(14 марта 2021) О творческих коллективах и возрождении забытых традиций в интервью порталу рассказала Александра Самойлова — кандидат педагогических наук, доцент КАЗГИК, руководитель, детского ансамбля «Млада» и ансамбля «Верес». Сегодня она – героиня рубрики «Национальные истории».
Песня сопровождала русского человека на протяжении всей его жизни — в труде, на празднике, в быту. Как и во всяком народном творчестве, в песне находили отражение жизнь народа, его подвиги, красота родной природы, стремление человека к добродетели. Песня выступала в качестве одного из элементов народной педагогики, служила формированию нравственных качеств.
В 1955 году, на волне компании «борьбы с религиозным опиумом» народные праздники в селах были запрещены. Возродилась народная традиция только в конце 80-х годов. Бабушки вновь достали из сундуков старинные сарафаны, полотенца и украшения, стали вспоминать забытые песни, многие из которых звучат на особый лад и несут в себе исключительный колорит и мелодику.
— Александра Васильевна, в медиа пространстве сегодня активно распространяется мнение, что традиционная культура, в целом, и фольклор, в частности, интенсивно отмирает. Поспорите?
Спорить сложно. Традиционная культура изначально была связана с крестьянским хозяйством, с годовым земледельческим календарем. Урбанизация, отток населения в города, изменение социально-экономических отношений не могли не повлиять на традиционную культуру, на фольклор. Сейчас мы видим, как на глазах «уходят носители традиций». Все меньше остается тех, кто помнит, знает, может поделиться этими знаниями и мудростью. Но они еще могут рассказать о своих свадьбах, которые игрались традиционно, знают, как испечь хлеб в печи или прясть пряжу, они еще поют песни, которые сами называют «старинными», те, которые пели их матери. И мы стараемся записывать, фиксировать то, что еще осталось. Это очень ценно. Нам интересно все, начиная с песен, заканчивая разговорами о жизни.
— Проявляет ли молодежь интерес к фольклору?
Действительно, появляется молодежь, которая не только поверхностно интересуется традиционной народной культурой, не только «использует» ее, но изучает глубоко, находя в этом смыслы и возможность встроить ее в жизнь современного города.
— А что можно и нужно делать, чтобы наша молодежь тянулась к прекрасному и традиционному?
Открывать фонды, делиться аудио, видео-записями, которые лежат никому не доступными в архивах, делиться материалами, информацией о традиционной народной культуре, а не говорить «вот какая молодежь, ничего ей не нужно, не доросла она еще до фольклора». Использовать все возможные информационные площадки, СМИ, Интернет, давая качественный материал самых разных направлений по традиционной культуре – начиная с песен, традиционной одежды, заканчивая промыслами, кухней. У молодежи есть потребность в ней, но если мы не даем эту информацию, они восполняют это другим.
Необходимо использовать самые разные формы, и в Республике многое для этого делается, например, проект с играми «UenFest». Я бы сделала фольклорные площадки в парках и скверах, как есть в других городах России, конечно, там они чаще всего организуются стихийно. При поддержке, на постоянной основе, это бы дало очень хорошие результаты. У меня еще есть и другие идеи по этому поводу…
— После того как молодежь проявила интерес к народному творчеству, его необходимо поддерживать. Какие приемы Вы используете?
Песня – это осмысленный этап освоения народной культуры. Он сложный и может быть успешно освоен тогда, когда перед этим вы прошли другие этапы, первый из которых игра. Первый раз я поняла и прочувствовала это, оказавшись молодым преподавателем на фестивале, организованном Российским фольклорным союзом. Там молодые люди играли в народные игры, пели, плясали, вечерки продолжались до утра, никому не хотелось расходиться. С 2005 года мы стали организовывать вечерки в Казанском государственном институте культуры, а затем в г. Казани и других городах Татарстана и России. За это время я поняла, что это действенная форма знакомства и погружения детей и молодежи в мир традиционной народной культуры.
