(14 мая 2018) Руководителем Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов в интервью рассказал о перспективах и целях ведомства по сохранению самобытности народов страны и укреплению единства.
— Игорь Вячеславович, сейчас идет формирование нового правительства, есть разговоры и вокруг Вашего ведомства, пару статей в одном издании прочитал даже с критикой, мол «кадровая проблема», какие-то там сроки по законопроекту пропустили… С чего вдруг у ФАДН России появились критиканы именно сейчас?
— Вы почти сами ответили на свой вопрос. Время напряженное, идет формирование нового правительства, кто-то, видимо, пытается поставить под сомнение правильность принятого руководством нашей страны в 2015 году решения о создании федерального органа исполнительной власти, отвечающего за национальные вопросы. Я достаточно давно занимаюсь политикой, совершенно нормально отношусь к критике, когда она конструктивна. Все идеально только у тех, кто вообще не работает, а мы работаем и делаем это совсем неплохо, да и кто пытается бросить на нас тень мне тоже понятно.
-Есть те, кто, мягко говоря, не очень рад эффективной реализации государственной национальной политики?
— Таких людей не может не быть, потому что мы последовательно и планомерно проводим свою линию в интересах государства и наших граждан, укрепляя единство многонационального народа, общероссийскую гражданскую идентичность и показываем очень неплохие результаты, естественно, далеко не всем это приходится по вкусу, прежде всего тем, кто не заинтересован в усилении государства и выстраивании четкой системы из-за расхождения с их личными интересами. Национальная политика на протяжении многих лет оставалась одной из самых болезненных для населения тем. Деструктивные процессы, начало которым было положено еще в 90-е годы прошлого века, носили устойчивый характер и при стечении определённых обстоятельств из незначительных конфликтов перерастали в масштабные столкновения с участием представителей разных национальностей. Пожар, конечно, тушили, но отсутствие системной работы приводило к новым и новым возгораниям, что постоянно угрожало целостности нашей страны, ослабляло ее. Идеологи того времени, которых немало и сейчас, последовательно проводили губительную политику сепаратизма, строительства «национальных государств», что устраивало как наших зарубежных «друзей», так и проводников их идей здесь, ведь за дестабилизацию щедро платили.
— Конечно, все мы помним события еще совсем недавнего прошлого. Но сейчас ведь ситуация изменилась?
— Да, ситуация изменилась коренным образом, хотя угрозы сохраняются, как внутри страны, так и за ее пределами. Общая конструктивная политика государства привела к тому, что и национальная политика стала обновляться, освобождаться от устаревших подходов, идеологических изъянов и перекосов, конечно, это непростой процесс, но именно этого требует дальнейшее укрепление мира и согласия в стране, без которых не возможен решительный экономический прорыв, обозначенный нам В.В. Путиным. На инаугурации прозвучали слова о том, что и дальнейшее развитие должно строится с учетом уникальности, самобытности нашей цивилизации, основанной на русской культурной доминанте и на этнокультурном многообразии всех народов России.
Многонациональность и поликонфессиональность, отличающие нашу страну, должны восприниматься как безусловные конкурентные преимущества. Тогда межнациональному миру ничего не будет угрожать, но для этого еще многое предстоит сделать.
— Каков вклад Вашего агентства в такие положительные изменения в национальной политике?
— Мы уполномоченное ведомство, одно из самых молодых, которому пришлось выстраивать свою работу фактически с нуля, да еще и в одной из самых сложных сфер. Национальность и вера — это настолько тонкие и глубоко личные темы, что реализация национальной политики сродни движению по минному полю, которое осилит только опытный сапер. Но гражданин никогда не будет удовлетворён, если будут задеваться его национальные или религиозные чувства, вот это наша главная забота.
В стране, где проживает около двухсот народов, нужно постоянно соблюдать баланс и не допускать никаких перекосов. В национальной политике, как нигде работает принцип «семь раз отмерь, один — отрежь». Нами проделана большая работа по выстраиванию и систематизации всех необходимых процессов, которых ранее просто не было, что позволило достигнуть стабильной положительной динамики ключевых показателей межнациональных отношений. Впервые за всю новейшую историю страны абсолютное большинство граждан из числа опрошенных — 93 % — подтвердили отсутствие к себе неприязни из-за национальности, а еще в 2013 году этот показатель находился на уровне 55,5 %. Все это следствие придания национальной политике государственного статуса благодаря формированию отдельной структуры в составе правительства. Значение этого решения Президента переоценить трудно, ведь помимо всего прочего, мы дали нашему многонациональному и поликонфессиональному обществу сигнал о том, что государство волнует национальный вопрос, удовлетворение этнокультурных потребностей каждого гражданина, и оно готово эти вопросы решать на самом высоком уровне. Как только мы запустили системные процессы на федеральном уровне, стали потихоньку подтягиваться и регионы, которые всегда эти вопросы оставляли где-то на периферии, пока те сами не напоминали о себе массовыми конфликтами, столкновениями и так далее.
