, афганцы и «афганцы» постарались оценить события давно минувших дней и пришли к выводу, что Советский Союз был вынужден вступить в тот конфликт, защищая свои геополитические интересы», – вспоминал Шариф Мухаммад Асефи.
Журнал «Наш Дом – Татарстан» №4 (060)