Так, при обучении студентов Казанского государственного института культуры в программу хорового класса входят авторские произведения для народного хора, обработки народных песен, фольклорный материал. Мы осваиваем разные формы: встречаемся на вечерках, народных праздниках, фестивалях, выезжаем в экспедиции, пляшем и поем. И конечно игры. Экспедиции наши продолжаются, мы записываем игры, восстанавливаем их и знакомим с ними детей и молодежь. При этом всегда предпочтения отдается местной традиции, так сложилось, конечно, не сразу, мы шли к этому методом проб и ошибок. Но сейчас я действительно понимаю, что это хоть и сложный, но правильный путь.
— Для творческого коллектива необходимо правильно подобрать репертуар. Песен великое множество. Как решаете, каким произведениям отдать предпочтение?
Основой репертуара ансамбля «Верес» являются именно песни русских сёл Республики Татарстан. Пусть аудитория нашего слушателя не такая широкая, так как мы поем крестьянский фольклор без обработки и привнесения чего-то красивого, поем так как пели наши бабушки, учим их по записям, сделанным нами же в экспедициях, но это наш осознанный выбор. Мы любим эти песни, знаем исполнительниц этих песен, учимся у них, стараемся делать качественно и честно. И люди это понимают.
— В Татарстане, в части популяризации традиционной русской культуры, активно работает Региональная общественная организация «Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан» под руководством Ирины Алексеевны Александровской. Можно сказать, что ваши цели и задачи во многом совпадают. Сотрудничаете? Есть ли у вас совместные проекты?
Я считаю, что «Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан» многое делает для развития традиционной культуры. Ирина Алексеевна — не равнодушный человек, душой болеющий за нашу народную культуру, она смогла объединить разные коллективы города и Республики, задать правильный вектор. Наверное, не так много мероприятий, организованных русским национально-культурным объединением, где бы мы не принимали участия. Мы всегда откликаемся, и многие мероприятия считаем своими. Несколько лет я была ведущей «Святочных забав», «Кузьминок», коллективы являются постоянными участниками «Фестиваля русской песни им. А. Коткова», «Масленицы», «Каравона», «Троицы в Матюшино» можно еще много перечислять и это радует. Думаю, будут и новые совместные проекты, не менее яркие и интересные.
— А с другими, схожими с вашим направлением деятельности, творческими коллективами сотрудничаете?
Мы открыты для сотрудничества как в Татарстане, так и в России. Вообще, я считаю, что нужно больше общаться, дружить, учиться у других. У нас тоже есть уже некий опыт, которым мы охотно делимся.
— Вы — постоянный участник республиканского праздника «Широкая масленица». И в этом году Ваш коллектив вновь радовал зрителей…
Да, выход на сцену – это всегда ответственно, смотрят родители детей, коллеги, участники других ансамблей, гости. В этом году мы очень потрудились к Масленице. С детским ансамблем «Млада», многие участники, которого только-только делают первые шаги в мир народной культуры, мы учили весенние заклички, осваивали свистульки. С Народным хором Казанского государственного института культуры подготовили сцену «Масленица» из вокально-хореографической сюиты М. Фирсова «Картинки русского календаря». Ансамбль «Верес» познакомил гостей с песнями сёл Республики Татарстан в современном прочтении и даже в них мы сможем услышать голоса народных исполнителей. Это небольшой эксперимент, творческий поиск, которым нам хотелось поделиться. Это была новая программа, все самое свеженькое, новое, надеюсь, гостям было интересно.
— В завершение разговора, что можете пожелать читателям?
Хочу пожелать себе и всем, честно делать свое дело, не быть равнодушными, любить людей, беречь нашу природу, жить, дышать и петь!
Анастасия Исаева,
Информационный Центр ДДнТ
Для справки:
Самойлова Александра Васильевна родилась в Сарапульском районе Удмурткой Республики. Педагог в третьем поколении, общий стаж ее педагогической династии насчитывает более 200 лет.
Окончила музыкально-педагогический колледж на родине Чайковского в г. Воткинск, затем поступила и с отличием закончила Казанский государственный институт культуры, куда и была потом приглашена на преподавательскую деятельность.
Сейчас является доцентом кафедры этно-художественного творчества и музыкального образования Казанского государственного института культуры. Защитила кандидатскую диссертацию, интересуется традиционной народной культурой, руководит студенческим коллективом «Народный хор КазГИК», детским ансамблем «Млада» и ансамблем «Верес» г. Казани.
Воспитывает троих детей.