— Очень сложная тема у Вашего ведомства, очень широкий круг полномочий. С нехваткой специалистов сталкиваетесь?
— Кадровый вопрос актуален для всех сфер, но для нас этот вопрос стоит особенно остро. И связано это прежде всего с тем, что за почти 20 лет забвения национальной политики, отсутствия спроса и востребованности государственных служащих в нашей сфере, естественно, привело к их дефициту. Сейчас мы пытаемся восполнить этот кадровый пробел, но на это требуется время. Люди с чисто академическими научными этнологическими, этнографическими знаниями, к сожалению, с поставленными задачами не всегда справляются, им сложно встраиваться в рутинную, четко регламентированную, чиновничью работу. Трудно их в этом упрекнуть, ведь они выбрали науку. А государственному служащему нужно владеть регламентом правительства, уметь готовить указы, приказы, постановления, законопроекты, где важно не только содержание, но и четкое соответствие требованиям к нормативному правовому акту и так далее. Сегодня нам нужны эффективные управленцы, опытные государственные служащие с глубоким пониманием темы, в которой они работают. И, конечно, вслед за нашим Президентом, мы делаем ставку на молодое поколение. Уверен, что они не только наше грядущее, но уже настоящее.
— И тем не менее у Вас сложилась опытная команда, способная в кратчайшие сроки решать сложные, годами не решаемые задачи: последовательно занимаетесь унификацией государственного управления в национальной сфере, кадровыми вопросами, разработали и внедрили по всей стране систему мониторинга межнациональных отношений, уникальную экспертную панель, объединившую 850 специалистов страны, разработали первую в Вашей сфере государственную программу. Что сейчас находится в центре внимания?
— Действительно за три года работы сделано немало, еще больше сделать предстоит. Сейчас внимание наше сосредоточено на выстраивании работы по новым полномочиям. Нами разработаны принципиально новые подходы к социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество, включая первый проект базового федерального закона в этой сфере, позволяющие в ближайшей перспективе существенно снизить уровень межнациональной напряженности между принимающим сообществом и прибывающими мигрантами. Кстати, до нас с этой задачей никто не мог справиться, даже когда существовало отдельное ведомство (ФМС), которое занималось исключительно миграционными вопросами, имея штат, многократно превышающий наш, и территориальные подразделения.
Мы системно работаем с субъектами по формированию их региональных программ, смещаем акцент с исключительно этноконфессиональной специфики региона, с зацикливания на фестивалях и праздниках в сторону формирования общегосударственных ценностей, идеалов, способствующих укреплению единства. По самым актуальным вопросам проводим семинары — совещания, в которых принимают участие представители всех регионов, курирующие наши вопросы на местах.
— А еще проводите интересные мероприятия, сумели «раскрутить» «Этнодиктант», в прошлом году — фотоконкурс «Русская цивилизация», проводите молодежные специализированные лагеря и так далее. Как удается все это делать на хорошем организационном уровне?
— Во всем нужна система, это не молниеносный результат, зато стабильный. Нами разработана и успешно апробирована концепция проведения мероприятий для молодежи разных национальностей, позволяющая эффективно решать сразу несколько задач за счет расширения идеологической составляющей: во-первых, повышать уровень общероссийской гражданской идентичности и уровень патриотизма, во-вторых, способствовать гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений; в-третьих, проводить профилактику экстремизма, в-четверных, повышать уровень знаний молодежи в отношении регулируемой ФАДН России сферы и претворять на практике меры, направленные на преодоление регионализации сознания молодежи, способствовать ее интеграции в общероссийский контент.
— Ждать от ФАДН России в ближайшей перспективе чего-то интересного в плане мероприятий?
— Да, конечно, в этом году мы подготовили несколько новых всероссийских проектов и акций, учитывая позитивный опыт 2016 и 2017 годов. Уже известные наши мероприятия станут ещё масштабнее, ещё интереснее. Мы ведь часть общего механизма нашего правительства и работаем на общий результат, на благо страны и граждан. Перед правительством поставлены грандиозные задачи, в своей части сделаем все, чтобы они были достигнуты.